чт, 25 апр.
14:21
Ставрополь
+27 °С, ясно
Эксклюзивы

Готово ли Ставрополье к электромобилям? Подробный разбор от экспертов и опыт других регионов

4 марта 2021, 14:12Статьи
Фото:

Что край будет делать с токсичными аккумуляторами электрокаров? Как Кубани удалось создать сеть зарядных станций? Есть ли опасность, что в ставропольском климате электрокары перестанут работать? Что думает обо всей этой ситуации минпром края? Об этом — в материале ИА «Победа26».

В первой части материала можно узнать, почему малочисленные владельцы электрокаров оказались в замкнутом круге, а зарядными станциями не хотят пользоваться даже бесплатно. Также о том, какие преимущества имеет электрокар перед обычными авто и сколько удаётся экономить владельцам.
Обычная машина VS электрокар 
Декан электроэнергетического факультета СтГАУ Максим Мастепаненко объяснил, что электромобили имеют ряд преимуществ перед традиционными авто. Главное из них — экологичность: они не сжигают топливо при езде, что защищает атмосферу от вредных выбросов.
«Думаю, в ближайшие несколько лет до 50 процентов всех автомобилей будут иметь электрические двигатели. Пока есть много недоработок — например, ёмкость аккумуляторов и эффективность хранения энергии в них. Батареи достаточно быстро выходят из строя, они дорогие и занимают довольно много места. Но, на мой взгляд, плюсов больше», — рассказал Максим Мастепаненко.
Эксперт отметил, что электрокары не нуждаются в бензине, а потому дешевле в эксплуатации. Правда, стоят дороже, чем машины с ДВС (двигателями внутреннего сгорания. — Прим. ред.). По мере того как производство будет расширятся, цены пойдут вниз, уверен Мастепаненко. 
 
 
Доцент кафедры технической эксплуатации автомобилей СКФУ Пётр Гладкий подчеркнул, что с точки зрения конструкции электрокар проще, чем автомобили с ДВС. Это также можно считать преимуществом.
«ДВС очень сложный, в нём много систем и механизмов. С электрокарами подобной проблемы нет. После развития технологий до определённого уровня производить их станет проще. Кроме того, такие машины можно сделать более лёгкими, что открывает дополнительные возможности для конструкторов», — пояснил Гладкий.
Эксперт считает, что полный переход на электромобили произойдёт в течение 5–10 лет. Такой транспорт действительно более экологичен, особенно в городских условиях. Правда, определённые выбросы вредных веществ в окружающую среду могут происходить при производстве машин. 
«Агрегатные узлы и начинка электрокаров довольно сложна в изготовлении, требуется много цветных и редкоземельных металлов. Добыча этих веществ и получение их на заводах связаны с ущербом для экологии», — пояснил эксперт.
 
 
Токсичные аккумуляторы электрокаров. Ударит ли это по экологии Ставрополья?
Рост популярности электрокаров приведёт к увеличению числа батарей, которые потребуется отправлять на переработку. Для решения этой задачи нужны специальные предприятия. Учёный Максим Мастепаненко считает, что проблем на Ставрополье из-за этого не возникнет и строить новые объекты на территории края, скорее всего, не понадобится.
«Есть большие перерабатывающие предприятия в Ростове и Краснодаре. На Ставрополье открыто огромное количество пунктов приёма аккумуляторов. Приехал, сдал старый аккумулятор, получил хорошую скидку на новый, немного доплатил и поменял. Батарею забирают, электролит сливается, а всё остальное вывозится и переплавляется в новые источники питания», — пояснил эксперт.
При этом утилизация батарей — сложный и дорогостоящий процесс. Свинец, входящий в их состав, практически не разлагается. Решение вопроса потребует ответственности и сознательности от самих граждан. Простимулировать людей серьёзно подходить к проблеме могут меры, принимаемые государством. Так, например, можно увеличить размер скидки на новый аккумулятор при сдаче старого, провести широкую разъяснительную работу среди населения.
Подводные камни электрокаров 
Один из самых больших минусов электрокаров, как и всех электрических предметов, — угроза отключения на морозе. 
«Проблемы возникнуть могут только в том, что связано с сильным морозом. Использовать такие технологии где-нибудь в холодных регионах, скажем, в Иркутске — проблематично. Батареи, как и мобильные телефоны, теряют заряд на холоде. Может, эта проблема как-то и будет решена в перспективе, но, на мой взгляд, Юг России и Северный Кавказ вполне подходят для электрокаров. Наш край точно входит в число благоприятных регионов для их использования», — считает Максим Мастепаненко.
Пётр Гладкий также соглашается, что серьёзных эксплуатационных недостатков, связанных с климатом на Ставрополье, у электромобилей нет. Даже наоборот: на холоде их владельцам не придётся мучиться с прогреванием двигателя.
«С климатом особой связи нет — это обычный автомобиль по большому счёту. Даже, скорее всего, в холодных условиях он будет легче заводиться», — подчеркнул эксперт.
Эксперты сходятся во мнении, что погодные условия не станут помехой для владельцев электромобилей. Наоборот — природа региона открывает неплохие перспективы для развития такого вида транспорта. Так, у ставропольцев есть возможности для подзарядки автомобилей благодаря солнечной энергии. Особенно это касается восточных территорий края.
«У нас в среднем 260 дней в году солнечно. Потенциал однозначно есть, и серьёзный. Особенно в восточных районах, где бывает 45 градусов летом», — пояснил декан электроэнергетического факультета.
 
