чт, 19 сент.
05:51
Ставрополь
+10 °С, ясно
Эксклюзивы

Новый полис и дефицит водителей: как и почему могут измениться цены на такси на Ставрополье

16 сентября , 14:48ОбществоФото: Анна Егазарян / ИА «Победа26»

С 1 сентября в России вступили в силу нововведения в законодательстве, связанные с работой такси. В частности, для таксомоторных перевозок вводится новый документ — полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Вырастет ли стоимость такси для потребителей? Корреспондент «Победы26» изучил ситуацию и поговорил с экспертами.

Повысят цены или уйдут в тень

Прогнозы по поводу цен на поездки разнятся. Некоторые эксперты считают, что грядёт подорожание в разы. Другие же полагают, что такие опасения чрезмерны и волноваться не стоит.

Заявляющие о перспективах роста стоимости ссылаются на ряд факторов. Полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика лишь один из них. Закон вступил в силу с 1 сентября, однако на то, чтобы всё оформить, дали ещё два месяца, в течение которых за отсутствие полиса наказывать не будут.

Средняя стоимость ОСГОП невелика: по данным регионального отделения Общественного совета по развитию такси, на Ставрополье такой документ будет стоить порядка 3,4 тыс. рублей в год. Но новое требование может наложиться на другой фактор — кадровую проблему в отрасли. Таксистов и сейчас не хватает. А с нововведением дефицит может вырасти, полагают специалисты.

Эксперты считают, во что выльется применение полиса ОСГОП на дорогах страны
Фото: ИА «Победа26»

Например, глава ассоциации «Цифровой мир» Валерий Корнеев в своих соцсетях говорит, что по данным опроса, проведённого этой организацией, более 70% водителей готовы уйти в нелегальный сектор, если от них будут требовать безусловного исполнения всех требований закона о такси.

Зачем ещё один полис?

В России страхование гражданской ответственности перевозчика не новинка. ОСГОП работает в стране уже больше 10 лет на всех видах транспорта. Исключением были лишь такси и метро. Теперь и они включены в это правовое поле.

Полис ОСГОП оформляется на каждую машину и предполагает страховые выплаты пострадавшим в ДТП пассажирам.

По закону за гибель пассажира страховая сумма составит не менее 2 млн 25 тыс. рублей; за причинение вреда здоровью — не менее 2 млн рублей. За ущерб имуществу — не менее 23 тыс. рублей на одного пассажира.

За отсутствие полиса ОСГОП перевозчика ждёт штраф. Индивидуальный предприниматель или руководитель транспортной компании заплатит от 40 до 50 тыс. рублей. Компанию могут наказать на сумму от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Проверки наличия у таксистов полиса ОСГОП начнутся в ноябре, говорят в миндоре Ставрополья
Фото: ИА «Победа26»

В ряде случаев страховая компания может отказать в выплатах ущерба, и компенсировать его придётся перевозчику. Так будет, если зафиксирован умысел перевозчика; водитель был пьян; таксист оказался пройти медосвидетельствование; машина вышла в рейс неисправной; водитель не прошёл обязательный медосмотр или если будет усмотрено нарушение режима труда и отдыха водителя.

При получении травм пассажирам нужно оперативно получить справку у медиков и подать заявление в страховую компанию. На выплаты в случае гибели человека могут рассчитывать его наследники.

Возмещение ущерба происходит и по полису ОСГОП перевозчика и по полису ОСАГО виновника аварии, отмечают эксперты.

Проблема не только в страховке

Представитель Общественного совета по развитию такси в Ставропольском крае Александр Деренко уверен, что поводов для паники нет. Но проблемы существуют.

«Говорить о том, что введение ОСГОП приведёт к резкому обрушению в отрасли, нельзя. Те, кто находится в правовом поле, понимают, что стоимость ОСГОП в Ставропольском крае невысока. А вот те, кто не дошёл даже до того, чтобы сделать ОСАГО с отметкой «такси», разве они пойдут оформлять полис ОСГОП? Нет, конечно. А когда подойдёт время и Минтранс начнёт удалять разрешения на работу в такси из реестра перевозчиков — тогда мы получим просто очень большой парк нелегалов.

