

Родник «Юцкий водопад» расположен примерно в 14 км от Пятигорска. Сейчас источник представляет собой штольню с водоносной жилой, уходящей в толщу скальной породы. Объект находится на закрытой территории ПТП Пятигорское филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» — «Кавминводоканал», в водоохранной зоне.
Как рассказала бригадир операторов хлораторных установок источника «Юца» Ольга Ермакова, скважину открыли ещё при Екатерине II, здесь же в конце XIX века купцы Горячеводской коммуны возвели небольшое здание, где отдыхали, наслаждаясь чистой водой и видами Кавказа.
В 1889–1890 годах немецкие специалисты проложили от родника водопровод, который стал основным источником воды для Пятигорска. До сих пор в столице СКФО сохранились старинные люки с надписями «П.Г.В.» (Пятигорский городской водопровод) и упоминанием «Санитарно-техническое бюро инж. Ф. И. Платс и Ко». Этот, самый первый, объект водоснабжения, переживший все войны и революции, бережно сохранён и действует по сей день.


По словам Ольги Ермаковой, которая и сама живёт в Юце, местная вода уникальна по своим качествам. Для её обеззараживания хватает минимально допустимой дозы хлора. Каждый день сотрудники лаборатории приезжают к источнику для забора на проверку — результаты показывают, что вода готова к употреблению. В доказательство начальник станции водоподготовки ПТП Пятигорское Валерий Данников набирает из родника кружку воды.
«Чистейшая родниковая вода!»
— выпивая, восклицает он.


Выходящие на поверхность источники на территории станции образовали небольшой пруд с прозрачной ключевой водой, в котором ранее, по словам сотрудников, даже водилась форель.
В начале XX века воду горожанам подавали сразу из источника. В советское же время к каптажу пристроили хлораторную — этого требовали нормы СанПиН. Используемый для дезинфекции питьевой воды гипохлорит кальция поступает капельно из баков в каптаж, и при необходимости операторы могут либо увеличить, либо снизить его количество. Также из каптажа выведен перелив, чтобы в случае переполнения — например, из-за обилия осадков, лишняя вода могла вытечь наружу. Однако уже несколько лет такого не происходит. Сам же каптаж закрыт, но за дверью можно услышать журчание подземной реки


Ольга Ермакова работает здесь с 1992 года. А 31 августа этого года отметит 33 года работы на станции водоподготовки с вековой историей и традициями. Ольга Васильевна — представитель династии. Общий трудовой стаж её семьи в водоканале — 40 лет. Отец, Василий Гладиголова, завершив советскую военную службу в Потсдаме и переменив несколько профессий, стал бригадиром хлораторных установок на Юце. И сюда же пришла работать его дочь. Да так и осталась в этом действующем музее под открытым небом, в окружении родников и вековых деревьев.
«Изначально идти сюда работать не хотела, боялась иметь дело с хлором»,
— вспоминает Ольга Васильевна.
Но всю свою трудовую биографию связала с реагентами на основе хлора. Представителем редкой профессии и бригадиром стала, когда отец уходил на пенсию, потому что дольше всех работала и имела большой опыт. Сейчас у неё в подчинении ещё четыре оператора.


Рабочее место специалистов находится в том самом здании, где некогда отдыхали купцы горячеводской коммуны. Деревянная веранда, печь в центре здания, широкие двустворчатые двери, толстые стены — только телевизор не вписывается в старинный интерьер. Здесь обустроена лаборатория, где Ольга Васильевна и её коллеги берут пробы воды.
Ежечасно и днём, и ночью операторы замеряют уровень хлора, записывают все наблюдения в журнал. Рабочий стол оборудован необходимыми приборами.
«На 100 мл воды берём три-пять капель соляной кислоты, смотрим по шкале и по таблице — всё в норме»,
— продемонстрировала оператор.


Вода при проверке обретает бледно-розовый оттенок, по которому определяют содержание хлора. Из-за чистого состава воды его здесь вдвое меньше, чем на других объектах, где воду берут из рек или водохранилищ.
В конце рабочей смены операторы, которым, как и десятилетия назад, компенсируют стоимость трёх литров молока за вредность, отчитываются о нормах в лабораторию. Чтобы сдать смену следующему оператору, Ольга Ермакова, надев специальную одежду и применяя средства химзщиты, очищает баки хлораторной и засыпает свежий раствор.
Бригадир улучшила систему удаления отработанного гипохлорита кальция. На территории и в помещениях станции — чистота. На источнике побеленные отработанным реагентом деревья. Как говорит собеседница, всё должно быть «чистенькое и беленькое». Её не раз награждали премиями и грамотами предприятия и администрации. Есть медаль и благодарность министра регионального развития.
«Почему так предана своей профессии? Очень просто. Дело в воде! «Я всё время думаю, такой воды нет нигде, а ещё нашу воду пьют, не дай бог что-то не так. Это же первый ресурс, который человеку нужен!»
— говорит специалист.
Валерий Данников отметил, что от работы людей на очистных сооружениях зависит очень многое.
«Ольга Васильевна считается у нас одним из лучших специалистов в своей области. У неё достаточно редкая и интересная профессия. От её работы зависит очень многое — качество ресурса и то, что тысячи жителей нашего района ежедневно пьют воду, подготовленную и поданную благодаря её труду. Ольга Васильевна ещё и бригадир, руководит командой девушек. Одним словом, исключительно положительные отзывы»,
— подчеркнул Валерий Данников.


Ольга Ермакова чувствует свою ответственность перед людьми — ничего постороннего в воду ни в коем случае попасть не должно. Живёт и работает в прекрасном, по её мнению, месте на Земле. В свободное время занимается любимым хобби — шьёт и вместе с мужем любуется на его питомцев — белоснежных птиц, разновидность породы иранских голубей. Отзывается с большой теплотой о пребывании на станции: не могла надышаться этой чистотой, особенно в первые годы работы. Считает, что это чистейшая вода, ведь земля для нее — самый лучший и естественный фильтр. Сотрудники «Юцы» очень надеются, что этот источник еще долго будет жить. Они мечтают, чтобы на станции всегда оставалась теплая и спокойная атмосфера, которая сохранит её ресурс, историю и дух времени.