вс, 24 нояб.
12:36
Ставрополь
+2 °С, облачно
Эксклюзивы

«Шла Шаша по шошше»: какие бывают нарушения речи и как их исправить

14 ноября 2023, 20:13КарточкиФото: Сергей Лычак / ИА «Победа26»

14 ноября отмечается Международный день логопеда. Дефекты речи могут возникнуть как у детей, так и у взрослых. О том, какие бывают виды речевых нарушений, как их исправлять и когда стоит обращаться к специалисту, «Победе26» рассказала ставропольский логопед Виктория Мальцева. Подробности — в карточках.

Какие нарушения речи помогает исправить логопед?

Логопед помогает исправить дефекты как в устной речи, так и в письменной.

Нарушения в устной речи: дислалия — нарушение звукопроизношения; дизартрия — нарушение звукопроизношения из-за ограниченной подвижности органов речи; ринолалия — искажение произносимых звуков из-за нарушения в строении артикуляционного аппарата; нарушение голоса; нарушение темпоритмической стороны речи; заикание; общее недоразвитие речи; алалия (отсутствие речи у ребёнка); афазия — полная или частичная утрата речи как у детей после трёх лет, так и у взрослых (например, после перенесённого инсульта).

Нарушения в письменной речи: дислексия — нарушение процесса чтения; дисграфия — нарушение процесса письма; дискалькулия — неспособность к арифметике; акалькулия — неспособность считать.

Почему возникают дефекты?

Причин появления дефектов речи множество. На речь ребёнка может повлиять внутриутробный период его жизни. Например, если мать болела во время беременности и принимала лекарственные препараты. Также имеет значение процесс родов — к примеру, асфиксия и различные травмы. На речи может сказаться и здоровье малыша в период до трёх лет: грипп с высокой температурой, травмы, операции под общим наркозом. Кроме того, ребёнок может испугаться и начать заикаться. Влияют и наследственные факторы, такие как генетическая предрасположенность к определённым речевым нарушениям. На формирование речи могут повлиять и неблагоприятные социально-бытовые условия семьи. Например, если в семье сюсюкаются с ребёнком или поддерживают жестовую речь, не давая ребёнку повода говорить. То есть ребёнок показывает на всё пальцем, а родители понимают, что он имеет в виду, и не просят малыша назвать предмет. 

В каком возрасте лучше всего исправлять нарушения?

Нарушения речи лучше исправлять сразу, как только они появились. Чем быстрее этим заняться, тем скорее можно поправить дефект. Например, если ребёнок неправильно произносит звуки [л], [с], [з], [ш], лучше сразу повести его к логопеду. Педагог своевременно проведёт с малышом коррекционную работу, пока неправильные речевые навыки не вошли в привычку.

Какие способы для этого используются?

В первую очередь логопед проводит диагностику — выявляет, какая речевая проблема есть у ребёнка. Потом специалист занимается с учеником постановкой звука. При этом выполняются артикуляционные упражнения и дыхательная гимнастика, потому что речевое дыхание играет важную роль в процессе говорения. А затем — процесс автоматизации звука. Это постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. Также проводится работа по дифференциации звуков — это когда разграничиваются созвучные звуки, такие как [с-з], [ш-ж].

При решении речевых проблем полезно совмещать вокал и логопедию. Артикуляционный аппарат активно задействуется как при пении, так и при говорении. Особенно эффективны занятия вокалом при лечении заикания, так как расслабляются мышцы лица, речевой аппарат.

Сколько времени требуется для исправления речевых дефектов?

Сроки устранения дефектов речи зависят от индивидуальных особенностей человека и от вида нарушения. С одним ребёнком логопедическая работа займет три месяца, а с другим — несколько лет. Для каждого дефекта есть свои примерные сроки, в течение какого времени его можно исправить. Например, постановка звука при дислалии обычно не занимает больше трёх месяцев, а с дизартрией работают около года. 

Работают ли логопеды со взрослыми?

Нередко логопеды работают со взрослыми после инфарктов, инсультов и других болезней. Это такие нарушения, как афазия — локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи. Также со взрослыми людьми занимаются постановкой звуков, лечением заикания. Но большинство логопедов всё же работают с детьми, так как ребёнку легче исправить речь, нежели взрослому человеку, у которого за много лет сформировался определённый речевой навык и ему трудно переучиться. 

Можно ли самостоятельно исправить дефекты речи?

Некоторые люди самостоятельно ставят дома звуки ребёнку. Ищут нужную информацию в книгах, интернете. Но есть вероятность, что звуки будут поставлены ребёнку неправильно. И тогда всё равно придётся идти к логопеду. Дома, конечно, можно заниматься развитием речи, но лучше это делать с квалифицированным преподавателем. Логопед поставит необходимый звук правильно и красиво.