

Фабьен Дюпон живёт на Ставрополье всего несколько лет: переехал поближе к горам, манившим его с юности. Он не только практикующий медик, но и общественник-организатор. По его инициативе в посёлке Семёновка проводят субботники, собирают и отправляют в зону спецоперации гуманитарные грузы. На втором этаже здания, в котором расположен фельдшерский пункт, местные жители плетут маскировочные сети.


Среди волонтёров — Татьяна Панчишина. Она живёт в Семёновке уже более 40 лет, половину из которых проработала директором местного Дома культуры. Пенсионерка часто откладывает свои домашние дела и приходит с подругами связывать лоскутки.


Люди под руководством Фабьена Дюпона сами навели порядок в помещении, закупили материалы и вносят свой вклад в помощь СВО.
«Когда-то здесь была квартира, в которой временно жили специалисты, пока им не выдавали новое жильё. В последнее время она была запущена: грязь, потёки на потолке, ужасные стены. Мы всё вычистили, побелили и решили здесь и сети плести, и носки вязать, и консервацию делать — всё, что в наших силах. Из Семёновки и соседнего посёлка Терского воюют много ребят. Очень хочется им помочь. А Фабьен Эрикович у нас человек-зажигалка: организует, помогает, советует»,
— говорит Татьяна Панчишина.


Тем временем Фабьен Дюпон облачается в белый халат и спускается к здравпункт, чтобы вести приём пациентов. В перерыве рассказывает, что привело его на Ставрополье с Урала, где он появился на свет.
Оказывается, необычное имя мальчик получил в детском доме в Екатеринбурге. Кто и по какой причине так назвал его, Фабьен Эрикович не знает, но второго такого ФИО точно не сыскать.
Стать медиком и лечить людей Фабьен решил ещё в пятом классе. Стал усиленно заниматься биологией. К поступлению в медучилище его готовили два медработника-пенсионера, которые жили недалеко от детдома. За это подросток помогал им по хозяйству. Успешно поступил, отучился и получил диплом в 2015 году.
«У меня всегда было желание помогать людям, соблюдая главный принцип медицины: не навредить»,
— делится Фабьен.


После выпуска фельдшер отработал год на скорой помощи, а затем отправился в Сирию в качестве медика по контракту с частной военной компанией. По возвращении решил заняться бизнесом и открыл в Екатеринбурге фирму «Дюпон и партнёры», которая занималась дезинфекцией помещений, борьбой с тараканами и крысами. Одновременно Фабьен Дюпон окончил Уральский федеральный университет по специальности «государственное и муниципальное управление».
«Мы начали сотрудничать с государственными учреждениями, с больницами. А потом пришёл ковид и дал нам огромный объём работы по обработке помещений, больниц, общественных пространств»,
— рассказывает медик.
Предприниматель Фабьен Дюпон зарабатывал достаточно, чтобы позволить себе отдых за рубежом. Побывал в разных странах. А с началом СВО твёрдо решил: пока идет спецоперация — за границу не ездить. С этого времени уралец обратил свой взор на красоты Кавказа.
Когда была объявлена частичная мобилизация, Фабьен отдыхал в Дербенте — одном из древнейших городов Кавказа, история которого насчитывает свыше пяти тысячелетий. Отпуск пришлось прервать. Вернувшись в Екатеринбург, Дюпон отправился в военкомат, чтобы пойти служить по контракту.
«Мне отказали. Второй раз написал, снова отказали. Я написал жалобу на военкома в Центральный военный округ. После этого меня пригласили в отборочный пункт в Екатеринбурге, я прошёл ещё раз медкомиссию и, наконец, со мной заключили контракт»,
— говорит Фабьен.
Причины для отказа у военного комиссара были: у медика зрение -5 и -7 диоптрий. Кроме того, комиссию могла насторожить французская фамилия. Но молодой человек всё же добился своего и после трёхнедельной подготовки на полигонах в Луганской Народной Республике оказался в танковой роте в районе Кременной.
Военных приходилось не только спасать при ранениях, но и лечить от простуд: сказывались погодные и бытовые условия.
«Бойцы жили в блиндажах, которые сами строили. Многие заболевали, и нужно было оказывать им помощь, а также организовывать госпитализацию и эвакуацию раненых»,
— вспоминает Фабьен Дюпон.
В конце ноября медик и сам был тяжело ранен. Попал под миномётный обстрел, когда был без защитного обмундирования.
«Когда долго находишься на передовой, инстинкт самосохранения притупляется, и ты ходишь уже без бронежилета. Это такая болезнь всеобщая. Когда я увидел, что в мою сторону летят мины, спрятался под танком. Обстрел продолжался около двух часов. Одна мина взорвалась прямо возле моей головы»,
— говорит Фабьен Дюпон.
Он получил контузию. Повредились барабанные перепонки. Перешибло фаланги пальцев.
Спас раненого уральца на поле боя его друг — механик-водитель танка Иван Вильчинский с позывным Тайга, сын священника, с которым они в один день подписали контракт и служили в одной роте.
«Все думали, что я уже груз 200. Он единственный, кто отправился меня искать. Нашёл и оказал первую помощь. Помню, момент такой смешной: я на него орал, когда он за руки меня тянул, вытаскивая из-под танка. А я кричал, что это неправильно, надо подмышки брать»,
— горько улыбается Фабьен.
Иван погиб, когда друга рядом не оказалось. Оба военных возвращались в часть из отпуска по ранению. Повидали родных и друзей, закупили то, что необходимо на передовой. Иван поехал в расположение роты, а Фабьен задержался, чтобы докупить инструменты. В часть попал только на следующий день.
«И тут же мне сообщили, что Тайга — 200. Отправили его тело в Ростов. Я приехал, забрал из морга и отвёз к нему домой»,
— говорит Фабьен.


