Капитан Фабьен Дюпон: ветеран СВО лечит ставропольцев и хочет заняться реабилитацией бойцов

Сегодня, 15:33ОбществоФото: Александр Попов / ИА «Победа26»

Фабьен Дюпон — капитан медслужбы в отставке, заведует двумя фельдшерскими пунктами в Георгиевском округе Ставрополья, собирает гуманитарные грузы для участников СВО и мечтает открыть реабилитационный центр для бойцов. В спецпроекте «Защищая будущее» он рассказал «Победе26», где нарекли его столь удивительным именем, почему он выбрал медслужбу и как добивался права поехать на спецоперацию.

«Француз» с Урала

Фабьен Дюпон живёт на Ставрополье всего несколько лет: переехал поближе к горам, манившим его с юности. Он не только практикующий медик, но и общественник-организатор. По его инициативе в посёлке Семёновка проводят субботники, собирают и отправляют в зону спецоперации гуманитарные грузы. На втором этаже здания, в котором расположен фельдшерский пункт, местные жители плетут маскировочные сети.

В здании располагаются здравпункт, жильё для медиков и мастерская по изготовлению маскировочных сетей
Фото: Александр Скрыпник / ИА «Победа26»

Среди волонтёров — Татьяна Панчишина. Она живёт в Семёновке уже более 40 лет, половину из которых проработала директором местного Дома культуры. Пенсионерка часто откладывает свои домашние дела и приходит с подругами связывать лоскутки.

В мастерской в свободное время собираются добровольцы
Фото: Александр Скрыпник / ИА «Победа26»

Люди под руководством Фабьена Дюпона сами навели порядок в помещении, закупили материалы и вносят свой вклад в помощь СВО.

«Когда-то здесь была квартира, в которой временно жили специалисты, пока им не выдавали новое жильё. В последнее время она была запущена: грязь, потёки на потолке, ужасные стены. Мы всё вычистили, побелили и решили здесь и сети плести, и носки вязать, и консервацию делать всё, что в наших силах. Из Семёновки и соседнего посёлка Терского воюют много ребят. Очень хочется им помочь. А Фабьен Эрикович у нас человек-зажигалка: организует, помогает, советует», 

— говорит Татьяна Панчишина.

Татьяна Панчишина стала волонтёром
Фото: Александр Скрыпник / ИА «Победа26»

Тем временем Фабьен Дюпон облачается в белый халат и спускается к здравпункт, чтобы вести приём пациентов. В перерыве рассказывает, что привело его на Ставрополье с Урала, где он появился на свет.

Оказывается, необычное имя мальчик получил в детском доме в Екатеринбурге. Кто и по какой причине так назвал его, Фабьен Эрикович не знает, но второго такого ФИО точно не сыскать.

«Желание помогать людям — с детства»

Стать медиком и лечить людей Фабьен решил ещё в пятом классе. Стал усиленно заниматься биологией. К поступлению в медучилище его готовили два медработника-пенсионера, которые жили недалеко от детдома. За это подросток помогал им по хозяйству. Успешно поступил, отучился и получил диплом в 2015 году.

«У меня всегда было желание помогать людям, соблюдая главный принцип медицины: не навредить»,

— делится Фабьен.

Военный медик Фабьен Дюпон
Фото: Александр Скрыпник / ИА «Победа26»

После выпуска фельдшер отработал год на скорой помощи, а затем отправился в Сирию в качестве медика по контракту с частной военной компанией. По возвращении решил заняться бизнесом и открыл в Екатеринбурге фирму «Дюпон и партнёры», которая занималась дезинфекцией помещений, борьбой с тараканами и крысами. Одновременно Фабьен Дюпон окончил Уральский федеральный университет по специальности «государственное и муниципальное управление».

«Мы начали сотрудничать с государственными учреждениями, с больницами. А потом пришёл ковид и дал нам огромный объём работы по обработке помещений, больниц, общественных пространств»,

— рассказывает медик.

Видео: Александр Скрыпник / ИА «Победа26»

Предприниматель Фабьен Дюпон зарабатывал достаточно, чтобы позволить себе отдых за рубежом. Побывал в разных странах. А с началом СВО твёрдо решил: пока идет спецоперация — за границу не ездить. С этого времени уралец обратил свой взор на красоты Кавказа.

Жалоба на военкома

Когда была объявлена частичная мобилизация, Фабьен отдыхал в Дербенте — одном из древнейших городов Кавказа, история которого насчитывает свыше пяти тысячелетий. Отпуск пришлось прервать. Вернувшись в Екатеринбург, Дюпон отправился в военкомат, чтобы пойти служить по контракту.

«Мне отказали. Второй раз написал, снова отказали. Я написал жалобу на военкома в Центральный военный округ. После этого меня пригласили в отборочный пункт в Екатеринбурге, я прошёл ещё раз медкомиссию и, наконец, со мной заключили контракт», 

— говорит Фабьен.

Причины для отказа у военного комиссара были: у медика зрение -5 и -7 диоптрий. Кроме того, комиссию могла насторожить французская фамилия. Но молодой человек всё же добился своего и после трёхнедельной подготовки на полигонах в Луганской Народной Республике оказался в танковой роте в районе Кременной.

Военных приходилось не только спасать при ранениях, но и лечить от простуд: сказывались погодные и бытовые условия.

«Бойцы жили в блиндажах, которые сами строили. Многие заболевали, и нужно было оказывать им помощь, а также организовывать госпитализацию и эвакуацию раненых», 

вспоминает Фабьен Дюпон.

