

История говорит с людьми на языке архитектуры, считают зодчие. История Ставрополя во многом говорит на языке архитектора Григория Павловича Кускова. Его нет в списке почётных граждан Ставрополя, хотя он для города сделал не меньше других жителей краевой столицы, чьи заслуги по праву были отмечены этим званием.
Губернаторский дом (ныне администрация Ставрополя), собор Андрея Первозванного, Образцовая женская школа Святейшего Синода при Епархиальном женском училище (сейчас Всероссийский НИИ овцеводства и козоводства), особняк Адриана Торбина на улице Комсомольской, мечеть (сейчас картинная галерея Павла Гречишкина), «Пассаж» и ещё десятки зданий и сооружений в Ставрополе и регионе, — все они построены по проектам архитектора Григория Кускова, который приехал работать на Ставрополье по направлению после института и остался здесь навсегда.


Григорий Кусков родился в станице Новонижестеблиевской на Кубани, в 30 км от Азовского моря. Тогда в этом казачьем поселении проживало чуть больше 5 тыс. человек. Смышлёному мальчику из небогатой семьи мещанина легко давалась учёба, он стал лучшим в станичной школе и поступил в Екатеринодарское реальное училище. Денег на дорогое высококлассное обучение у семьи не было, поэтому Григорию с ранних лет пришлось приобретать знания кропотливым трудом. Эта привычку будущий архитектор сохранил на всю жизнь.


Окончив реальное училище в 1887 году, его лучший выпускник Григорий Кусков получил право продолжить обучение в Санкт-Петербурге, в институте гражданских инженеров. Это учебное заведение, основанное по указу Николая Первого, находилось в ведении Главного управления путей сообщения и публичных зданий и было закрытым, устроенным по военному образцу. В институте получали техническое образование для работы на строительстве дорог, мостов, каналов и других сооружений, а также для проектирования и устройства публичных зданий.
«...Обременённый семьей и по недостатку средств отец не мог вполне содержать меня, и я всё время в училище поддерживался личным заработком, уроками. В институте же в Петербурге я получал Кавказскую стипендию 25 рублей в месяц, зарабатывал личным трудом, чертежами и рисунками и на строительных работах в качестве практиканта и благодаря этому докончил образование»,
— вспоминал позднее Григорий Кусков.


Можно только представить, какие недюжинные способности пришлось проявить юноше из кубанской станицы, чтобы не просто отучиться в этом вузе, но окончить его с золотой медалью «За приложение строительной механики к строительному искусству».
В 1894 году Григорий получает направление в Ставрополь, где занимает должность губернского инженера, а затем губернского архитектора. Он с энтузиазмом берётся за новые проекты.
Одной из первых больших и самых ярких работ архитектора Кускова стало здание Андреевского собора. Деревянная церковь на 500 человек была построена в 1847 году и концу века нуждалась в реконструкции. Григорий Павлович принял предложение разработать проект будущего храма и справился с этой задачей как нельзя лучше. Старую церковь разобрали и на её месте построили однокупольный каменный собор в византийском стиле на 1,5 тыс. человек.


За основу Кусков взял храм Андреевского скита на Афоне, построенный по проекту известного русского архитектора Михаила Щурупова. Иконостас Андреевского собора в Ставрополе был выполнен из кипариса и украшен позолотой. В росписи собора участвовал осетинский поэт и иконописец Коста Хетагуров. Освятили величественное сооружение в 1897 году.
«Состоя на службе и совершая казённые работы, я в то же время занимался и частной практикой в городе и в губернии. По своим проектам и под своим техническим надзором построил в городе Ставрополе: Андреевскую церковь, Ташлянскую церковь, церковь в здании бывшей Александровской гимназии; колокольни при Даниловской и Софийской церквах, магометанскую мечеть; каменное здание, трёхэтажное, общежития Духовной семинарии, элеватор 1-й Государственной мельницы (бывшая мельница Гулиева)»,
— вспоминал в советские годы Григорий Кусков.


