По словам специалиста, важнейшей психологической особенностью подростка является чувство взрослости. Чтобы оно актуализировалось, молодой человек ищет значимую группу, частью которой он мог бы стать. При этом желательно, чтобы в этой группе были «некие отличающиеся концептуальные мировоззренческие позиции».
«Для того чтобы почувствовать себя зрелым, нужно «уйти» из семьи, обесценить взрослых — подростку кажется, что они устарели, закостенели и так далее. Это и есть механизм сепарации, который актуализируется в 15-16 лет. Но стоит сказать, что сейчас в концепциях зарубежных учёных, которые занимаются исследованием развития личности, границы подросткового возраста размываются. Они здорово сдвигаются на 5-6 лет. То есть, если раньше подростком считался человек 13-14 лет, то сейчас мы можем говорить о людях, которые достигли совершеннолетия. Это всё связано с тенденциями гуманизации в обществе и детоцентрированными (первое место в семье принадлежит ребёнку. — Прим. ред.) семьями», — говорит Наталья Сторчак.
Психолог также отмечает, что подросткам свойственно делить мир на чёрное и белое, без глубокого вникания в суть вопроса:
«Это значит, что картинка «уплощается» не потому, что дети не умные, а потому, что невозможно объять пока ещё необъятное. А концептуальные структуры мозга, которые позволяют видеть оттенки, еще не дозрели. У ребёнка просто не было столько времени, чтобы изучить вопрос с десяти сторон, а не с одной или двух. Чёрно-белый взгляд на мир подогревает участие в таких мероприятиях», — поясняет эксперт.
Очень часто бывает, что у родителей не хватает времени, а у кого-то терпения и аргументов, поговорить с ребёнком, в результате чего подобные акции становятся площадками для самореализации, считает Сторчак. Поэтому для родителей важно больше общаться с подростками, переключить их внимание на созидательные действия, а не оставлять на воспитание социальным сетям. Фото: storchak_govorit