

Последние три года общение главы Ставрополья Владимира Владимирова с жителями края строилось в двух форматах: телеэфиры и высокотехнологичные стримы. Анализ показывает, что формат площадки напрямую влияет на результат.
ТВ-эфиры стали восприниматься как большой формат: здесь обсуждаются глобальные проекты и стратегия развития края.


В телеэфире, который традиционно длится дольше, губернатор строит долгосрочные планы, отметил директор Северо-Кавказского института — филиала РАНХиГС, кандидат экономических наук Азамат Тлисов.
«Телевизионные прямые линии создают режим диалога. Видеообращения ставропольцев и телефонные звонки делают общение более живым, хотя и занимает больше времени. При этом ситуация, когда можно просто отрапортовать о решении и потом забыть о проблеме, губернатору не подходит. Он держит все вопросы на контроле и выясняет их статус персонально. Вся команда правительства края осознаёт свою ответственность за выполнение поручений. На мой взгляд, это системный подход к решению проблем: не просто „тушить пожары“, а комплексно решать вопросы»,
— сказал он.


Если ТВ-формат отвечает за стратегию, то сетевые линии — за оперативную помощь. Соцсети позволяют жителям обратить внимание власти на локальные проблемы: неисправный фонарь, халатность конкретной УК.
В ЦУР Ставропольского края подчёркивают: нельзя назвать один формат главным, а другой второстепенным. Они работают в связке, сменяя друг друга. Телевидение задает вектор и фиксирует глобальные цели. Соцсети проверяют, как эти цели реализуются «на земле», и обеспечивают обратную связь постфактум в комментариях.
«Телевизионный формат важен, но не менее значимы и социальные сети, где вопросы решаются более точечно. В ходе прямых линий губернатор даёт поручения министрам и главам. Каждое обращение физически невозможно обработать в рамках одного эфира, но весь объём берётся в работу, и каждому заявителю дают ответ постфактум. Это подчеркивает, что власть слышит проблемы людей и помогает их решать»,
— высказал мнение член Общественной палаты края, заведующий кафедрой уголовного права и процесса СКФУ Кирилл Долгополов.


Главный инсайт трехлетнего анализа прямых линий губернатора Ставрополья — резкий рост продуктивности. Если раньше за один эфир Владимир Владимиров давал в от 30 до 40 поручений, то к концу 2025 года этот показатель вырос до 45.
Рекорд был поставлен 17 февраля 2026 года. Темп ответов вырос почти до 70 за трансляцию, а число поручений губернатора составило 57. Сетевые линии теперь превосходят телевизионные по количеству разобранных кейсов.
Сетевые прямые линии губернатора Ставропольского края организует Центр управления регионом, он также выступает площадкой для их проведения. Специалисты дважды создавали специальные боты-сборщики для различных мессенджеров.
«На февральскую прямую линию поступило 3400 сообщений через социальные сети, из них 2000 — через чат-бот MAX. Согласно статистике, наблюдается устойчивый интерес ставропольцев к онлайн-формату: охваты трансляций в социальных сетях выросли почти на 2%, а вовлечённость в эфир повысилась значительно — с 13 до 22%»,
— прокомментировала руководитель Центра управления регионом Ставропольского края Александра Силицкая.
Чередование площадок позволило властям увидеть запросы общества. Основные темы, волнующие жителей, остаются стабильными, однако их акценты меняются в зависимости от сезона и актуальной повестки.
Если в 2024–2025 годах ключевыми темами были СВО и водоснабжение, то в 2026 году фокус сместился на инфраструктурные кризисы и долгосрочное планирование. На февральской прямой линии устранение аварии на Кубанском водоводе и течи в дамбе хвостохранилища в Лермонтове оказались самыми животрепещущими. Структура поручений выглядела следующим образом.


В ЦУР обратили внимание, что география вопросов охватывает весь Ставропольский край: любой желающий может отправить сообщение под постами в соцсетях губернатора или через чат-бот MAX, после чего его передадут в работу ведомствам или в муниципалитеты.
«Сравнивать сетевые и телевизионные форматы прямых линий, на мой взгляд, нельзя. Проникновение интернета и социальных сетей существенно отличается от территории к территории. Телевизионные линии работают со своей аудиторией, сетевые линии — со своей. В некоторых случаях они пересекаются, но иногда до конечного получателя информация может дойти только в одном из форматов. Поэтому они чередуются»,
— резюмировала Александра Силицкая.
Такой гибридный подход позволил не просто вести диалог со ставропольцами, но и кратно увеличить скорость реакции на их запросы. Сегодня прямая линия губернатора — это высокотехнологичный инструмент управления регионом.