Логопед помогает исправить дефекты как в устной речи, так и в письменной.
Нарушения в устной речи: дислалия — нарушение звукопроизношения; дизартрия — нарушение звукопроизношения из-за ограниченной подвижности органов речи; ринолалия — искажение произносимых звуков из-за нарушения в строении артикуляционного аппарата; нарушение голоса; нарушение темпоритмической стороны речи; заикание; общее недоразвитие речи; алалия (отсутствие речи у ребёнка); афазия — полная или частичная утрата речи как у детей после трёх лет, так и у взрослых (например, после перенесённого инсульта).
Нарушения в письменной речи: дислексия — нарушение процесса чтения; дисграфия — нарушение процесса письма; дискалькулия — неспособность к арифметике; акалькулия — неспособность считать.
Причин появления дефектов речи множество. На речь ребёнка может повлиять внутриутробный период его жизни. Например, если мать болела во время беременности и принимала лекарственные препараты. Также имеет значение процесс родов — к примеру, асфиксия и различные травмы. На речи может сказаться и здоровье малыша в период до трёх лет: грипп с высокой температурой, травмы, операции под общим наркозом. Кроме того, ребёнок может испугаться и начать заикаться. Влияют и наследственные факторы, такие как генетическая предрасположенность к определённым речевым нарушениям. На формирование речи могут повлиять и неблагоприятные социально-бытовые условия семьи. Например, если в семье сюсюкаются с ребёнком или поддерживают жестовую речь, не давая ребёнку повода говорить. То есть ребёнок показывает на всё пальцем, а родители понимают, что он имеет в виду, и не просят малыша назвать предмет.
Нарушения речи лучше исправлять сразу, как только они появились. Чем быстрее этим заняться, тем скорее можно поправить дефект. Например, если ребёнок неправильно произносит звуки [л], [с], [з], [ш], лучше сразу повести его к логопеду. Педагог своевременно проведёт с малышом коррекционную работу, пока неправильные речевые навыки не вошли в привычку.
В первую очередь логопед проводит диагностику — выявляет, какая речевая проблема есть у ребёнка. Потом специалист занимается с учеником постановкой звука. При этом выполняются артикуляционные упражнения и дыхательная гимнастика, потому что речевое дыхание играет важную роль в процессе говорения. А затем — процесс автоматизации звука. Это постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. Также проводится работа по дифференциации звуков — это когда разграничиваются созвучные звуки, такие как [с-з], [ш-ж].
При решении речевых проблем полезно совмещать вокал и логопедию. Артикуляционный аппарат активно задействуется как при пении, так и при говорении. Особенно эффективны занятия вокалом при лечении заикания, так как расслабляются мышцы лица, речевой аппарат.
Сроки устранения дефектов речи зависят от индивидуальных особенностей человека и от вида нарушения. С одним ребёнком логопедическая работа займет три месяца, а с другим — несколько лет. Для каждого дефекта есть свои примерные сроки, в течение какого времени его можно исправить. Например, постановка звука при дислалии обычно не занимает больше трёх месяцев, а с дизартрией работают около года.
Нередко логопеды работают со взрослыми после инфарктов, инсультов и других болезней. Это такие нарушения, как афазия — локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи. Также со взрослыми людьми занимаются постановкой звуков, лечением заикания. Но большинство логопедов всё же работают с детьми, так как ребёнку легче исправить речь, нежели взрослому человеку, у которого за много лет сформировался определённый речевой навык и ему трудно переучиться.
Некоторые люди самостоятельно ставят дома звуки ребёнку. Ищут нужную информацию в книгах, интернете. Но есть вероятность, что звуки будут поставлены ребёнку неправильно. И тогда всё равно придётся идти к логопеду. Дома, конечно, можно заниматься развитием речи, но лучше это делать с квалифицированным преподавателем. Логопед поставит необходимый звук правильно и красиво.