«Воздушная скорая»: как работает санитарная авиация в Ставропольском крае

27 апреля , 10:11ФоторепортажиФото: Сергей Пархисенко / СКИА // Как работает санитарная авиация в Ставропольском крае

В 2020-м на Ставрополье появился свой вертолёт с красным крестом на борту. Что внутри у «летающей реанимации» и как работает медвертолёт — в материале «Победы26».

Ставропольский край стал одним из первых субъектов России, где заработала служба санитарной авиации. Это стало возможным благодаря региональному проекту «Развитие первичной медико-санитарной помощи», которая входит в нацпроект «Здравоохранение». Направление курирует министерство здравоохранения региона.

Ставропольский край стал одним из первых субъектов России, где заработала служба санитарной авиации
Фото: Сергей Пархисенко / СКИА
«Мы постоянно работаем над тем, чтобы повышать доступность и качество медицинской помощи. И санавиация очень востребована. В экстренных случаях мы значительно сокращаем время доставки пациента в больницу. Причём специализированную и квалифицированную помощь бригадами реаниматологов он сможет получить уже на борту»,
отметил губернатор Ставрополья Владимир Владимиров.
На борту вертолёта устанавливается мобильный инкубатор — кувез
Фото: Сергей Пархисенко / СКИА

За полтора года медицинский вертолёт перевёз 236 человек. Таким образом транспортируют пациентов с любыми травмами и заболеваниями, если врачи решат, что им требуется срочный перевод в медучреждения краевого центра. Эвакуировать по воздуху можно даже младенцев. Для этого на борту вертолёта устанавливается мобильный инкубатор — кувез.

В 2021 году на работу санавиации в Ставропольском крае было выделено около 70 миллионов рублей
Фото: Сергей Пархисенко / СКИА

Для транспортировки пациентов служба санитарной авиации использует лёгкий вертолёт «Ансат», способный брать на борт одного пациента и двух сопровождающих из медбригады. Внутри у «летающей реанимации» то же оборудование, что и у обычных реанимобилей: дефибриллятор, аппараты искусственной вентиляции лёгких, УЗИ и непрямого массажа сердца и всё, что необходимо для оказания срочной медицинской помощи.

На борту вертолёта есть всё, что необходимо для оказания срочной медицинской помощи
Фото: Сергей Пархисенко / СКИА

Скорость медицинского «Ансата» — 220 км/ч, это его главное преимущество перед реанимобилем. Вертолёт может летать на расстояние свыше 500 километров. Этого достаточно, чтобы забрать пациента в любом из населённых пунктов края и вернуться в Ставрополь без дозаправки. При этом санитарный вертолёт способен садиться и взлетать с необорудованных площадок, что даёт ему возможность работать в самых удалённых уголках региона. Базируется «летающая реанимация» на территории краевой клинической больницы, отсюда же он вылетает к пациентам.

Базируется «летающая реанимация» на территории краевой клинической больницы, отсюда же он вылетает к пациентам
Фото: Сергей Пархисенко / СКИА

Управляет вертолётом экипаж из двух пилотов. Лётчики не местные, их командируют в Ставрополь со всей России. Длится такая командировка в среднем 2-3 недели, после этого экипажи меняются. Воздушные медбригады, напротив, сформированы из ставропольских медиков. Врачи вылетают к пациенту на место эвакуации, сопровождают в полёте, а на земле передают его экипажу реанимобиля.

Лётчики не местные, их командируют в Ставрополь со всей России
Фото: Сергей Пархисенко / СКИА

Сейчас вертолёт выполняет до двух вылетов в день. В будущем количество вылетов хотят увеличить до четырёх, а позже и вовсе перевести «Ансат» на круглосуточный режим работы. Санитарную авиацию планируют привлекать к перевозке пациентов непосредственно с мест происшествий, например, при ДТП вдали от населённых пунктов.

В будущем количество вылетов хотят увеличить до четырёх
Фото: Сергей Пархисенко / СКИА