В одном из ответвлений выставочного пространства внимание зрителей привлекает портретный триптих, выполненный с обилием красного и чёрного. Работа явно отсылает к известным обезьянам, которые «не видят зло, не слышат зло, не говорят о зле». Сильная вещь притягивала не только взрослых, но и детей.
«О, это вообще стиль! Какой стиль! Сфотографируй меня здесь»,
— говорит приятелю школьница. Кажется, она пришла на выставку вместе с делегацией «Движения Первых».
Некоторые также делали фото.
Интересно в этой сцене, что селфи с картинами — метод восприятия искусства, явно получивший какое-то повальное распространение в эру смартфонов. Но как бы ни влияли на восприятие живописи технический прогресс, политика, медиа или что бы то ни было, сама она продолжает жить и адаптироваться. Запечатлеть эту устойчивость искусства было целью создания проекта «Живописная Россия».
Об этом на открытии выставки в Ставрополе рассказал художник, автор проекта и ныне его двигатель Евгений Ромашко. Он напомнил, что в 1990-е годы некоторые искусствоведы провозглашали чуть ли не смерть станковой живописи. Не все были с этим согласны. Некоторые «оппозиционеры» объединились вместе и решили рисовать Россию, а потом показывать в разных уголках страны, что у них получилось.
«Об эпохе судят по той культуре, которую она после себя оставила. Те произведения, которые вывешены в этих стенах, которые после будут опубликованы в альбоме, будут представлять наш мир, наше видение и нашу эстетику будущим поколениям. Всё это позволит им оценить нас, наше мироощущение»,
— сказал Ромашко.
Выставка «Живописная Россия» открывается девятый год подряд. В Ставрополе она разместилась в краевом музее изобразительных искусств. Экспозиция состоит из 134 работ от 126 художников. Из краевой столицы картины поедут дальше — в Ижевск, Новосибирск, а затем в Москву.
Художники на открытии отметили, что особое искусство проявили и те, кто готовил экспозицию в музее: разместить такое количество работ, чтобы они не терялись на фоне друг друга, — настоящий труд. Представители встречающей стороны скромно парируют: было ради чего стараться.
«Это всегда очень интересно, потому что вы представляете разные школы, разные регионы и разные поколения. Это важно как для начинающих художников, так и для обывателя, который может познакомиться с художественным миром России. Дай Бог, чтобы этот проект жил ещё многие годы и приезжал на Ставрополье вновь и вновь»,
— заявила замминистра культуры Ставропольского края Галина Павлова.
Ежегодно проект «Живописная Россия» исследует разные дискуссионные темы. В этом году она была сформирована так: «По законам жанра». Вся экспозиция разделена на соответствующие разделы: натюрморт, лирический пейзаж и пейзаж архитектурный, интерьер, портрет, обнажённая модель, современная жанровая картина и картина на религиозную тему, а также «эксперимент».
Авторы проекта стремились расширить диапазон демонстрируемой реальности, а потому с одной стороны зала — бойцы с СВО, а напротив них римский гладиатор обнимает женщину; вот обнажённая женщина лежит в загадочной темноте, а рядом с ней — совершенно бытовая сцена из московского метрополитена.
Есть на выставке и картины ставропольских художников. Один из них — Сергей Паршин — отмечает, что вся эта широта спектра возможна благодаря тому, что российское художественное движение сильно.