В активе Николая Кобыляцкого — уроженца степного Апанасенковского района Ставрополья — сотни восхождений. Он вице-президент краевой Федерации альпинизма, судья всероссийской категории, кмс по альпинизму. Его романтика гор начиналась с фильма «Вертикаль» с Высоцким и песен известного барда. Школьником Николай принёс домой найденный на улице булыжник и прикрепил к нему человечка из пластилина.
Впервые в горы он попадёт лишь спустя десятилетие, в студенчестве, но запомнит этот символ навсегда. Как и впечатления от первого личного знакомства с горами.
— Николай Григорьевич, вы влюбились в горы с первого взгляда? Помните свой первый перевал?
— Я учился в Ставропольском пединституте. После первого курса мы с друзьями взяли палатку и впятером пошли в горы. Попали под дождь, ночёвка была холодная и мокрая. Но это не испортило нам настрой. Мы шли через перевал Дамхурц, прошли мимо озера Рица, побывали в Новом Афоне. Впечатления незабываемые. Таким было моё первое знакомство с горами. А после походы в горы стали нашей ежегодной традицией.
На пятом курсе у нас в институте проводилась Марухиада — туристические походы по местам боёв, где стоят памятники воинам, оборонявшим перевалы Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Мы вышли из Теберды и сделали кольцо: спустились к Нижнему Архызу мимо обсерватории. А по дороге зашли на Марухский перевал. На обратном пути к нам подошёл Руслан Магомедов, один из руководителей ставропольской краевой Федерации альпинизма и предложил путёвки в альплагерь.
— Что зовёт людей в горы?
— Есть такая шутливая поговорка, что мальчики ходят в горы за мужеством, а девушки — за замужеством. Кстати, правильно поступают, потому что в горах сразу видно, что человек из себя представляет: настоящий он или с гнильцой внутри, можно ли на него опереться. Я в альплагере встретил свою будущую жену. Мы на первые две горы совершили восхождение в одной связке и с тех пор не расстаёмся. Правда, для жены альпинизм на этом закончился — она стала супругой альпиниста, потом матерью альпиниста.
— В горах без взаимной поддержки не выжить, не говоря уже о том, чтобы достичь каких-то вершин. Вам известны случаи, когда всё в плане взаимовыручки происходило не так идеально?
— Солидарность всегда была свойственна альпинизму. Например, на Эвересте после 8 тыс. метров наступает «зона смерти». На этой высоте организм получает чуть больше 20% необходимого кислорода, человек с трудом может передвигаться, а на то, чтобы оказать помощь другому, просто не хватает сил. И бывали ситуации, когда кому-то становилось плохо, он падал, через него переступали и шли дальше, к вершине. Почему? Потому что заплатили 60 тыс. долларов за восхождение. И в следующий раз неизвестно, когда соберёшь эти деньги.
А есть люди, которые переступают через эту крупную сумму. Они находят в себе силы отказаться от восхождения, хотя осталось 300–500 метров до вершины, возвращаются и тащат на себе этого человека. Я бы сказал, что альпинизм является школой не только мужества, но и общения, взаимодействия, терпения.
— Вы и сегодня с друзьями ходите в горы. Наверное, не для того, чтобы рекорды ставить и состязаться с молодыми?
— У нас с друзьями есть традиция: мы завершаем сезон восхождением. Между собой назвали нашу команду с юмором: Star Pers и переводим это как «звёздные персоны». Ну, а кто-то воспринимает так, как слышит.
В декабре мы совершаем восхождение на Бештау. Для меня это сейчас очень важно — на седьмом десятке ходить в горы по тем маршрутам, по которым ходил 30 лет назад. Это даёт ощущение того, что я ещё что-то могу.
— В Советском Союзе «снежными барсами» называли людей, которые взошли на все пять семитысячников, эти вершины сейчас все находятся в Средней Азии. Потом появилась другое звание — «Снежный барс России». Это человек, который взошёл на все пятитысячники в РФ.
В последнее время в федерацию девушек стало больше приходить, чем парней. Вот осенью из 10 человек только двое мальчиков было, восемь девочек пришли. В России есть прославленные спортсменки-девушки. Например, Алина Пекова из Кабардино-Балкарии — первая девушка из России, которая совершила восхождение на все 14 восьмитысячников. Есть и наш земляк — покоритель восьмитысячников. Это Денис Урубко. Он уроженец Невинномысска, но после уехал в другой регион, совершал восхождения от Казахстана, Польши.
— В чём главная опасность гор? Может быть, это дикие звери: кабаны, медведи?
— Я за все годы занятия альпинизмом видел три раза медведя, и то издалека. В Архызе. А вот туры в заповедниках очень любят туристов навещать. Люди их подкармливают, а потом эти горные козлы приходят и требуют пищи. Ночью засыпаешь, а под утро они приходят где-то в полчетвёртого, как по расписанию, и начинают копытами цокать, не дают спать. Зверей вообще ни в коем случае нельзя прикармливать — браконьеры могут этим воспользоваться.
Из объективных опасностей — перепад температур. Днём жарко, ночью мороз. После обеда в горах часто идёт дождь. Потому все стараются совершить восхождение до обеда.
Сели, камнепады, ледопады, лавины, снегопады — это всё объективные опасности в горах. А есть субъективные, которые кроются в голове. Основная — это неподготовленность. Такой человек в горах быстро устаёт и больше подвержен воздействию горной болезни, симптомы которой — головокружение, тошнота, помутнение сознания. Психологическая неподготовленность — это тоже серьёзный фактор. В этом случае человек сдаётся перед первой трудностью, не умеет находить контакт с группой, взаимодействовать. Иногда из-за ложной скромности вовремя не говорит о плохом самочувствии. А ведь в этом случае лучше своевременно принять меры, чтобы не подводить всех.
— Горы полны легенд. Например, снежный человек был когда-то очень популярным персонажем публикаций. Вам что-то подобное приходилось встречать?
— Ни разу не встречал ни снежного человека, ни какой-нибудь космический объект. Правда, были интересные оптические явления, когда полнеба освещается, а другая половина неба — тёмная. Как будто его разрезали напополам.
Благодаря горам я увидел, что такое лунная радуга. Мы как-то спускались с вершины, это было уже после 22:00, задержались. Дождик прошёл, и я увидел лунную радугу. Она не такая, как солнечная, спектр у неё чёрно-жёлтый.
А разные чудеса в горах могут видеться от недостатка кислорода. Многие восходители говорят: я иду, а у меня такое ощущение, что рядом человек идёт, я с ним разговариваю, оглядываюсь, нет никого. Вот поэтому, может, кто-то и видел йети в своём воображении.
— Для чего идти в горы?
— Для обретения себя, гармонии в душе и с природой. Горы обостряют ощущение жизни, это особый мир.
Если кто-то в состоянии взойти на Бештау, а на большее у него не хватает сил — уже хорошо. Главное поставить перед собой цель и её достичь. У каждого — свой Эверест.