чт, 12 дек.
13:32
Ставрополь
+3 °С, облачно
Эксклюзивы

«Богатство в полудиком состоянии»: как доктор Смирнов развивал курорты Кавминвод

29 ноября , 17:05ОбществоФото: Камилла Улубаева / ИА «Победа26»

В Пятигорске на улице Кирова можно увидеть непримечательное старинное здание, которое теперь делят два магазина. В XIX веке эта улица была Царской, а в доме жил директор Кавказских Минеральных Вод, основоположник русской бальнеологии, доктор медицины Семён Алексеевич Смирнов. В 2024 году со дня его рождения исполнилось 205 лет. Подробности биографии человека, чьё имя сегодня носят источник в Железноводске и улицы на курортах КМВ, узнал корреспондент «Победы26».

Болел душой за КМВ

О праве считать доктора Смирнова своим уроженцем спорят Брянская и Орловская области. Будущий светоч бальнеологии родился в селе Радогощь на Орловщине, которое позднее перешло в состав Комаричского района Брянской области. Образование получал в Орловской гимназии. Могут претендовать на имя Смирнова и Кавказские Минеральные Воды, которым учёный посвятил свою долгую жизнь и научные труды.

Семён Алексеевич Смирнов
Фото: ru.wikipedia.org

В 16 лет Семён Смирнов поступил в Московский университет, где изучал медицину. Через три года после выпуска защитил докторскую диссертацию по теме «Мочевая кислота и её диагностическое значение».

Биографы указывают, что он бывал на европейских курортах, где познакомился с основами бальнеологии и курортологии. Эти знания ему вскоре пригодились — как и опыт редактирования и издания в 1858–1861 годах «Московской медицинской газеты» совместно с профессором Московского университета Фёдором Иноземцевым.

В 1861 этот КМВ взял в аренду предприниматель Николай Новосельский. Край был убыточным и, увлечённый развитием Одесского порта и другими прибыльными проектами, арендатор пригласил заниматься курортами доктора Смирнова. Семён Алексеевич оставил карьеру в столице и в 1862 году уехал жить и работать на Воды.

Николай Новосельский — один из арендаторов КМВ
Фото: ru.wikipedia.org

Смирнов взялся за дело с большим энтузиазмом. Работать было над чем.

«При первом моём знакомстве с замечательным богатством и разнообразием наших Вод я был поражён богатством этого края. Но вместе с тем болела душа и оскорблялось национальное чувство, видя, что богатство в таком первобытном, полудиком состоянии», 

— писал позднее Семён Алексеевич.

Так выглядел Кисловодск в 1870-х гг.
Фото: Рисунок с натуры Н.Некрасова / Государственный архив Ставропольского края

Метеостанция и лепёшки из соли

По инициативе Смирнова в Пятигорске, Кисловодске и Ессентуках открыли метеостанции для сбора информации и анализа климатических условий на курортах КМВ.

Главным достоянием курортов доктор считал источники минеральной воды, которые требовали тщательного изучения. В 1863 году в Пятигорске Семён Смирнов открыл первую на курортах России химлабораторию, в которой проводились сравнительные анализы целебных грязей и воды из разных источников.

Николаевские и Старые Ермоловские ванны в Пятигорске
Фото: Рисунок с натуры Н.Некрасова / Государственный архив Ставропольского края

Семён Смирнов поручил известному естествоведу Фридриху Байерну, более 20 лет посвятившему изучению кавказских минералов, растений и насекомых, обратить внимание на горные породы КМВ, что и было выполнено со всем тщанием.

Павильон над источником №17 в Ессентуках
Фото: Рисунок с натуры Н.Некрасова / Государственный архив Ставропольского края

Большое внимание было уделено каптажным работам в Ессентуках и Железноводске, отремонтированы, а где-то и построены новые колодцы источников № 17 и 5, а над источником № 4 воздвигли беседку; в Железноводске разработан источник «Грязнушка» — сегодня это Смирновский источник.

