

Каждый квартал вдоль улицы Дзержинского в центре Ставрополя связан с историческими именами и датами. Именно здесь когда-то жила, училась и была похоронена Римма Иванова — героиня Первой мировой войны.


О точном месте расположения дома её семьи ещё несколько лет назад шли споры среди специалистов. Одни утверждали, что исторический адрес: Лермонтова, № 28 — это маленький домик, который стоял до 2017 года на современной улице Дзержинского, № 134 и был снесён под новую застройку. Другие утверждали, что дом, где жила семья Ивановых, снесли ещё в 1990-х.
По соседству расположена библиотека СКФУ — в прошлом духовная консистория, где служил казначеем отец девушки, Михаил Иванович Иванов, коллежский асессор, за многолетнюю службу награждённый орденом Святого Станислава 3-й степени, медалью «За усердие» и другими знаками отличия для мелких чиновников.


Если пройти чуть дальше — до современного проспекта Октябрьской Революции — можно увидеть памятник Римме Ивановой у бывшей Ольгинской гимназии (здания, чудом сохранившегося до наших дней). Здесь когда-то училась наша героиня.


А ещё недалеко от места службы отца — в ограде Андреевского храма Ставрополя — рядом с могилами архиепископов — находится плита с места погребения Риммы Ивановой в октябре 1915 года. Её похоронили здесь — это документально подтверждённый исторический факт. Но после осени 1917 года и Гражданской войны ни церковь, ни герои Первой мировой, получившей от большевиков название империалистической, ни церковные иерархи новому обществу были не нужны. Могилы сровняли с землёй. Сегодня точное место погребения Риммы Ивановой неизвестно.


Римма Иванова родилась 15 июня 1894 года и через два дня была крещена в честь мученика Риммы, одного из учеников апостола Андрея Первозванного. На Руси за много веков это мужское имя, как и имя Инна, стало женским. Инну, Пинну и Римму называют первыми русскими святыми-мучениками, потому что преданию они происходили из славян. В детстве Римма часто играла в мальчишеские игры и говорила, что станет «солдатом». А одной из любимых героинь девочки была кавалерист-девица Надежда Дурова, героиня Отечественной войны 1812 года.


В восемь лет Римма поступила в Ольгинскую женскую гимназию в Ставрополе, где была, по отзывам современников, заводилой, но училась хорошо. Однажды она спасла юношу, не умевшего плавать, когда тот случайно упал в Архиерейский пруд на прогулке в парке.
В 1913 году Римма окончила гимназию, в том числе восьмой дополнительный класс для специального изучения математики и получила звание домашней учительницы. В конце декабря того же года Римма Иванова получает назначение и. о. заведующей одноклассным училищем в селе Петровском Благодарненского уезда и с энтузиазмом принимается за работу. За несколько месяцев под её руководством училище становится одним из лучших в губернии.
Карьера Риммы Ивановой в педагогике могла бы сложится блестяще, однако в 1914 году грянула Первая мировая война, которую в России в начальный период боевых действий называли Второй Отечественной. Римма не смогла бездействовать. Она окончила краткосрочные курсы сестёр милосердия, которые организовали Управление Красного Креста и Губернский земский комитет помощи больным и раненым. Одновременно Римма Иванова работала в одном из госпиталей Ставрополя. Но уже в начале 1915 года отправилась на фронт вместе с бойцами 83-го Самурского пехотного полка, несмотря на отговоры родителей.
До войны полк был дислоцирован в Ставрополе и Римма неоднократно посещала его музей и полковую библиотеку. Как и знаменитая Надежда Дурова, Римма облачилась в мужской костюм, постригла волосы и попала в войска под именем Ивана Иванова. Но тайна недолго оставалась скрытой. И Римма Иванова стала той, кем её и запомнит история: сестрой милосердия. На фронт отправился и её старший брат Владимир — он был врачом.


С передовой Римма писала родителям, успокаивая их и настраивая примириться с её фронтовой жизнью.
«Господи, как хотелось бы, чтобы вы поуспокоились. Да пора бы уже. Вы должны радоваться, если любите меня, что мне удалось устроиться и работать там, где я хотела… Но ведь не для шутки это я сделала и не для собственного удовольствия, а для того, чтобы помочь. Да дайте же мне быть истинной сестрой милосердия. Дайте мне делать то, что хорошо и что нужно делать… Но вы не беспокойтесь: наш перевязочный пункт не подвергается обстрелу…»,
— писала Римма в марте 1915 года.


За свои труды на поле брани Римма была удостоена Георгиевской медали и Георгиевского креста — высшей солдатской награды. Об отношении воинов-самурцев к Римме Ивановой свидетельствует благодарность, подписанная офицерами полка.
«С болью сердца, провожая Вас, изъявляем Вам от лица всех славных Самурцев глубокую душевную благодарность за понесённые Вами труды для блага дорогой нашей Родины и для облегчениях нас самих в несчастных случаях»,
— говорилось в письме.


Римма Иванова приезжала в Ставрополь в краткосрочный отпуск, чтобы повидать родных. А после вернулась на фронт, но уже в составе 105-го Оренбургского пехотного полка, где служил её брат Владимир. В начале сентября она отправила родителям последнее письмо.
«Чувствуем себя хорошо! Сейчас спокойно. Не беспокойтесь, мои родные. Целуем. Римма. 8.IX.15»,
— писала ставропольчанка.