— говорит Александр Деренко.

Стоимость полиса ОСГОП в Ставропольском крае составляет порядка 3,6 тыс. рублей, говорит Александр Деренко
Фото: из личного архива Александр Деренко

По мнению Александра Деренко, в этой ситуации многое зависит от того, как будут вести себя агрегаторы (службы заказа такси).

«Они до сих пор не удалили возможность работы нелегалов в своей программе», 

— отмечает эксперт.

Он напомнил и об эксперименте, который провёл один из крупнейших российских перевозчиков. В одном из городов водителям такси поставили условие: работать могут только те, у кого есть полис, путевые листы и все необходимые по закону документы, кто внесён в реестр перевозчиков. На линию в тот день смогли выйти лишь 5–10% от общего количества таксистов. По городу резко взлетели цены, увеличились случаи задержки такси. Это продолжалось до тех пор, пока эксперимент не завершили.

«Пересядут на другой транспорт»

Руководитель одного из небольших таксопарков Ставрополя Андрей Фоменко убеждён, что какого-то экстремального роста цен в такси не произойдёт. Во всяком случае из-за введения нового полиса этого ждать не следует. Постепенно, говорит эксперт, количество такси может уменьшиться из-за того, что пассажиры будут отдавать предпочтение поездкам на автобусах и троллейбусах. Дело в экономике.

«Со временем общественный транспорт заменит такси. Цены растут: поездка с севера на юг Ставрополя раньше стоила 200 рублей, а сейчас 500, а когда-то можно было и за 100 доехать», 

— говорит владелец таксопарка.

На рост цен в такси по сравнению с 2023 годом пожаловалась и читательница «Победы26» из Пятигорска.

«У нас и общественного транспорта толком нет, особенно между городами, и такси взлетело вдвое за год. Коллега ездил за 1 тыс. рублей из Пятигорска в Кисловодск туда и обратно, сейчас столько стоит поездка в один конец», 

— жалуется Виктория.

Выходит, цены растут и без нового полиса ОСГОП. Растут затраты таксопарков и таксистов на горючее, на техосмотр, на оплату услуг служб заказа такси и другие расходы, дорожают автомобили, их аренда и ремонт.

«Нелегалы над нами смеются»

Водитель такси из Нефтекумского округа Андрей К. прошёл полный цикл оформления полиса ОСГОП и ожидает выдачи документа от своей страховой компании. Работать честно, не уходя в тень, можно, даже с учётом всех законодательных нововведений, говорит таксист. Можно, но очень обидно.

«Все изменения приведут к упорядочению. Единственный минус во всей этой ситуации — на тех, кто нелегально работает, почему-то не распространяются никакие санкции. Самое обидное, что у нас кто легально работает, тот старается всё уплачивать и соблюдать все правила, а кто нелегально работает — они крутят пальцем у виска, глядя на нас, и стоят себе на своих точках, улыбаются», 

— делится самозанятый водитель такси.

Законопослушные таксисты выполняют все требования, а нелегалы над ними смеются, говорит таксист из Нефтекумска
Фото: ИА «Победа26»

Андрей рассказывает, что работа у легального таксиста не очень доходная, выходит порядка 250 рублей в час, но для выживания средств хватает. Ещё бы навести порядок с нелегалами, чтобы все были в равных условиях.

Проблема нелегальной занятости в такси — федерального масштаба. По разным оценкам в России на сегодняшний день без полиса ОСАГО для такси по дорогам страны ездят от 40 до 60% водителей. После вступления в силу закона о такси в сентябре 2023 года сделавших нужную отметку в полисе ОСАГО таксистов стало больше, но не настолько, чтобы это могло в корне изменить ситуацию.

Успеть до ноября

В миндоре Ставропольского края говорят, что начнут контролировать выполнение закона о такси, в том числе проверять наличие полиса ОСГОП, с ноября. Как отмечают в ведомстве, в регионе три реестра, в которые включены службы заказа такси (таких на Ставрополье 24), перевозчики (580) и автомобили (более 6,1 тыс.).

