сб, 27 апр.
13:14
Ставрополь
+23 °С, ясно
Эксклюзивы

Недовольные ставропольцы, или причём здесь Парадокс Истерлина

23 июня 2020, 13:53Статьи
Фото:

От пандемии коронавируса пострадали почти все жители региона. Как в этот период они оценили работу местных администраций, выяснил аналитический центр «Рейтинг.Победа26».

Для этого, как и в начале марта, были опрошены пользователи социальных сетей. Опрос проходил на рубеже мая и июня 2020 года, то есть до первого этапа выхода из ограничительных мер. Аналитики центра предполагали, что в таких условиях недовольство граждан повысится, но где и насколько — предсказать заранее было невозможно.
Жители оценивали работу администрации своего муниципалитета по пятибалльной шкале. Всего удалось опросить 3105 респондентов, с квотным разделением по территориям и по половозрастному критерию. Это больше, чем требуется для подобных исследований в масштабе региона, так что получившаяся картина может считаться объективной.
Парадокс без парадокса
Ещё в прошлых исследованиях отмечалось, что уровень удовлетворённости граждан работой властей не коррелирует с уровнем благосостояния и развития территорий. Разумеется, это не специфический ставропольский феномен. Ещё в 1970-х годах экономист Ричард Истерлин пытался найти взаимосвязь между уровнем доходов и субъективным ощущением счастья. Собрав данные из 54-х стран — как самых богатых, так и нищих — он, к своему удивлению, пришёл к выводу, что никакой связи нет. Жители Бутана оказались счастливее швейцарцев, а африканские бедняки по этому показателю оставляли далеко позади многих европейцев и американцев.
У этого «парадокса Истерлина», впрочем, быстро нашлось вполне работоспособное объяснение: с уровнем благосостояния растёт и уровень требовательности людей к условиям своей жизни. По мере того, как они карабкаются по пресловутой пирамиде Маслоу, удовлетворить их становится всё сложнее. Вкупе с особенностями менталитета это порождает довольно сложную картину без однозначных структур. Все мы хотим жить лучше, но у каждого разные представления о том, как именно. При этом даже самые заботливые власти всегда будут сталкиваться с тем, что делают слишком мало, а самые бездарные и коррумпированные всегда найдут своих сторонников и довольных сограждан.
Несмотря на то, что мы говорим в данном случае не о личном счастье, а об удовлетворённости работой властей, Ставрополье, будучи довольно пёстрым регионом, вполне подходит под это описание. Как среди лидеров, так и среди аутсайдеров нового рейтинга есть и крупные, развитые города и сравнительно отсталые территории, политкорректно именуемые глубинкой.
Заслуженное и случайное лидерство
Две верхние строчки в итоговом рейтинге занимают Апанасенковский и Туркменский районы, жители которых не просто остались довольны работой своих администраций, но и повысили степень этой удовлетворённости на 14 и 10 процентов, соответственно.
Третье место занимает промышленная столица региона Невинномысск, который в последние годы развивается едва ли не быстрее всех муниципалитетов Ставропольского края. При этом оценка горожан работы администрации всё же снизились по сравнению с предыдущим исследованием, но несущественно.
Глава города Михаил Миненков, отвечая на вопрос журналистов о том, как сохранить народную любовь и поддержку в условиях кризиса, как всегда лаконичен:
«Работаем много. Делаем всё от души. Новые форматы в работе появляются. Те, кто не успевает этим поездом, уходят».
 
На этом список территорий, набравших свыше трёх баллов, заканчивается. Вплотную к данному значению приблизился Левокумский район (рост на 10,7%).
Кому досталось больше всех
Ставрополь, будучи до начала пандемии не только самым развитым и благоустроенным, но и самым довольным своим руководством, опустился на восьмое место: средний балл уменьшился на 18%. Наиболее драматичное падение показал Железноводск, оказавшийся на 19-й строчке после того, как удовлетворённость его жителей работой администрации снизилась почти на четверть.
Впрочем, у обоих городов это вполне объяснимая динамика в сложившихся условиях. По краевому центру сильно ударили ограничительные меры: были закрыты заведения общепита, торговые центры, парикмахерские и прочие объекты сферы услуг. На это наложилась скоропостижная смерть мэра Андрея Джатдоева. Встал вопрос: сможет ли новое руководство города добиться такой же оценки от граждан?
Что касается Железноводска, то он держится на туризме и курортных учреждениях, также пострадавших от пандемии. Так или иначе это коснулось всех Кавказских Минеральных Вод: они находятся во второй половине рейтинга, а существенный рост показал единственный некурортный город Лермонтов. С последней строчки он поднялся на 15-е место. Пятигорск, который, как и Ставрополь, столкнулся со сменой руководства, при этом пережив полноценный карантин (единственный муниципалитет в регионе), опустился на предпоследнюю позицию.
Везде свои особенности
В целом, общая удовлетворённость ставропольцев работой своих администраций в условиях глобального кризиса несколько снизилась. Только в пяти территориях она, вопреки всему, заметно подросла. Нефтекумский округ (оценка увеличилась на 19,3%) смог благодаря этому переместиться к середине рейтинга наряду с Лермонтовом. Апанасенковский и Туркменский районы и вовсе его возглавили.
Причины такого роста популярности местных властей везде свои, равно как и там, где результаты снизились. Они далеко не всегда очевидны наблюдателям вне местного контекста. И если предпоследнее место Пятигорска вполне объяснимо, то последнее у Новолександровского округа нуждается в интерпретации в первую очередь со стороны руководства муниципалитета.
Если территория не продемонстрировала существенной отрицательной динамики в радикально изменившихся условиях, это может быть как показателем сравнительно эффективной работы местных властей, так и признаком апатии у населения. Напротив, существенный рост или падение всегда связаны с какими-то причинами. Они могут быть как внешними, так и непосредственно завязанными на деятельности администрации. Такой позиции придерживается и профессор СКФУ, доктор социологии Дмитрий Лушников:
«Каждый кейс заслуживает отдельного изучения. Очевидно, что на оценку власти населением влияет совокупность множества факторов и их структура и состав могут различаться применительно к разным муниципальным образованиям. У горожан вопрос неизбежно наложится на эффективность работы администрации в ситуации коронавируса, от которого большее количество пострадавших именно среди малого бизнеса и средних слоёв населения как городов, так и районов, откуда прибывает рабочая сила (к примеру, Шпаковский, Минераловодский). Горожане наиболее «рассержены» (пожалуй, кроме жителей краевой столицы). Ещё один нюанс — этот рейтинг очень знаково перекликается с рейтингом жалоб жителей СК, проведённым агентством «Победа26» в мае 2020 года», — считает Дмитрий Лушников.