ср, 01 май
01:23
Ставрополь
+9 °С, туман
Эксклюзивы

Ставрополье превращается в пустыню. Кто виноват и что делать?

9 октября 2020, 15:07Статьи
Фото:

Засуха подпортила ставропольские урожаи, высушила ряд водоёмов и устроила невиданные пылевые бури. Какой ущерб понёс регион, и можно ли предотвратить подобные ситуации в будущем - в материале ИА «Победа26».

Неблагоприятные прогнозы по урожаю начали звучать с весны 2020 года. Малоснежная зима, поздние заморозки и отсутствие дождя погубили значительную часть озимых и яровых. Система спутникого анализа ВЕГА-pro этой весной и летом раскрашивала Ставрополье в красные тона. Анализ показал, что даже выпавшие в мае на Юге России осадки оказались недостаточными, несвоевременными и обошли стороной наиболее пострадавшие территории.
Как засуха повлияла на урожай В августе стали известны итоги борьбы за урожай. Аграрии собрали 5,5 миллиона тонн зерновых и зернобобовых культур, что на 35 процентов ниже уровня 2019 года. Урожайность упала на четверть, до 25,2 центнера на гектар.
По данным ведомства, ущерб ставропольских аграриев в 2020 году измеряется миллиардными суммами. При этом лишь часть посевов была застрахована, хоть она и увеличилась практически вдвое от первоначального бюджета.
«С господдержкой застраховано 302 тысячи гектаров - 10 процентов от посевной площади. Предварительно 167 тысяч гектаров на сегодняшний день уже подлежат страховому возмещению на сумму 1,5 миллиарда рублей — это более половины договоров страхования. Благодаря совместной работе страховые компании пошли навстречу сельхозтоваропроизводителям региона и уже произвели авансовые платежи к осеннему севу — 253 миллиона рублей», —  сообщили в минсельхозе.
Как засуха отразится на урожае будущего года Делать прогнозы пока рано, но погодная аномалия уже вносит свои коррективы. К севу озимых культур приступили только 11 муниципалитетов края.
В министерстве указывают, что начало сева смещено на более поздние сроки в связи с отсутствием влаги. Для сравнения: год назад к 25 сентября заложили больше 111 тысячи гектаров озимых, из них зерновых - 92,2 тысячи. Ставропольский гидрометцентр прогнозирует, что в первую декаду октября осадков не ожидается. В довесок к жаркой погоде придут сильные ветра. В результате на большинстве территорий сохраняется чрезвычайная пожароопасность: 5 класс, самый высокий.  Откуда берётся вода На реку Кубань приходится больше половины водных ресурсов края. Воду туда, а также в Большой Ставропольский канал, поставляет Усть-Джегутинский гидроузел. По данным на 8 октября, приток воды к нему составил 37,9 кубических метра в секунду, что в несколько раз меньше нормы.   Река питает Сенгилеевское водохранилище. Оттуда поставляют ресурс в шесть муниципалитетов Ставропольского края с общим населением свыше миллиона человек. Также вода идёт в Краснодарский край.
В Кубанском бассейновом водном управлении сообщают, к концу июня 2020 года полный объём воды в Сенгилеевском водохранилище составил 230 миллионов кубометров при плане в 703 миллиона. Следовательно, уже тогда в нём было втрое меньше ресурса, чем нужно. Кубань пересыхает? Впрочем, учёные не считают, что Кубань может иссякнуть в обозримом будущем.
«Если мы будем смотреть состояние водных ресурсов по количеству, то, в принципе, оно не особо изменилось. Даже можно сказать, что в шестидесятых-семидесятых годах воды было немного меньше, чем сейчас. Другой вопрос, что сейчас действительно идёт изменение климата и количество осадков меняется. То есть, среднегодовое значение стало немного выше, но они перераспределяются в течение года. Осадки становятся редкими, но более интенсивными. С точки зрения водного хозяйства это неприятная ситуация», — рассказала кандидат географических наук, научный сотрудник лаборатории гидрологии Института географии РАН Мария Сидорова.
Эксперт добавила, что в будущем на Юге России количество осадков может снижаться, а среднегодовая температура расти. Региональным властям стоит готовиться к тому, что такие засухи, как в 2020 году, будут случаться всё чаще.Заведующий отделом гляциологии Института географии РАН Станислав Кутузов рассказал, что питающие ставропольские водоёмы ледники на Кавказе тают. К концу века от них останется лишь пятая часть. Кубань и другие водоёмы при этом немного обмелеют, но не исчезнут