За любовь к проектированию религиозных объектов Кускова называли «церковным строителем». Исследователи подсчитали, что за время своей работы Григорий Кусков построил на Ставрополье более 40 каменных и деревянных церквей, пять мечетей, семь буддийских хурулов (тогда в состав губернии входила Калмыкия), Ташлянскую церковь, колокольни при Даниловском и Софийском храмах.
В 1900 году Григорий Кусков разработал генплан города Ставрополя. По его проекту был выстроен торгово-зрелищный комплекс «Пассаж» с кинотеатром, театром и рестораном. Одним из ярких оригинальных зданий центра Ставрополя вот уже более 100 лет остаётся губернаторский дом, в котором сейчас располагается администрация краевого центра.


Первым из больших чиновников в деревянной усадьбе-предшественнице каменного дома в середине 1830-х годов поселился гражданский губернатор Кавказской области Максим Таубе, позднее прошение о строительстве на этом участке двухэтажного каменного дома подавал ставропольский губернатор, почётный гражданин Ставрополя Георгий Властов, предварительную разработку проекта провёл архитектор Павел Воскресенский. Через много лет разрешение было получено.


Над проектом успели поработать архитекторы Фёдор Прозоровский и Василий Потапов. И только Григорию Кускову удалось довести идею до воплощения. И в 1902 году Николаевский проспект в Ставрополе украсило двухэтажное здание с кариатидами и башенками. Позднее, в 1939 году, бывший губернаторский дом был изменён, башенки снесли и надстроили третий этаж.


В похожем стиле Григорий Кусков спроектировал дом для своего друга и подрядчика Адриана Торбина, который жил по соседству с архитектором на улице Барятинской (сейчас Комсомольская). Строение настолько напоминало губернаторский дом, включая кариатид под балконом, что возмущённый новый ставропольский губернатор Бронислав Янушевич даже подал на Торбина в суд.


Но тогда кариатиды в доме на Барятинской уцелели. Их убрали во время Гражданской войны. Досталось и кариатидам губернаторского дома, но уже во время Великой Отечественной. Фашисты, убегая из города, пытались взорвать историческое здание. Дом устоял, а вот три из четырёх кариатид были разрушены. Их восстановили после Победы.


Сам Григорий Кусков с женой и четырьмя дочерьми жил в доме, который сохранился доныне. Он расположен напротив дома Торбина, на улице Комсомольской, 125. Оба друга лишились своего жилья вскоре после Октябрьский революции. Торбиных выселили, а Кусковы переехали в маленький двухкомнатный флигель рядом со своим домом.
После революции и Гражданской войны стране и новым властям было не до архитектуры с её барскими излишествами. С 1920 года в течение трёх лет Григорий Кусков работал заведующим хозотделом, техническим руководителем на строительстве канализации, комендантом губернского коммунального отдела. Читал лекции на архитектурно-дорожных курсах десятников и в Ставропольском институте сельского хозяйства и мелиорации. Лишь в 1923 году его снова назначили на должность архитектора.


В это время под руководством Григория Кускова была выполнена реконструкция улицы Красной (пр-т К. Маркса) и Пролетарского проспекта (пр-т Октябрьской революции). Архитектор ведал вопросами сноса и ремонта старых зданий в городе и благодаря своим знаниям спас от разрушения много исторических строений Ставрополя.
Умер Григорий Кусков в 1937 году, в 66 лет. В одном из материалов, посвящённых его жизни и творчеству, говорится, что это произошло на рабочем месте. И в такой уход большого труженика и талантливого зодчего можно поверить.
Григория Кускова похоронили на Успенском кладбище. Могила его была утрачена, но краеведы из музея-заповедника имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве спустя десятилетия нашли место захоронения и привели в порядок. В Ставрополе есть мемориальная табличка на доме по улице Комсомольской да улочка с 16 частными домами, которой дали имя Кускова в 2022 году. Других памятников ставропольскому зодчему нет.
Напомним, в декабре 2025 года губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров сообщил, что в регионе за пять лет привели в порядок 500 объектов культурного наследия.