

В первый же день пребывания в добровольческом отряде, куда Кирилл Фиев поступил в сентябре 2023 года, он был вынужден сменить позывной Метис, которым пользовался в страйкбольных играх. Боец под этим кодовым словом погиб, и сослуживцы попросили новичка подобрать другое.
Метис стал Греком. У него и его младшего брата, директора известного ставропольского гандбольного клуба «Виктор» Ивана Фиева, греческие корни по папе, уроженцу села Греческого в Минераловодском округе Ставрополья. Мама же — наполовину молдаванка, наполовину украинка.
«Ещё когда я был пацаном, в 1988-1991-м годах, сталкивался на Украине с бытовым национализмом: бывало, москалём называли, „по шапке“ давали. Но я прекрасно общался с родственниками и большей частью людей, которые меня окружали там. Однако к началу СВО, считаю, Украину как братскую страну мы уже потеряли»,
— делится размышлениями ветеран спецоперации.
Кирилл родился в селе Александровском, но в детстве с семьёй переехал в Ставрополь. Учился в школе №31 краевого центра. Мечтал стать стоматологом. Поступил в медакадемию и отучился четыре курса. А потом резко сменил профессиональный вектор и получил высшее экономическое образование. Работал в коммерческих структурах, в том числе на руководящих должностях.


В 2012 году увлёкся страйкболом. Играл в команде, которая моделировала спецподразделение советского периода, поэтому живо интересовался историей.
«Когда произошла Крымская весна, мы понимали, что этим всё не закончится. Наше увлечение страйкболом переросло в увлечение практической стрельбой»,
— рассказывает Кирилл.
Стрелок стал одним из первых участников регионального отделения Федерации практической стрельбы России. В 2021 году, после успешного выступления на чемпионате России по стрельбе из пневматического пистолета, он попал в сборную страны. В феврале 2022 года всю команду включили в реестр инструкторов по огневой подготовке личного состава Вооружённых сил. Когда началась частичная мобилизация, Кирилл и другие стрелки приступили к практическим занятиям с пополнением.
Параллельно он прошёл курс по военно-штурмовой подготовке в частном военно-спортивном центре.
Помимо стрельбы, Кирилла всегда волновал вопрос помощи раненым в боевых условиях, поэтому он освоил ещё и курс современной тактической медицины, организованный одним из казачьих клубов.


От тех, кто защищал Донбасс с 2014 года, ставрополец не раз слышал, что тактической медицины в России нет, военно-медицинская доктрина устарела и не учитывает новые средства поражения. Особенно сильно изменили характер ранений дроны.
«Тактическая медицина — это спасение утопающих руками самих утопающих. Значительной части потерь в начале СВО можно было бы избежать, если бы личный состав был обучен самопомощи и взаимопомощи и не ждал эвакуации в госпиталь»,
— объясняет суть проблемы собеседник агентства.
Медикам в зоне боевых действий пришлось невольно перенимать протоколы лечения противника.
«Сейчас наша тактическая медицина модифицировалась в протокол, который называется „Кулак-барин“. Мы используем фактически те же средства, что и наши оппоненты. Слава Богу, на территории России быстро наладили производство хороших мединструментов, например, турникетов, останавливающих кровотечения, которые дополняют широко используемый жгут Эсмарха»,
— рассказывает военный медик.
Пройдя курсы штурмовиков и медиков, Кирилл Фиев почувствовал, что готов применить навыки в реальных боевых условиях. Но так как военным он не был, решил пойти в добровольческий отряд, откуда можно уйти по окончании контракта. Вступил в «Барс-11», созданный казаками Кубанского войска.