Как вернуть воду?Улучшение водоснабжения становится одной из ключевых задач для региона. Уже несколько лет на Ставрополье реализуется масштабная программа по восстановлению и строительству гидротехнических сооружений. По данным минсельхоза, 265 тысяч гектаров в Ставропольском крае считаются орошаемыми. К 2024-ому планируется увеличить эту площадь на 100 тысяч гектаров. В этом году на развитие мелиорации направили 1,3 миллиарда рублей - на треть больше, чем годом ранее. Направление осталось приоритетным даже на фоне многочисленных сокращений бюджета из-за коронавируса.
Ведётся расчистка каналов, реконструкция водохранилищ, строительство новых масштабных сооружений. В некоторых территориях это позволяет преобразить ландшафт, и на полупустынных землях собирать отличные урожаи влаголюбивых культур. Об одном из наиболее ярких таких примеров писала «Победа26».  Другие подходы Даже при поддержке федерального центра, полностью решить проблему нехватки воды на уровне региона не удастся. Все старые и новые каналы питаются от всё тех же нескольких рек, снабжающих край водой. Их ресурс не безграничен, и в неблагоприятных климатических условиях будет сокращаться. Поэтому необходимо работать над эффективностью распределения имеющегося объёма, а лишь потом искать новые источники, считают эксперты.
«Вашему региону необходимо всегда быть готовым к засухе. Если вы хотите что-то выращивать, то нужны системы орошения. Плюс воду нужно стараться расходовать максимально экономно. Сейчас практически везде в России в качестве систем орошения используют дождевальные машины. Но в том же Израиле, где климат гораздо суше, выращивают огромные урожаи, потому что очень эффективно и экономно используют каждую каплю воды. Конечно, системы капельного орошения дорогие, но это долгосрочные инвестиции. Учитывая то, что в южных районах засушливость климата будет усиливаться, необходимо бросить все силы именно на увеличение эффективности водного хозяйства. Делать ставку на засухоустойчивые сорта», — уверена Мария Сидорова.
При этом Кубань нельзя разобрать на каналы и распределить по региону. Это неисполнимо на практике, поскольку ниже по течению находится Краснодарский край, которому также нужна вода.Принцип капли в мореРеконструкция и строительство гидротехнических сооружений позволят Ставрополью эффективнее расходовать воду. По последним данным, во время транспортировки ресурса для полива общие потери составляли 38 процентов от объёма забора. Это меньше, чем в том же Краснодарском крае или Дагестане, где проблема стоит в разы острее. Однако одного появления новых каналов для исправления ситуации недостаточно, указывают эксперты.
Сможет ли решить проблему использование подземных вод Ещё один дополнительный источник назвали на недавнем совещании в правительстве Ставрополья. Это расширенное использование подземных вод для питьевых и технических нужд.  По данным регионального Роспотребнадзора, на Ставрополье исследовано 268 таких месторождений. Задействовано от 9 до 22 процентов от общего потенциала. Однако эксперты объяснили, почему это направление развито слабо. Гидрогеолог Владимир Супруненко считает использование подземных вод хоть и перспективной возможностью пополнить ресурсы, но ограниченной несколькими факторами.
«Во-первых, это достаточно дорогое удовольствие. Чтобы добраться до меловых отложений с чистой, качественной водой, придётся будить от одного до нескольких километров. Во-вторых, это можно делать в засушливых территориях Ставрополья, но ни в коем случае — в границах природоохранной зоны Кавминвод. Был печальный опыт, когда в советские времена сделали питьевую скважину в селе Привольном — и тут же иссяк минеральный источник в Пятигорске. Любая подобная попытка может лишить нас главного достояния наших курортов. Поэтому никакое промышленное бурение здесь недопустимо: вода может исчезнуть или изменить химический состав. А в равнинной части —  да ради бога», —  прокомментировал Владимир Супруненко.
Гидролог Мария Сидорова добавляет ещё один важный фактор, ограничивающий перспективы использования подземных вод.
Учёные однозначны в своих рекомендациях: сохранять и эффективнее использовать имеющийся ресурс - это лучше, чем искать новые способы его добычи. И здесь не уйти от комплексного подхода. Нужно не только строить каналы, но и высаживать лесополосы, осваивать современные технологии полива. Стараться если не остановить, то замедлить глобальное потепление.
«На самом деле, экологическая ситуация у нас в стране очень тяжёлая, и я рада, что вы обращаете внимание людей на это. Если мы сегодня не займёмся решением этих проблем, завтра нам всем станет очень тяжело», —  резюмирует гидролог Мария Сидорова.