В Великой Отечественной войне участвовали более 70 тыс. собак: подрывали поезда и бронетехнику с врагами, вытаскивали раненых с поля боя, ходили в разведку. Участвовали собаки и в Параде Победы на Красной площади. А Джульбарс, обнаруживший за время службы порядка 7,5 тыс. мин и 150 снарядов, был удостоен медали «За боевые заслуги».
19 августа стал Днём фронтовой собаки потому, что именно в этот день в 1943 году в Белоруссии овчарка Дина впервые сумела подорвать железную дорогу перед приближающимся вражеским эшелоном и при этом выжить. Собака доставила на пути сумку с зарядом, выдернула чеку и успела отбежать. Тогда были уничтожены 10 вагонов.
Сегодня четвероногие бойцы вместе с человеком участвуют в специальной военной операции: защищают и охраняют людей, за километры предупреждая их об атаке дронов или о минах, доставляя боеприпасы и другие грузы в зону боевых действий, отыскивают раненых под завалами.
Ветеран Афганистана, кавалер ордена Боевого Красного Знамени Вячеслав Климов даже спустя десятки лет не может без волнения вспоминать о своей фронтовой собаке — немецкой овчарке Энди. Хвостатого помощника молодой минёр-кинолог получил после того, как прежнего инструктора из-за болезни отправили в госпиталь на лечение. Человек и овчарка подружились настолько, что спали под одной плащ-палаткой, спиной к спине. К инструктору не могли подойти не то что душманы, даже свои — днём или ночью.
«У Энди был непростой характер. Она никого не подпускала, не брала ничего с чужих рук. Такая, какой и должна быть овчарка, строгая была»,
— вспоминает ветеран.
Овчарка шла в голове колонны и в случае подозрительной находки определяла её опасность.
«Она находила всё: и тротил, и взрывчатку. И даже если остатки мин или неразорвавшиеся снаряды — всё, что издаёт металлический запах, она обнаруживала. Даже если, допустим, душманы закапывали итальянскую мину, они перед этим снимали колпачок, а потом вкручивали детонатор. Колпачок они не выбрасывали, а закапывали. Но Энди и такие находки делала»,
— рассказывает Вячеслав Климов.
Во время одной их операций собака обнаружила неизвлекаемую мину. Такие через 10 лет запретили на международном уровне, а в 1980-х в Афганистане их ещё использовали. За секунду до взрыва инструктор прикрыл Энди собой и был тяжело ранен. Военнослужащий лишился зрения и был эвакуирован сначала в госпиталь в Кабуле, а затем в Союз. А его овчарка погибла спустя пару месяцев, подорвавшись на мине.
«После этого я тоже брал овчарку, но пришло время, и она умерла от старости. Теперь, хотя дочка предлагает взять собаку, я отказываюсь… Они мне по ночам снятся, эти овчарки, которые ушли…»,
— делится Вячеслав Климов.
Защищать своего хозяина будет любая собака, но в военном деле нет равных немецким и восточно-европейским овчаркам. Это идеальные солдаты, беспрекословно выполняющие команды, говорят опытные собаководы.
«У нас был случай в тогда ещё милицейской кинологической службе. Сотрудники преследовали жулика, он прыгнул с крыши на крышу, а собаке была уже дана команда на задержание. Она прыгнула и разбилась. Среднеазиатская овчарка не прыгнула бы»,
— рассказывает начальник Ставропольского городского клуба служебного собаководства Евгения Ермолова.
Немецкие овчарки более работоспособные, выносливые и послушные. По словам инструктора-собаковода из Ессентуков Елены Шуваловой, много лет назад немецкая овчарка навсегда завоевала её сердце.
«Это универсальная собака, она может и охранять, и искать, то есть немецкие овчарки занимают более высокое место в работе, в общении, в содержании, во всём, чем некоторые другие породы»,
— говорит Елена Шувалова.
Ранее Елена Шувалова готовила собак для службы на границе. Сейчас такие обученные хвостатые бойцы могли бы пригодиться в зоне СВО. У немецких овчарок для этого есть все необходимые качества.
«Я недавно с ребятами, которые вернулись с СВО, общалась. Они говорят: нам нужны такие собаки, которые услышат опасность и нас оповестят. Кажется, что собака ничего не делает, а она своим чутьём всё равно говорит: там опасность. В любом случае собаки обученные всегда спасают жизни»,
— говорит Елена Шувалова.
По словам Евгении Ермоловой, фронтовые собаки заслужили свой праздник. Своей преданностью, спасением жизней людей и любовью к человеку.
Ранее сообщалось, что по поручению губернатора Ставрополья Владимира Владимирова в регионе разработали новый порядок обращения с бездомными животными. Для бродячих собак и кошек в крае построили пункты временного содержания.