Вокзал в Железноводске
Фото: Рисунок с натуры Н.Некрасова / Государственный архив Ставропольского края

В 1864 году Смирнов поручил заведующему химической лабораторией, известному исследователю минеральных вод Северного Кавказа Теодору Шмидту разработать процесс получения лечебных солей из источника Ессентуки № 17. Из этого материала в 1863 году начали готовить «Ессентукские лепёшки».

Смирнов и его соратники предложили также разливать целебную минералку по бутылкам и развозить по всей России вместо заграничной воды.

Будучи патриотом, Смирнов пропагандировал российские курорты в то время, как большинство богатых жителей страны выезжали на лечение в Европу — Баден-Баден, Карлсбад, Мариенбад, Лазурный Берег. И если прежде пациентов, приезжавших на Воды, лечили по очереди в Пятигорске, затем в Железноводске или Ессентуках, а завершали курс в Кисловодске, то доктор Смирнов установил, что пациентам с урологическими проблемами и болезнями желудочно-кишечного тракта лучше помогут минеральные воды Железноводска. В Пятигорск следует ехать страдающим заболеваниями опорно-двигательной и нервной систем, кожи, женской половой системы. Ессентуки — известный гастроэнтерологический курорт, а в Кисловодске минеральная вода укрепляет сердечно-сосудистую и нервную системы.

Муравьёвские и Барятинские ванны
Фото: Рисунок с натуры Н.Некрасова / Государственный архив Ставропольского края

По поручению главного врача Кавминвод, а именно такое звание носил доктор Смирнов, на Водах построили кумысное заведение, чтобы кумыс пить вместе с горячей минеральной водой. Также с подачи Смирнова на всех курортах учредили должность группового врача, а некоторых практикующих медиков для повышения квалификация отправили на курорты за рубеж.

Горы Железная и Змеиная
Фото: Рисунок с натуры Н.Некрасова / Государственный архив Ставропольского края

Уже в 1864 году Смирнов издал первый путеводитель по Кавказским Минеральным Водам. А в 1874 году пригласил на Воды знаменитого французского гидротехника Жюля Франсуа, чтобы разработать существующие источники по всем правилам. К тому времени у Франсуа уже был опыт благоустройства курортов Европы. Француза поразили возможности региона Кавказских Минеральных Вод.

«В целой Европе не существует такого счастливого сочетания столь разнообразных ключей на сравнительно небольшом пространстве. Без сомнения, с выполнением предполагаемых технических работ кавказские воды должны стать в ряду лучших европейских вод», 

— писал Франсуа.

На службе у «страждущего человечества»

Смирнов стал инициатором открытия Русского бальнеологического общества, куда пригласил не только врачей, практиковавших на Кавминводах, но и геологов, химиков, архитекторов, известных общественников, проживавших на Водах, в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Это общество стало отправной точкой для развития отечественной курортологии.

РБО под руководством Смирнова за полвека провело более 500 заседаний. К началу Первой мировой войны в нём состояли более 120 членов, в том числе из-за рубежа. Девизом общества стали слова: «Наука, страждущее человечество и Родина».

В Пятигорске и сейчас работает НИИ курортологии, созданный по инициативе Русского бальнеологического общества
Фото: ИА «Победа26»

Результаты научных изысканий члены РБО публиковали в журнале «Записки Русского бальнеологического общества», первым редактором которого был Семён Смирнов. Именно на страницах этого издания впервые сформулировали концепцию русской бальнеологии.

Общество стало инициатором организации для приезжающих на Воды врачебных консультаций.

«Эти консультации, состоявшие в основном из врачей РБО, приобрели среди больных широкую популярность и представляли собой по существу зародыши амбулаторно-поликлинического обслуживания курортных больных», 

— писал в середине XX века сотрудник НИИ курортологии Николай Хойнацкий на страницах вестника РБО.

