По мнению Чернякова, в широком смысле отъём у муниципалитетов каких-либо полномочий в пользу края не является чем-то хорошим и приводит к дальнейшей вертикализации власти. В то же время, судьба троллейбусного парка в первую очередь связана с денежными вопросами.
«Если мы посмотрим с точки зрения финансовой обеспеченности, ни Пятигорск, ни Ставрополь «не тянут» общественный транспорт», — говорит Черняков.
По его словам, бюджет города не способен качественно обслуживать подобную инфраструктуру, а, тем более не может вкладываться в её развитие.
«Чтобы обновить хотя бы имеющийся троллейбусный парк — это 56 троллейбусов — надо больше полутора миллиардов рублей. Это при бюджете города около 10-11 миллиардов, притом, что доля всей социалки составляет 70-80 процентов. О чём может идти речь?» — считает эксперт.
Напомним, что на своей ежегодной пресс-конференции губернатор Владимир Владимиров заявил, что регион участвует в программах, которые позволят обновить подвижной состав муниципального электротранспорта. В Ставрополе могут появиться 40 новых троллейбусов.
Андрей Черняков считает, что лишь закупкой новой техники и строительством сетей дело не ограничится. Продолжится модернизация транспортной системы в целом, иначе расходы не «отобьются».
По мнению урбаниста, в первую очередь стоит обратить внимание на изучение существующих маршрутов общественного транспорта. Дублирующиеся следует убрать. Кроме того, возможно, будет снижаться роль маршруток.
Черняков также рассказал, что некоторые муниципалитеты перешли на брутто-контракты с компаниями-перевозчиками, при которых бюджет платит маршрутчикам фиксированные деньги за оговорённое количество рейсов. В таких условиях у водителей пропадает мотивация к грязной конкуренции и гонкам по городу.
Эксперт также говорит, что помогут с формированием хорошего общественного транспорта и новые технологии. В том числе интеллектуальная транспортная система, которая внедряется в этом году. Она позволит сначала автоматически проанализировать ситуацию на дорогах, а потом отрегулировать с приоритетом общественного транспорта.
Одним из возможных изменений Черняков называет также возврат и расширение сети выделенных полос.
«Не иметь выделенных полос для нормального общественного транспорта — как минимум странно. Это равнозначно тому, что вы купите новый трамвай и пустите его по разбитым рельсам. В чём смысл тогда? Вы покупаете троллейбус за 25 миллионов, который стоит в глухих пробках в Юго-Западном районе», — говорит урбанист.
Он отмечает, что, помимо финансовых возможностей и умения добиваться денег на федеральном уровне, краевая власть обладает также ещё одним нужным для таких реформ ресурсом: политической волей.