Ставрополь принял финал Всероссийского фестиваля искусственного интеллекта и алгоритмического программирования RuCode. Чемпионат прошёл в Северо-Кавказском федеральном университете. Участники прослушали лекции от экспертов ИТ-индустрии, посетили семинары, мастер-классы и квизы, соревновались на чемпионате по программированию.
На одном из семинаров обсуждали роль технологий в образовательном процессе. Эксперт платформы «МТС Линк» Константин Лукашов отметил, что использование цифровых сервисов в обучении позволяет закрыть огромное количество задач. Это доказал период пандемии, когда учебные заведения были вынуждены перейти на дистанционный формат работы.
«В тот период рынок цифровых индустрий вырос на 113%. Такой скачок произошёл, когда организации образования перешли на дистанционное обучение. Стало понятно, что применение цифровых технологий решает огромное количество задач и может быть даже эффективнее, чем традиционное обучение»,
— рассказал Константин Лукашов.
В период пандемии количество цифровых сервисов и их интерфейсы для проведения дистанционных занятий были не слишком разнообразны. Сегодня технологии позволяют на одной платформе создавать образовательный контент, вести учёт успеваемости, что разгружает педагогов и позволяет им наглядно увидеть эффективность уроков. Благодаря технологиям лекцию в онлайне одновременно могут послушать до 5 тыс. участников. Удержать их внимание позволяют интерактивы, которые также можно внедрять онлайн.
«Например, есть модуль, позволяющий использовать гибридное обучение, когда часть студентов посещает занятия очно, а часть подключается онлайн. Преподаватель видит всех, а студенты видят и аудиторию, и доску, и лектора. Они могут задавать вопросы или комментировать лекцию, что создаёт ощущение полного присутствия и погружения. Также преподаватели сегодня могут использовать конструктор курсов, которыми могут делиться со студентами или школьниками. Там же есть тесты, ведётся учёт успеваемости, а преподаватель может отслеживать показатели вовлечённости аудитории»,
— пояснил эксперт.
По словам Константина Лукашова, сильная сторона онлайн коммуникации в том, что в одном месте можно собрать людей даже из разных стран. Для этого на платформе есть функция синхронного перевода. Информация становится доступной всем, если есть интернет.
Сегодня образование является одним из лидеров по внедрению цифровизации. С начала года в Ставропольском крае провели 750 онлайн-встреч, 49 из них — в формате крупного вебинара, где собирались десятки или сотни пользователей. По прогнозам экспертов, к концу 2024 года применение технологий для обучения достигнет 60%. Ощутимую поддержку этого направления оказывает государство. По одному из проектов более 100 университетов страны — два из них из Ставрополя — к 2030 году станут передовыми. В них откроют цифровые кафедры и будут готовить специалистов высокого класса.
«Сегодня в образование также внедряют технологии искусственного интеллекта (ИИ), которые позволяют преобразовать в текст всё, о чём говорят на занятии или совещании, и сделать краткую выжимку. Или вместо видеозаписи встречи посмотреть короткий клип с самыми важными моментами, которые выберет ИИ»,
— добавил Константин.
Отечественные компании включают свои решения в реестр российского программного обеспечения и соблюдают требования по работе с персональными данными. Константин Лукашов подчеркнул, что использование отечественного ПО защищает пользователей от возможных неприятностей.
«В прошлом году ряд вузов столкнулся с проблемой, когда одна из зарубежных компаний неожиданно заблокировала работу своих сервисов в России. Все данные были потеряны, ход учебного процесса нарушен. Использование отечественного ПО даёт уверенность, что этого не произойдёт»,
— поделился он.
По мнению Лукашова, в онлайн сегодня может выйти любая отрасль, при этом эффективность организации повысится.
«Сейчас в онлайн уходит то, что раньше казалось невозможным. Например, проект МТС и ГИТИСа, который позволяет абитуриентам пройти консультации с преподавателями в режиме онлайн. Теперь принять участие в них могут те, кто по каким-либо причинам не может приехать лично. Технологии позволяют выявить талантливых людей и сделать образование доступным для всех в равной степени, даже для абитуриентов из удаленных регионов»,
— заключил эксперт.