Ставропольский край стал одним из первых субъектов России, где заработала служба санитарной авиации. Это стало возможным благодаря региональному проекту «Развитие первичной медико-санитарной помощи», которая входит в нацпроект «Здравоохранение». Направление курирует министерство здравоохранения региона.
За полтора года медицинский вертолёт перевёз 236 человек. Таким образом транспортируют пациентов с любыми травмами и заболеваниями, если врачи решат, что им требуется срочный перевод в медучреждения краевого центра. Эвакуировать по воздуху можно даже младенцев. Для этого на борту вертолёта устанавливается мобильный инкубатор — кувез.
Для транспортировки пациентов служба санитарной авиации использует лёгкий вертолёт «Ансат», способный брать на борт одного пациента и двух сопровождающих из медбригады. Внутри у «летающей реанимации» то же оборудование, что и у обычных реанимобилей: дефибриллятор, аппараты искусственной вентиляции лёгких, УЗИ и непрямого массажа сердца и всё, что необходимо для оказания срочной медицинской помощи.
Скорость медицинского «Ансата» — 220 км/ч, это его главное преимущество перед реанимобилем. Вертолёт может летать на расстояние свыше 500 километров. Этого достаточно, чтобы забрать пациента в любом из населённых пунктов края и вернуться в Ставрополь без дозаправки. При этом санитарный вертолёт способен садиться и взлетать с необорудованных площадок, что даёт ему возможность работать в самых удалённых уголках региона. Базируется «летающая реанимация» на территории краевой клинической больницы, отсюда же он вылетает к пациентам.
Управляет вертолётом экипаж из двух пилотов. Лётчики не местные, их командируют в Ставрополь со всей России. Длится такая командировка в среднем 2-3 недели, после этого экипажи меняются. Воздушные медбригады, напротив, сформированы из ставропольских медиков. Врачи вылетают к пациенту на место эвакуации, сопровождают в полёте, а на земле передают его экипажу реанимобиля.
Сейчас вертолёт выполняет до двух вылетов в день. В будущем количество вылетов хотят увеличить до четырёх, а позже и вовсе перевести «Ансат» на круглосуточный режим работы. Санитарную авиацию планируют привлекать к перевозке пациентов непосредственно с мест происшествий, например, при ДТП вдали от населённых пунктов.