С первого же дня его зачислили в группу медиков, которые занимались эвакуацией раненых с поля боя. Они встретили новобранца в выделенном им доме сковородой жареного картофеля. Но едва он приступил к завтраку, как старший группы забрал его и ещё одного паренька на задание — спасать раненого миномётчика. С линии передовой истекающего кровью бойца вывезли сослуживцы и передали медикам. У военного были осколочные ранения: повреждён глаз, частично оторвана ступня.
Руки Кирилла автоматически делали всё, что следовало. В подпрыгивающей на ухабах «буханке» он перевязал раны, уколол обезболивающее, поменял турникет, применил гемостатики.
Вернувшись в пункт временной дислокации, Грек смыл кровь с одежды и сел за остывшую картошку. И в этот момент понял, что он на своём месте: с первого раза справился с волнением и не допустил ошибок.
Потом вызовы следовали один за другим. Помимо спасения раненых, Кириллу Фиеву приходилось лечить больных разными инфекциями, выручать диабетиков, откачивать от сердечных приступов немолодых добровольцев.
Так как дронов у врага становилось всё больше, медицинские блиндажи стали оборудовать прямо на боевых позициях и оказывать там помощь до эвакуации в госпиталь.
Организационные навыки и медицинские познания ставропольца заметило начальство, и однажды его назначили начальником всей медицинской службы отряда.
«Я не очень этого хотел, потому что ответственности больше и бюрократической работы. Но главное, у меня не было практики в диагностике болезней. Я же учился на стоматолога. Пришлось поднимать учебники, налаживать контакты с коллегами в госпитале, с начмедом полка»,
— вспоминает Кирилл Фиев.
Со временем он организовал полноценный фельдшерский пункт, благодаря чему бойцов с обычными болезнями или лёгкими ранениями можно было не отправлять в тыл, а лечить на месте и быстрее возвращать в строй. Медицинский взвод, порой вынужденный круглосуточно вытаскивать с поля боя и эвакуировать раненых бойцов, увеличился до 12 человек. Это позволило работать посменно.
Волонтёры подарили отряду бронированный УАЗ, оборудованный средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для защиты от дронов, и медики смогли выезжать за раненными на более дальние расстояния.


Государство высоко оценило напряжённую работу на передовой и укрепление медслужбы отряда. В июле 2024 года президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Кирилла Фиева медалью «За храбрость» II степени.
А орден Мужества в феврале 2025 года ставрополец получил за одну из особо опасных эвакуаций раненых, которой он руководил в мае 2024 года. Группа военнослужащих попала под обстрел, в ней было трое раненых, в том числе один — очень тяжело. Медикам пришлось ехать за ними на машине без РЭБ среди бела дня по местности, которую простреливала вражеская артиллерия и могли контролировать дроны-камикадзе.
Едва началась погрузка раненых, противник приступил к обстрелу и корректировал огонь по «буханке». Фиев прыгнул за руль и дал газу.
В пути почти над самой машиной раскрылся кассетный боеприпас.
«Мы потом на видео с наших дронов увидели, как поднялись „фонтанчики“ метрах в 10 от машины. Наверное, боеприпас порывом ветра сдуло, а если бы он над нами раскрылся, изрешетил бы машину. Когда я это увидел, у меня холодок по спине пошёл. А потом ещё оказалось, что как раз в то место, где мы грузили раненых, через минуту после нашего старта прилетел снаряд. Тот день теперь считаю своим вторым днём рождения»,
— признаётся Фиев.
Командир отряда, выслушав доклад и просмотрев запись с воронкой на месте, где совсем недавно стояла «буханка», всю группу эвакуации представил к наградам.
Кирилл Фиев отбыл два контракта, подготовил себе смену в медслужбе и вернулся домой, где его ждали жена и трое детей. Но он всё ещё чувствует себя частью отряда, и ежедневно находится на связи с коллегами и бывшими пациентами. Помогает советом и связями в других медподразделениях, периодически собирает и возит гуманитарные грузы, участвует в реабилитации вернувшихся с СВО членов Федерации практической стрельбы.


Но больше всего времени посвящает встречам со школьниками на тему тактической медицины.
«Мой старший сын заканчивает кадетскую школу, и мне очень нравится, как там воспитывают патриотизм. Но это специализированная школа, а в целом молодое поколение, мне кажется, пока недостаточно хорошо понимает ситуацию в стране и вокруг неё. Я вижу толпы подростков, которые собираются во дворах, громко нецензурно выражаются, неуважительно относятся к старшим. Понимаю, что это дети поколения 1990-х годов, которое считается потерянным, и не хотелось бы потерять ещё одно поколение»,
— переживает ветеран и пытается донести до ребят свои размышления о настоящем и будущем России.
Военный медик полагает, что даже если спецоперация на Украине закончится, Запад будет разжигать конфликты на других границах России, поэтому держать оружие в руках и оказывать помощь в бою должен уметь каждый.
Напомним, накануне Дня Конституции России губернатор Ставрополья Владимир Владимиров вручил награды жителям края, которые внесли большой вклад в его развитие. Среди них были ветераны СВО.