В конце ноября медик и сам был тяжело ранен. Попал под миномётный обстрел, когда был без защитного обмундирования.

«Когда долго находишься на передовой, инстинкт самосохранения притупляется, и ты ходишь уже без бронежилета. Это такая болезнь всеобщая. Когда я увидел, что в мою сторону летят мины, спрятался под танком. Обстрел продолжался около двух часов. Одна мина взорвалась прямо возле моей головы», 

— говорит Фабьен Дюпон.

Он получил контузию. Повредились барабанные перепонки. Перешибло фаланги пальцев.

«Думали, я уже груз 200»

Спас раненого уральца на поле боя его друг — механик-водитель танка Иван Вильчинский с позывным Тайга, сын священника, с которым они в один день подписали контракт и служили в одной роте.

«Все думали, что я уже груз 200. Он единственный, кто отправился меня искать. Нашёл и оказал первую помощь. Помню, момент такой смешной: я на него орал, когда он за руки меня тянул, вытаскивая из-под танка. А я кричал, что это неправильно, надо подмышки брать», 

— горько улыбается Фабьен.

Иван погиб, когда друга рядом не оказалось. Оба военных возвращались в часть из отпуска по ранению. Повидали родных и друзей, закупили то, что необходимо на передовой. Иван поехал в расположение роты, а Фабьен задержался, чтобы докупить инструменты. В часть попал только на следующий день.

«И тут же мне сообщили, что Тайга — 200. Отправили его тело в Ростов. Я приехал, забрал из морга и отвёз к нему домой», 

— говорит Фабьен.

Фабьен и Иван дружили со дня подписания контракта
Фото: Александр Скрыпник / ИА «Победа26»

С родителями погибшего друга он до сих пор на связи. А на рабочем столе фельдшера — совместное фото с Иваном. 

«Самое, наверное, отвратительное, — это терять друзей. Чем больше потерь, тем тяжелее», 

— признаётся медик.

«Как будто два разных мира»

Вскоре после возвращения в часть Дюпона наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени с мечами и предложили возглавить медицинский отряд особого назначения (МОСОН). Он согласился и с коллегами отправился в Запорожскую область. Фабьену было присвоено звание капитана медицинской службы.

Одна из самых дорогих для медика наград — медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени с мечами
Фото: Александр Скрыпник / ИА «Победа26»

В одном из боёв он получил осколочное ранение лёгкого и после лечения и реабилитации был отправлен в отставку.

Фабьен признаётся, что поначалу тяжело было видеть на улицах весёлых людей, какие-то праздники. 

«Я ещё в госпитале лежал, и нам разрешали выходить в город. Вот идёшь по Москве и видишь: все веселятся. Как будто два разных мира: для одних война идёт, а для других она и не начиналась. Со временем стал спокойнее к этому относится. Конечно, увеселительные вечеринки — это очень плохо, но и в траур впадать не годится. Траур для проигравших, а в нашей стране в победе уверены все», 

— рассуждает Фабьен Дюпон.

После реабилитации Фабьен поехал в гости к своему однополчанину в Кабардино-Балкарию. Влюбился в Кавказ ещё сильнее и решил остаться здесь жить. Выбрал для этого Георгиевский округ на Ставрополье: цены на жилье здесь были приемлемыми, Кавказские Минеральные Воды и величественные горы — рядом. Территория историческая, медики на селе — очень востребованы.

Герда — умная и преданная овчарка, которую Фабьен привёз из зоны СВО
Фото: Александр Скрыпник / ИА «Победа26»

Стал заведовать двумя фельдшерскими пунктами. При поддержке губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова отремонтировал для себя заброшенную квартиру. Живёт в том же здании, где и работает.

По инициативе фонда «Защитники Отечества» возглавил Ассоциацию ветеранов СВО Георгиевского округа. Сейчас из-за состояния здоровья передал бразды правления своему соратнику Мухамбету Ажимову.

«К нам приходят участники СВО со своими проблемами: кому-то выплаты задерживают и нужно помочь написать обращение через портал госуслуг, кто-то хочет составить жалобу в госструктуры, другим нужна помощь в бытовых вопросах», 

— рассказывает Фабьен Дюпон.

На доме, где живёт Фабьен, флаги России и Медицинской службы Вооружённых сил РФ
Фото: Александр Скрыпник / ИА «Победа26»

Отставной военный медик по себе знает, насколько важно человеку, вернувшемуся из зоны боевых действий, успешно социализироваться, стать активным членом общества. Фабьен предлагает открыть реабилитационный центр для ветеранов СВО в Георгиевском округе.

«У нас замечательный лес, родник „Каменный бродок“ в заказнике — чудесное место. Ветераны СВО могли бы здесь проходить психологическую реабилитацию. Я изучал клиническую психологию и знаю, что работать с такими людьми нужно не в кабинете, а в непринуждённой обстановке: вышли, прогулялись, побеседовали. Центр помогал бы социализировать бойцов в мирной обстановке»,

— делится капитан медслужбы в отставке.

Центр реабилитации для ветеранов СВО можно создать рядом с фельдшерским пунктом
Фото: Александр Скрыпник / ИА «Победа26»

Ранее «Победа26» в спецпроекте «Защищая будущее» рассказала о подвиге ставропольца, кавалера ордена Мужества Александра Русанова.

Авторы:Андрей Шворнев