вт, 30 апр.
22:11
Ставрополь
+9 °С, облачно
Эксклюзивы

От VIP-лайнера до летающей лаборатории: история Як-42Д «Росгидромета»

Новость

27 мая 2020, 13:19

История строительства уникальной летающей лаборатории – в фоторепортаже «Победы26».

История строительства уникальной летающей лаборатории – в фоторепортаже «Победы26».
Борт RA-42440 был построен в 2002 году как обычный пассажирский Як-42 и с завода отправился к заказчику в Сьерра-Леоне. В Африке самолёт пролетал всего год и после своего возвращения в Россию эксплуатировался авиакомпаниями «Тулпар-Эйр» и «Карат».
Самолёт был оборудован VIP-салоном на 49 пассажиров и вплоть до 2011 года использовался для чартерных рейсов. Так его пассажирами были президент Татарстана и футбольный клуб «Зенит».
В 2011 году самолёт был куплен Сибирским научно-исследовательским институтом авиации им. С.А. Чаплыгина. Тогда же в подмосковном Жуковском началось переоборудование борта в летающую лабораторию для геофизического мониторинга. Кстати, в этом году Як-42Д «Росгидромет» прилетел на Ставрополье, чтобы помогать бороться с засухой.
На переоборудование самолёта ушло два года. За это время на борту установили семь тонн научного оборудования, часть из которого разместили на пилонах под крыльями. Помимо прочего Як-42 оснащён даже специальным фотоаппаратом, снимающим мельчайшие частицы в атмосфере. Осадки же вызываются при помощи выпуска пиропатронов с йодистым серебром.
Изменившиеся задачи заставили увеличить экипаж самолёта. Теперь помимо двух пилотов и бортинженера в экипаж входят 14 бортоператоров, работающих с научным оборудованием.
Сейчас самолёт выполняет широчайший спектр задач: от искусственного вызова осадков и разгона облаков до анализа радиологического и химического загрязнения атмосферы. Особенно важна работа летающей лаборатории в труднодоступных территориях, вроде Арктики, где замеры с воздуха остаются единственным доступным способом для анализа атмосферы.