В начале апреля ветра и солнце уже успели подсушить почву на только начинающих зеленеть полях. Вода жизненно необходима растениям, и, к счастью, науке под силу призвать дождь в нужное время в нужном месте.
Именно для этих целей приспособлен небольшой самолёт Як-40, который с 25 марта гостит в аэропорту Ставрополя. Техника и специалисты прибыли в регион по контракту, который по поручению губернатора Владимира Владимирова местный минсельхоз заключил с Центральной аэрологической обсерваторией.
По словам замминистра сельского хозяйства СК Елены Тамбовцевой, самолёт-лаборатория уже успел поработать над полями 26, 29 и 30 марта. К очередному вылету машину готовили 3 апреля на глазах у представителей местной прессы.
Пока в баки крылатой лаборатории заливали топливо, начальник центра физики облаков и активных воздействий центральной аэрологической обсерватории Росгидромета Баграт Данелян рассказал, что в регионе бывал уже не раз. Первые вылеты для вызова осадков провёл здесь на другой машине в 1986 году.
«Я в первый раз прилетел в 1986 году на самолёте ИЛ-18 после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Тогда была поставлена задача: создать условия, чтобы здесь максимально получить урожай, поскольку стоял вопрос продовольственной безопасности. Украинский хлеб был заражён. Мы отработали, получили хороший урожай и после этого много раз сюда прилетали. В 2020 году, например, тоже здесь работали»,
— рассказывает собеседник «Победы26».
Внешне самолёт-лаборатория ничем не отличается от своих собратьев модели Як-40, зато внутри модифицирован и наполнен различными техническими средствами. Они нужны для измерения параметров атмосферы и облаков, а также для активного воздействия на эти облака.
Начинается работа учёных ещё на земле. От местного гидрометцентра они получают ежедневные прогнозы по развитию осадкообразующих процессов. И только если погодные условия оказываются подходящими — начинается дежурство.
«Мы при полёте выбираем определённый тип облаков, который подходит для проведения воздействия — не все облака годятся для этих целей и не все положительно реагируют на засев. Они должны иметь определённые параметры — это температура, верхняя граница, степень развития и так далее. Весь этот набор мы учитываем, чтобы выбрать необходимый объект для засева. После этого туда вводятся отстрелом пиротехнических изделий специальные ядра кристаллизации из йодистого серебра»,
— поясняет Баграт Григорьевич.
Похожие по структуре на естественный лёд, эти ядра попадают в облако и начинают кристаллизовать имеющуюся в нём влагу. Частицы воды растут и, достигая определённых размеров, выпадают в виде дождя.
С Як-40 йодистым серебром облака засевают 10 специалистов — кандидаты наук и научные сотрудники. Ещё два человека — техники — выполняют свою работу на земле.
Когда заправка самолёта завершается, члены команды заряжают кассеты патронами с реагентами. Отстреливать их будет оператор, когда самолёт поднимется над верхней границей облачности и будут найдены пригодные облака. Действовать йодистое серебро начинает через 20–30 минут после засева на высоте в 5–6 км.
Прибор для определения пригодности облаков установлен непосредственно на корпусе самолёта. Он измеряет температуру облака и содержание воды в нём.
«Наша задача — определить, чтобы в облаке вода находилась в жидком состоянии, но была при отрицательных температурах, которые позволяют работать реагенту наиболее эффективно. Йодистое серебро, которое мы используем, начинает действовать при -7 градусах. Но мы стараемся дать ему фору, чтобы процесс ускорился, и работаем минимум от -10»,
— рассказывает руководитель полётов, научный сотрудник центральной аэрологической обсерватории Росгидромета, центра физики облаков и активных воздействий Иван Ломакин.
В день самолёт-лаборатория проводит один-два вылета. Вот и 3 апреля запланировали выполнить два рейса — сначала отправиться на восток Ставрополья, а затем, если погодные условия будут благоприятными, провести работу над центральными частями края.
К слову, работа с облаками требует от лётчиков большого мастерства и опыта: управлять самолётом приходится в сложных условиях.
«И болтанка достаточно серьёзная, и обледенение мы ловим. Иногда стоит задача обходить грозовые облака и работать в непосредственной близости к ним. Поэтому у нас лётчики — мастера своего дела»,
— дополняет Иван Ломакин.
По данным ставропольского минсельхоза, самолёт-лаборатория закончит работу в регионе 25 апреля. Баграт Данелян уточняет: за всё время действия контракта предстоит отлетать 40 часов. А потом технику и учёных ожидают в Татарстане.
This is a modal window.
Всего же в России на сегодня таких самолётов пять — два Як-40, один Як-42 и два Ан-26. Ещё два борта сейчас находятся на стадии оформления.
Ранее сообщалось, что ставропольские аграрии могут получить компенсацию затрат на расширение орошаемых территорий. Об этой мере господдержки рассказал глава краевого минсельхоза Сергей Измалков.