Тема дня: Главное о COVID-19 в Ставропольском крае

Уникальная буддийская тханка вернулась в Ставрополь из Калмыкии

30.03.2021, 12:57 Ставропольский край
Шёлковое полотно с изображением Зелёной Тары, вышитое гладью в сложной технике более ста лет назад, полтора года выставлялось в Элисте. Теперь же икону привезли обратно в ставропольский краеведческий музей имени Прозрителева и Праве.

Уникальность Зелёной Тары заключается в том, что её вышили калмыцкие рукодельницы. Этим могли заниматься только девственницы, поэтому над иконой работали ещё совсем юные девушки. Предположительно, трудились 40 вышивальщиц. Подробнее о том, как изображение попало в краеведческий музей Ставрополя, «Победа26» писала ранее.

Полотну нужны также особые условия хранения. В краеведческом музее ткань, как и все остальные экспонаты, защитили от попадания солнечного света.

«Мы могли бы намотать её на вал, как положено хранить такие большие ткани, и убрать в хранилище. И пусть лежит и не выгорает, и никто на неё не смотрит, не действует искусственный свет. Но мы этого не делаем, хотелось бы, чтоб такие вещи служили своим целям: познавательным, воспитательным и вообще информационным», — рассказала «Победе26» главный хранитель музейного фонда Нина Гальфингер.

До размещения в музее икону эксплуатировали в быту: во время буддийских праздников её выставляли, как это принято, во двор, где на неё влияли солнце и ветер. Поэтому сейчас экспонат находится не в идеальном состоянии, но реставрировать его пока не планируют.

«Перед реставрацией всегда решается вопрос: "А целесообразно ли?" Если предмет терпит, то лучше не вмешиваться, чтоб сохранить аутентичность», — пояснила Нина Гальфингер.

Ранее с иконы хотели сделать полную копию. Однако вышивальщицы Большого театра, которые должны были заняться этим, отказались. Дело в том, что не все цвета шёлковых ниток удалось подобрать — некоторые оттенки оказались уникальными, и если тханку будут воссоздавать в будущем, то часть придётся подкрашивать. Также работники ставропольского музея предполагают, что вышивальщицы не взялись за работу из-за сложности техники — изображение выполнено односторонней гладью с «прихватками».

Огромное полотно, размером более чем два на три метра, транспортировали в Элисту и обратно особым образом. Перед отправкой главный реставратор ставропольского музея приделал к изображению деревянный щит, чтобы при перевозке ткань не вибрировала.


Фото: Эдуард Корниенко/ИА «Победа26»

Следующая новость