Спрос на репетиторов ощутимо растёт на Ставрополье. По данным «Авито», в преддверии нового учебного года по сравнению с августом 2023 года спрос на них увеличился на 36%. Самыми востребованными остаются преподаватели математики, русского языка, химии, биологии и физики.
Растёт и число объявлений об услугах репетиторов. Годовой прирост таких предложений составил 37%. Так, учителя биологии стали предлагать свою помощь на 55% чаще, математики — на 49%, химии — на 48%, русского языка — на 34%. И это статистика только одного из сервисов объявлений.
О своём опыте сдачи ОГЭ в 2024 году рассказала выпускница ставропольской школы №29. Будучи круглой отличницей, она начала заниматься с репетиторами с 1 сентября.
«Чем ближе дело шло к экзаменам, тем больше казалось, что я ничего не сдам. Варианты постоянно обновляли, а учителя и репетиторы готовили к худшему. На деле, конечно, всё оказалось не так страшно. Благодаря подготовке задания не казались особо тяжёлыми. Однако денег на неё ушло немало»,
— сообщила она.
Упор бывшая школьница и её родители сделали на подготовку к основным экзаменам. Для сдачи предметов по выбору — обществознания и географии — наставников решили не нанимать. Другие дополнительные предметы сдать без репетитора, имея только базовые знания с уроков, нельзя, уверена ставропольчанка.
Результаты по всем экзаменам вышли отличными — одни пятёрки. Девушка полагает, что смогла бы сдать ОГЭ, готовясь только самостоятельно, но итог не был бы таким высоким.
«По большей части у всех были репетиторы. Также учителя проводили занятия после уроков. К сожалению, ни одна бесплатная консультация, на которой я была, не дала ничего полезного ни мне, ни моим одноклассникам»,
— обрисовала ситуацию выпускница.
Один из ключевых аргументов в пользу репетиторства — индивидуальный подход к ребёнку — в школе задача практически невыполнимая, объясняет молодой учитель истории и обществознания из Ставрополя Татьяна Иванова. У девушки двухлетний педагогический стаж, репетитором при этом она начала подрабатывать три года назад.
«Длительность урока — 40–45 минут. За это время учителю необходимо успеть проверить знание предыдущей темы, дать новый материал и подготовить ребят к сдаче экзамена. Как бы педагог ни старался, тяжело всё вместить. Многие проводят консультации после уроков и на выходных, но этого также недостаточно»,
— сказала Татьяна Иванова.
Учитель уверяет: если ребёнок самостоятельный — дома решает КИМы без перерыва на протяжении двух лет, — сможет подготовиться к экзаменам сам. Но есть нюансы, разобраться в которых помогает именно репетитор.
Каждый год ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) выпускает кодификатор, содержащий все темы, которые могут встретиться в различных экзаменационных вариантах.
«Если ребёнок не будет обращать внимания на критерии оценивания заданий, то он не увидит подводных камней. Так, в ЕГЭ по обществознанию необходимо составить сложный план темы «предпринимательство», содержащий не менее трëх подпунктов. Обычно дети пишут минимум, как и указывает задание, но чтобы хорошо раскрыть тему, следует написать шесть или семь аспектов. Потерять баллы легко»,
— рассказала Татьяна Иванова.
Учителям и репетиторам следует регулярно повышать квалификацию для своевременной помощи экзаменуемым, уверена ставропольчанка.
Член Общественной палаты Ставрополья и председатель Совета отцов края Александр Резюк уверен, что дети не усваивают весь объём школьной программы, поскольку часто отвлекаются на гаджеты. Находясь в соцсетях, мессенджерах, на площадках онлайн-игр, они поглощают огромные объёмы лишней информации, место которой могли бы занять знания, полученные на уроках.
По его мнению, причина повышенного спроса на репетиторов кроется не в проблемах системы образования, а в ответственном подходе родителей к подготовке детей.
«Современные учебные программы отличаются от тех, по которым учились мы. Родителю, который чаще всего занят, проще нанять репетитора. Моя средняя дочь сейчас перешла в шестой класс. Хоть она и не сдаёт экзамены, но дополнительно занимается русским, английским языками и литературой. Это наше желание помочь ей полностью усвоить материал»,
— сообщил глава Совета отцов края.
С мнением Александра Резюка согласна учитель русского языка и литературы с 22-летним стажем, репетитор Наталия Бондаренко. Опираясь на свой опыт, она объяснила, почему наставники необходимы современным детям.
«В наши дни ребёнок не всегда способен сконцентрироваться самостоятельно на уроке: всему виной гаджеты, гиперактивность, рассеянное внимание. И таких детей становится всё больше и больше»,
— поделилась наблюдениями педагог.
Кроме того, актуальна проблема дефицита кадров. Учителя с большим опытом преподавания, а также молодые педагоги уходят из школ из-за низкой заработной платы. Педагог заметила: многие родители не хотят, чтобы их дети строили свои знания на уроках, где преподаёт специалист, который замещает и физика, и химика, и биолога, и географа одновременно.
«Ни один из этих предметов не будет в должной мере освоен не то что ребёнком, но даже тем, кто замещает. Родитель, который задумывается о развитии своего ребёнка, будет искать хороших репетиторов. Это нормальное явление»,
— уверена Наталия Бондаренко.
При этом персональных наставников нанимают не отпетым двоечникам, как это было принято раньше, а успевающим ученикам. Родители хотят «закрепить эффект» и «усилить работу учителя», рассказала репетитор.
«Как мне кажется, мы возвращаемся к дореволюционному процессу обучения, когда на хорошее качественное образование могли претендовать только семьи с деньгами, а всем остальным отводилась незавидная участь получить минимальное образование и пополнить ряды рабочего класса»,
— констатировала ставропольчанка.
По сравнению с заработком школьного учителя услуги репетиторов оплачиваются в разы выше. Наталия Бондаренко рассказала, что на протяжении последних 12 лет совмещала работу педагога и тьюторство, чтобы вместе с супругом обеспечить своей семье достойный уровень жизни.
«Говорят, что учительство — это хобби, которое не каждый может себе позволить. Когда я на транквилизаторах заканчивала последний учебный год, поняла, что необходимо уйти в репетиторскую деятельность полностью»,
— сказала собеседница.
Наталия Бондаренко к этому моменту оформила самозанятость.
«Есть множество различных платформ-агрегаторов, предлагающих услуги профессионалов. Таким сервисам необходимо оплачивать комиссию, причём достаточно высокую. Средняя будет от 6 тыс. рублей, это сразу влияет на стоимость занятий на платформе. Мои 60 минут онлайн-урока я оцениваю от 1,7 тыс. рублей. Для родителей тех детей, которые ко мне пришли через платформу из Москвы или Санкт-Петербурга, это небольшие деньги»,
— уточнила репетитор.
Наталия Бондаренко добавила: если ребёнок в состоянии сконцентрироваться самостоятельно и организовать свой процесс обучения, ему репетиторы не нужны. В интернете достаточное количество бесплатных онлайн-ресурсов и видеороликов с объяснением материала.