вт, 16 апр.
18:11
Ставрополь
+24 °С, ясно
Эксклюзивы

Индийская судьба ставропольского МиГа: история истребителя из парка Победы

1 февраля 2022, 09:07ФоторепортажиФото: Сергей Пархисенко // СКИА // Самолёт в парке Победы Ставрополя

Как экспортный истребитель для индийских ВВС оказался в Ставрополе и другие факты из истории МиГ-21 из ставропольского парка Победы в материале Ставропольского краевого информационного агентства.

Помимо пассажирского самолёта Ил-18 в ставропольском парке Победы стоит ещё один представитель советского авиапрома — истребитель МиГ-21 с красным бортовым номером 67. Этот истребитель стал одним из самых массовых в истории авиации, поэтому памятники ему часто можно увидеть во многих городах России. Но ставропольский МиГ-21 по-своему уникален: по всей стране летали всего 14 машин этой модификации, а изначально самолёт и вовсе должны были продать в Индию.

Самолёт МиГ в парке Победы Ставрополя
Фото: Сергей Пархисенко // СКИА
Стоящий в ставропольском парке самолёт могли продать в Индию
Фото: Сергей Пархисенко // СКИА

Советский Союз поставлял истребители МиГ-21 в Индию с 1964 года. Экспортная версия, получившая обозначение МиГ-21ФЛ, отличалась увеличенным килем, двигателями с форсажной камерой  и упрощённой бортовой радиолокационной станцией.

Самолёт МиГ-21ФЛ отличался увеличенным килем
Фото: Сергей Пархисенко // СКИА
Советский Союз поставлял истребители МиГ-21 в Индию с 1964 года
Фото: Сергей Пархисенко // СКИА
На борту самолёта находилась упрощённая бортовая радиостанция
Фото: Сергей Пархисенко // СКИА

Спустя год после начала поставок МиГ-21 индийским ВВС началась вторая индо-пакистанская война. Вооружённый конфликт продлился недолго, и вскоре враждующие стороны подписали дипломатическое соглашение. Активное участие в примирении Индии и Пакистана играл СССР, который при своём статусе посредника уже не мог поставлять оружие одной из сторон конфликта. Поэтому очередную партию из 14 индийских МиГов, среди которых был и будущий ставропольский памятник, оставили в СССР.

После примирения Индии и Пакистана самолёт оставили в СССР
Фото: Сергей Пархисенко // СКИА

Оставшиеся в СССР истребители передали в 234-й гвардейский истребительный авиаполк — предшественник легендарной пилотажной группы «Стрижи» — базировавшийся в подмосковной Кубинке. Здесь самолёты участвовали в показах авиационной техники. Так ставропольский МиГ-21 принимал участие в воздушном параде в честь 50-летия Октябрьской революции.

Ставропольский МиГ участвовал в воздушном параде Победы в честь 50-летия Октябрьской революции
Фото: Сергей Пархисенко // СКИА

В руках кубинских пилотажников «ставропольский» МиГ-21 пробыл до 1975 года. После самолёт передали в Харьковское авиационное училище, на аэродром Чугуев. Курсанты обучались на бывших индийских МиГах 6 лет, и уже в 1981 году самолёты списали. Часть истребителей сразу стали памятниками, но история МиГ-21 с номером «67» на этом не закончилась. В 1989 году самолёт на грузовиках перевезли в Ставрополь, в школу младшего авиационного состава, готовящую авиационных техников.

// Авиаторы подмосковной Кубинки тренировались на МиГах-21 до 1975 года
Фото: Сергей Пархисенко // СКИА
// На индийских МиГах учились и харьковские курсанты
Фото: Сергей Пархисенко // СКИА
// МиГ-21 перевезли в Ставрополь в 1989 году
Фото: Сергей Пархисенко // СКИА

На свою последнюю стоянку в парке Победы МиГ-21 попал в конце 1980-х. В отличие от множества других памятников МиГ-21, его не стали устанавливать на постамент и это сильно сказалось на состоянии истребителя. За три десятка лет уникальный самолёт сильно пострадал от рук вандалов и сейчас попросту врастает в землю.

В парк Победы Ставрополя МиГ-21 попал в конце 1980-х
Фото: Сергей Пархисенко // СКИА
Парк Победы в Ставрополе стал последней стоянкой МиГа
Фото: Сергей Пархисенко // СКИА
За три десятка лет уникальный самолёт начал врастать в землю
Фото: Сергей Пархисенко // СКИА
Авторы:Сергей Пархисенко