 
Опыт перехода на электрокары в других регионах 
Владелец электрокара Сергей Самарин из Кисловодска рассказал, что ряд российских регионов уже стимулирует переход на новый вид транспорта. Ярче всего это проявляется в Москве. Там электромашины можно бесплатно оставлять на платных парковках. Также такие авто имеют право передвигаться по полосам, выделенным для автобусов — они, кстати, тоже электрические.
Согласно данным сервиса PlugShare, в столице сотни зарядных станций. Это положительно сказывается на продажах: они растут, как и линейка предложений. Согласно данным «Автостата», в Москве за 2020 год приобрели 240 новых электромобилей, ещё 219 — с пробегом.
«В Санкт-Петербурге 90 процентов электрозаправок — бесплатные. Скорость зарядки высокая — подъехал, зарядился, уехал. Даже такая часть расходов, как зарядка, сводится к минимуму. Дорога от Питера к Кисловодску у меня заняла трое суток. В итоге на электричество я потратил около 1600 рублей», — пояснил Сергей Самарин.
 
 
Автолюбитель рассказал, что сеть зарядных станций есть и в соседнем со Ставропольем Краснодарском крае. Часть точек работают на безвозмездной основе. Обычно бесплатные — медленные, а платные — быстрые, но это не универсальное правило.
«В Краснодарском крае на границе со станицей Павловской есть АЗС «Лукойл». У них на заезде установлена быстрая зарядка — бесплатная. За два часа я накачал там электричества на 500 километров пути», — рассказал Сергей Самарин.
В департаменте инвестиций и развития предпринимательства Краснодарского края сообщили, что ещё в 2017 году в рамках Российского инвестиционного форума они заключили соглашение о сотрудничестве с ЗАО «Рено Россия» и ОАО «Российские сети». Это сделали для привлечения инвестиций в развитие электротранспорта, поэтому сейчас ведётся один из этапов создания инфраструктуры для электромобилей.
Первую зарядную станцию в Краснодаре установили в 2017 году, сейчас их уже свыше 50. Информацию об их расположении также можно получить через специальные сервисы.
«Дальнейшие направления действий и мероприятия по обеспечению возможности транзитного движения на электромобилях через территорию Краснодарского края определены в Концепции развития электротранспорта в Краснодарском крае», — сообщили в департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.
Все предпринятые меры привели к тому, что Кубань стала лидером среди нестоличных регионов по продажам новых электромобилей. По данным «Автостата», в 2020 году там купили 36 новых авто и 356 — с пробегом. 
 
 
Для развития электротранспорта Ставрополью нужны инвесторы
В министерстве энергетики, промышленности и связи Ставропольского края сообщили, что сейчас в регионе нет зарядных станций для электромобилей. Причина в том, что инвесторы не заинтересованы во вложении средств в создание таких объектов. 
«В первую очередь это обусловлено низкой долей электрокаров в общем количестве частного и коммерческого автотранспорта», — отметили в ведомстве.
В свою очередь, минпром готов оказать содействие инвесторам в реализации проектов по созданию сети зарядных станций для электромобилей.