Традиции Русского бальнеологического общества по сей день чтят в действующем НИИ курортологии.

Первая в России курортная газета

Оказавшись на посту руководителя Кавминвод, Смирнов принял решение об оборудовании типографии. Печатный станок выписали из-за границы, часть шрифтов приобрели в колонии Каррас, которую создали миссионеры из Шотландии.

В регионе появилась первая в России курортная газета — «Листок для посетителей Кавказских Минеральных Вод», еженедельник, выходивший не одно десятилетие в курортный сезон. Издание носило справочный характер.

В нём публиковалась информация о тех, кто приехал на Воды и где остановился, кто уехал, какие врачи и где принимают посетителей. Здесь же можно было получить информацию о гастролях артистов и данные от метеостанции. Публиковались заметки об изучении минеральных вод курортов.

Позднее, уже после того, как Смирнов покинул пост директора Кавминвод, газета коммерциализировалась, в ней появились первые рекламные сообщения, правительственные распоряжения, информация о работе дилижансов, частные объявления. Ещё через десятилетие стали выходить «Прибавления к «Сезонному листку для посетителей Кавказских Минеральных Вод», чаще всего с телеграммами Северного телеграфного агентства.

Первый выпуск «Листка» вышел в свет 18 мая 1863 года. Эта дату теперь отмечают как День ставропольской прессы.

Не прощаясь с Кавказом

Срок полномочий доктора Смирнова в качестве директора КМВ завершился после 1871 года. Однако он остался на Водах и продолжал руководить созданным им профессиональным сообществом бальнеологов, занимался частной медицинской практикой.

В 1880-е годы КМВ перешли в госсобственность и ими управляли правительственные комиссары, с одним из которых Смирнов вступил в конфликт, порицая безответственное отношение к источникам и выступая против фальсификации минеральной воды из Ессентуков, как об этом пишет современный орловский писатель Алексей Кондратенко. В результате власти запретили публикации в прессе доктора Смирнова, а Русское бальнеологическое общество оставили без госфинансирования. Смирнов подал в отставку с поста председателя РБО, а члены общества в знак протеста против действий госчиновников приостановили деятельность организации, уговорив Смирнова остаться.

Павильон для музыкантов в Железноводске
Фото: Рисунок с натуры Н.Некрасова / Государственный архив Ставропольского края

Спустя несколько лет доктор Смирнов всё же ушёл в отставку, переехав в Москву. На попечении доктора и его супруги после смерти дочери остались четверо внуков, которым необходимо было дать образование. Это и стало основной причиной возвращения в столицу. И всё же каждое лето Смирнов бывал на Водах, которым посвятил все свои знания и таланты.

Нарзанная галерея в Кисловодске
Фото: Рисунок с натуры Н.Некрасова / Государственный архив Ставропольского края

Оставаясь на посту почётного председателя созданного им бальнеологического общества, он не мог равнодушно наблюдать за тем, что происходит на курортах, и через РБО обращался к руководству КМВ. Например, Владимиру Хвощинскому, управлявшему регионом с 1900 года, Смирнов пишет о необходимости постоянного внимания к источникам минеральных вод.

«Многие из них, как Вам известно, нуждаются в усовершенствовании и усилении дебита (объём жидкости, получаемой из источника - прим.ред.). Публика ответила Вам на Ваши просвещённые заботы об улучшении Вод небывалым стечением своим (свыше 20 тыс.) и небывалым миллионным экспортом вод. Но с таким усилением требований на воды естественно возникает и усиленное требование от самих источников», 

— писал доктор Смирнов.

Химическая лаборатория бальнеологического института в 1930-е годы
Фото: Государственный архив Ставропольского края

Скончался Семён Алексеевич 29 ноября 1911 года на 93 году жизни.

Трудно представить, какими были бы Кавказские Минеральные Воды, если бы в 1862 году для управления курортами пригласили другого человека.

Авторы:Андрей Шворнев