Среди перевозчиков могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, самозанятые.

За нарушение новых требований к такси, подтвердили в миндоре, до ноября наказывать не будут.

«Предусмотрен переходный период (60 дней), в течение которого все перевозчики обязаны оформить полис. Соответственно, мы не будем требовать в течение этого времени наличия полиса, а уже в ноябре при проведении контрольно-надзорных мероприятий будем привлекать в случае его отсутствия к административной ответственности. Как перевозчиков, так и водителей», 

— говорит замглавы краевого миндора Денис Янаков.

Заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Денис Янаков
Фото: Алёна Шафранова / ИА «Победа26»

Что будут проверять?

Таксисту во время работы на линии нужно иметь при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства в ГИБДД, полис ОСАГО с отметкой «такси», полис ОСГОП, разрешение перевозчика, путевой лист. Документы могут быть в бумажном варианте (оригинал) или электронном. Отсканированные изображения не подойдут.

На автомобиле должен быть фонарь оранжевого цвета и цветографическая схема, установленная в регионе («шашечки» на кузове).

«Требования к цвету и году выпуска транспортного средства (такси) на территории Ставропольского края не установлены», 

— уточнили в краевом миндоре.

В Ставропольском крае особых требований к оформлению такси нет: только фонарь и «шашечки» на кузове
Фото: ИА «Победа26»

Также в салоне должны быть актуальные данные о водителе и перевозчике.

Таксист обязан ежедневно проходить предрейсовый медосмотр и техосмотр.

«На Ставрополье в каждом административном центре в среднем по пять станций техобслуживания. В Ставрополе действует более 20 таких точек выпуска. Пройти осмотр водитель может и не по месту жительства. Ему нужно доехать без путевого листа и без пассажиров до пункта выпуска. Далее он получает путевой лист и может выполнять перевозки», 

— комментирует Денис Янаков.

Дефицит вопреки высоким зарплатам

Водитель такси — профессия дефицитная. Такие специалисты нужны везде. Чтобы понять это, достаточно заглянуть в сервисы по поиску работы — там есть приглашения на должность таксиста с высокими зарплатами. Например, один из крупных российских перевозчиков предлагает водителям без опыта зарплату в Ставрополе до 100 тыс. рублей на руки. В сервисах доставки посылок водителям обещают чуть ли не четверть миллиона рублей в месяц.

О дефиците водителей такси в отрасли говорил на Восточном экономическом форуме топ-менеджер одного из крупнейших российских перевозчиков Антон Петраков. По его словам, к концу года в России будет не хватать около 130 тыс. водителей. Причины — ужесточение миграционной политики и усиление регулирования в отрасли.

«Водители переходят в другие сферы, где сопоставимые доходы, но меньше требований и расходов»,

— отметил Петраков.

В одном из таксопарков Ставрополя подтвердили информацию о дефиците водительского состава. Часть таксистов ушла на СВО, часть — перебирается в более доходные отрасли.

«У нас несколько человек уже побывало на СВО, один погиб, один вернулся, был в плену, один раненый, покалеченный, сейчас снова ездит. Зарплаты там неплохие, с такими достаточно сложно конкурировать, и многие обычные люди идут туда. Плюс это ещё и преференции в плане кредитов, долгов, алиментов», 

 рассказывает владелец таксопарка Андрей Фоменко.

Часть таксистов не желает выходить из тени из-за того, что официальный размер зарплаты лишит их господдержки.

«У некоторых есть судебные иски, алиментные обязательства. Они из-за этого не хотят регистрировать свой дополнительный заработок в такси, потому что создали вторые семьи, которые нужно содержать, и они не знают, как жить», 

— говорит региональный представитель Общественного совета по развитию такси Александр Деренко.

Ранее сообщалось, что в такси на Ставрополье обяжут страховать пассажиров.

Напомним, миндор региона по поручению губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова курирует вопросы закупки автобусов для пассажирских перевозок. В начале года регион получил 20 новых автобусов среднего класса.    

Авторы:Андрей Шворнев