С родителями погибшего друга он до сих пор на связи. А на рабочем столе фельдшера — совместное фото с Иваном.
«Самое, наверное, отвратительное, — это терять друзей. Чем больше потерь, тем тяжелее»,
— признаётся медик.
Вскоре после возвращения в часть Дюпона наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени с мечами и предложили возглавить медицинский отряд особого назначения (МОСОН). Он согласился и с коллегами отправился в Запорожскую область. Фабьену было присвоено звание капитана медицинской службы.


В одном из боёв он получил осколочное ранение лёгкого и после лечения и реабилитации был отправлен в отставку.
Фабьен признаётся, что поначалу тяжело было видеть на улицах весёлых людей, какие-то праздники.
«Я ещё в госпитале лежал, и нам разрешали выходить в город. Вот идёшь по Москве и видишь: все веселятся. Как будто два разных мира: для одних война идёт, а для других она и не начиналась. Со временем стал спокойнее к этому относится. Конечно, увеселительные вечеринки — это очень плохо, но и в траур впадать не годится. Траур — для проигравших, а в нашей стране в победе уверены все»,
— рассуждает Фабьен Дюпон.
После реабилитации Фабьен поехал в гости к своему однополчанину в Кабардино-Балкарию. Влюбился в Кавказ ещё сильнее и решил остаться здесь жить. Выбрал для этого Георгиевский округ на Ставрополье: цены на жилье здесь были приемлемыми, Кавказские Минеральные Воды и величественные горы — рядом. Территория историческая, медики на селе — очень востребованы.


Стал заведовать двумя фельдшерскими пунктами. При поддержке губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова отремонтировал для себя заброшенную квартиру. Живёт в том же здании, где и работает.
По инициативе фонда «Защитники Отечества» возглавил Ассоциацию ветеранов СВО Георгиевского округа. Сейчас из-за состояния здоровья передал бразды правления своему соратнику Мухамбету Ажимову.
«К нам приходят участники СВО со своими проблемами: кому-то выплаты задерживают и нужно помочь написать обращение через портал госуслуг, кто-то хочет составить жалобу в госструктуры, другим нужна помощь в бытовых вопросах»,
— рассказывает Фабьен Дюпон.


Отставной военный медик по себе знает, насколько важно человеку, вернувшемуся из зоны боевых действий, успешно социализироваться, стать активным членом общества. Фабьен предлагает открыть реабилитационный центр для ветеранов СВО в Георгиевском округе.
«У нас замечательный лес, родник „Каменный бродок“ в заказнике — чудесное место. Ветераны СВО могли бы здесь проходить психологическую реабилитацию. Я изучал клиническую психологию и знаю, что работать с такими людьми нужно не в кабинете, а в непринуждённой обстановке: вышли, прогулялись, побеседовали. Центр помогал бы социализировать бойцов в мирной обстановке»,
— делится капитан медслужбы в отставке.


Ранее «Победа26» в спецпроекте «Защищая будущее» рассказала о подвиге ставропольца, кавалера ордена Мужества Александра Русанова.