О подвиге Риммы Ивановой в 1915 году узнала вся Россия и — через иностранную прессу — другие государства. 10-я рота, где служила Римма, в начале сентября несла большие потери. На 9 сентября (22 сентября по новому стилю) была запланирована контратака русских войск у деревни Мокрая Дубрава (сегодня это Пинский район Брестской области Белоруссии).
Владимир Иванов тщетно пытался отговорить сестру участвовать в боевой операции. 10-я рота во время наступления попала в пулемётную засаду. Погибли командир и офицеры, атака захлебнулась, среди солдат возникла паника, они стали отступать. Видя это, Римма покинула перевязочный пункт, прокричала: «Братцы, в атаку!» и повела бойцов вперёд.


Увидев свою «сестричку», солдаты пошли в бой. А с ними в атаку ринулись и бойцы из соседних рот. Тогда русские воины заняли три линии вражеских окопов. Но Римма Иванова получила смертельное ранение и через несколько часов скончалась. Последними её словами были: «Боже, спаси Россию!».


На следующий день Римму Иванову отпели в церкви села Доброславка. Героиню было решено представить к высокой награде, которая вскоре и последовала.
В истории России всего три женщины были удостоены этой награды: учредившая его Екатерина Вторая, королева Обеих Сицилий Мария-София-Амалия, которую российский император Александр Второй наградил за мужество при осаде крепости Гаэта отрядом Джузеппе Гарибальди в 1861 году.


В третий раз этой награды за свой подвиг была посмертно удостоена Римма Иванова. Кавалерист-девицу Надежду Дурову также награждали орденом Святого Георгия, но это была солдатская и унтер-офицерская степень ордена, а сама девица была ещё в мужском обличье. А Римму Иванову государь удостоил офицерской награды за «беспримерный для женщин боевой подвиг».
«Всемилостивейше пожаловали Мы её указом в 17 день сентября 1915 года…кавалером императорского военного ордена Нашего Святого Великомученика и Победоносца Георгия четвёртой степени»,
— говорится в документе, подписанным Николаем Вторым.


Интересно, что против вручения награды неожиданно выступили немцы. Председатель Германского Красного Креста генерал Пфуль заявил, что сёстры милосердия в бою должны придерживаться Конвенции о нейтралитете медицинского персонала, а не совершать подвиги. Но в штаб-квартире Международного комитета Красного Креста отклонили этот протест.
Доставить гроб с телом Риммы Ивановой на родину поручили её брату Владимиру. Поезд встречали скорбящие горожане. Вечером 24 сентября (7 октября по новому стилю) с Риммой простились родители, друзья и самые близкие. Матери приходилось время от времени оказывать медицинскую помощь.
«Женщина причитала: «Деточка ты моя! Маленькая ты моя Риммочка»,
— писали местные журналисты.


А на другой день траурная процессия, собравшая сотни горожан, прошла от вокзала по Николаевскому проспекту к Ольгинской гимназии, затем к дому родителей и в Андреевский собор, где 26 сентября её похоронили с молитвами, прощальными речами и воинским салютом.


Для увековечивания памяти героической ставропольчанки было принято решение учредить именную стипендию в фельдшерско-акушерской школе и в Ольгинской гимназии, власти напечатали 20 тыс. листовок для раздачи с фотографиями Риммы Ивановой и описанием её подвига. В Ставрополе начали сбор средств на установку памятника героине, а строящемуся земскому училищу в селе Петровском было решено присвоить имя Риммы Ивановой.
И на государственном уровне подвиг Риммы Ивановой был прославлен. Композитор Василий Беккер сочинил вальс «Жизнь за Родину», посвятив его ставропольчанке. Художник Илья Репин написал несколько вариантов картины на тему подвига Риммы Ивановой, правда, позже признавал эти работы неудачными. Был снят фильм о героине, но сослуживцы и родители Риммы киноленту не оценили, и её сняли с проката.


После революции у советской России появились новые герои. А многие имена прежних были практически забыты. И только благодаря современным исследователям эти имена возвращаются. После публикации работы доктора исторических наук Николая Судавцова и других учёных-историков белорусские кинематографисты сняли документальный фильм о русской Жанне д’Арк. К столетию со дня подвига Риммы Ивановой в Ставрополе был установлен бюст героини, ещё один памятник открыли в соседнем Михайловске, а в её родном городе появилась улица, которая носит это славное имя.
«Результатом всей этой работы стало присвоение ей звания почётного гражданина города Ставрополя. Затем была учреждена медаль Риммы Ивановой Российского военно-исторического общества за заслуги в деле патриотического воспитания»,
— говорит Николай Судавцов.


Память о подвиге ставропольчанки ожила. Имя Риммы Ивановой есть на страницах учебника истории Ставрополья, подвиг описан во многих книгах и интернет-изданиях.
Ранее сообщалось, что в Железноводске отреставрируют подворье в Железноводске, где провёл последнюю ночь перед дуэлью Михаил Лермонтов.