вс, 28 апр.
07:31
Ставрополь
+14 °С, ясно
Эксклюзивы

В знак протеста: ставропольские таксисты создали собственный агрегатор, чтобы подвинуть «Яндекс» и «Максим»

13 января 2021, 13:25Статьи
Фото:

Водители решили составить конкуренцию крупным агрегаторам и создали собственное приложение. Получится ли у них рулить на ставропольском рынке и что может этому помешать, разбиралась редакция «Победы26».

На сегодняшний день в Ставропольском крае уверенно лидируют два агрегатора такси — «Яндекс» и «Максим». Однако многие водители, которые там работают, недовольны рядом условий. Поэтому группа активистов 16 декабря 2020 года создала свой сервис. В полную силу он заработал в новогодние праздники. Для этого сначала оформили НКО, а после собрали деньги с коллег на разработку и запуск приложения. Пока заказы выполняют около 200 водителей, но в будущем планируется переманить на свою сторону больше 1000. 
 
 
Зачем Ставрополю ещё один сервис такси
Один из основателей приложения — Евгений Кочергин. Он рассказал, что всё началось после забастовок водителей «Яндекса» в декабре 2019 года. Сначала у активистов появилась мысль создать профсоюз, а потом — собственный агрегатор.
«Мы обсудили этот вопрос, когда регистрировали Союз профессиональных водителей такси. Нам нужно было уйти от рабских условий агрегационных сервисов. Мы придумали альтернативный вариант, который нацелен на то, чтобы снизить аварийность на дорогах. Он даст водителям достойно зарабатывать и не платить жёстких процентов, а пассажирам — получать качественный сервис», — говорит Кочергин.
 
 
Помимо финансового вопроса, создатели агрегатора намерены решить ряд внутренних проблем с перевозками людей. Это неопытные таксисты, провоцирующие аварии, нетрезвые за рулём, неисправные авто или грязные салоны. Но комфортные условия необходимы как для пассажиров, так и для самих водителей. 
Кочергин утверждает, что в новом сервисе автомобили будут только в исправном состоянии. Также планируется привести все условия работы в соответствие с законами, касающимися таксоперевозок. По мнению создателей ставропольского приложения, существующие компании игнорируют некоторые из них. 
 
 
«Одно из главных условий проекта — избегать факта, когда неопытный водитель может зарегистрироваться в сервисе. Основные требования — свой автомобиль, разрешение на перевозки, получение путевого листа, в него входит мед- и техосмотр. Для пассажиров плюс в том, что приедет технически исправный автомобиль и опытный водитель, который допущен на линию», — рассказал Кочергин.
По словам одного из разработчиков Александра Клименко, важным при разработке приложения было условие, чтобы водитель сразу узнавал, куда везти клиента.
«Он должен понимать, куда он едет и за сколько. Таксист сам выбирает, ехать ему на заявку или нет, если он отказывается от поездки, лучше просто вызвать другое такси. Лучше не настаивать на поездке и отпустить водителя, чтобы не приехал нервный, злой таксист. Это критерии аварийности, а работа должна приносить удовольствие», — говорит Клименко.
Мужчина уверен, что с ростом числа пассажиров и водителей никаких проблем с ожиданием такси не будет.
«Наш агрегатор сделан в первую очередь для города. Разделения между потребителями и исполнителями не должно быть. Сейчас сервисы устроены либо для водителя, как «Максим», либо только для потребителя, как «Яндекс». Наша задача — найти золотую середину», — пояснил Александр Клименко.
 
 
Техническая часть ставропольского агрегатора 
Ежемесячные расходы на приложение составляют примерно 35 тысяч рублей: около 13 — за аренду сервера, 20-22 тысячи — на смс-пакет и техобслуживание. Когда наладится система, всем менеджерам, администраторам и диспетчеру придётся платить зарплату, говорят разработчики. Размеры этих платежей ещё предстоит рассчитать. Так как организация не коммерческая, деньги будут выделять из членских взносов.
Пока приложение доступно только на Play Market, на App Store его ещё нет. Причина в том, что для запуска на последнем в год требуется заплатить 100 долларов. На андроиде эта плата в несколько раз ниже и разовая. 
Авторы проекта признают, что некоторые услуги пока работают некорректно. Однако сам пользовательский интерфейс довольно удобный, заверяют они. Цены на поездки такие же, как и в других агрегаторах. 
Сейчас приложение действует только на территории Ставрополя. По словам Александра Клименко, это вопрос финансов — добавить другие города. Денег на расширение пока нет. 
«В ближайших планах у нас выход на Невинномысск. У них там сейчас, кроме «Яндекса», ничего нет. Там бы это приложение пошло в гору. Но пока средств не хватает, дополнительная нагрузка приложения в один город — это ещё 42 тысячи рублей. Что касается расширения на другие города, без поддержки правительства нам не справиться. Вопрос сейчас на обсуждении», — пояснил Клименко.
 
 
Где взять деньги на развитие
Агрегатор не интересен спонсорам, потому что на нём нельзя заработать, говорит Клименко. Приложение принадлежит обществу, все расходы идут от членских взносов. Факт коммерции в организации исключён. 
«Сервер у нас чужой, мы его арендуем. Это даёт некоторые преимущества перед гигантскими агрегаторами. Все деньги, которые водитель получает от поездки, он оставляет себе. В частности, поэтому его никто не может перекупить. Если бы на нём можно было зарабатывать, его бы отжали. Поэтому мы оформили на некоммерческую организацию, чтобы агрегатор не мог приносить доход», — добавил Клименко.
Однако надежда на расширение и выход на другие города всё-таки есть: приложением заинтересовались в минэкономразвития Ставропольского края. Правда, на данном этапе не идёт речи о конкретном сотрудничестве, таксистам только назначили встречу. 
 
 
«Мы должны предложить проект, который будет интересен и городу, и краю. Одно из условий — он должен включать социальную направленность», — говорит Клименко.
Чтобы сервис рос, сначала необходимо привлечь туда больше водителей. Сделать это можно с помощью рекламы. Но на неё денег нет, поэтому таксисты надеются только на сарафанное радио. Такая же ситуация сложилась и с поиском клиентов. 
«Успех будет, если водители будут во всё это верить, а по поводу сроков — раскачиваться оно будет долго. Как минимум полгода нужно ждать, чтобы у водителя был постоянный поток заказов. Рынок пассажирских перевозок довольно скользкий. Но если нас поддержит правительство, будет уже неплохо», — отметил Кочергин.
Оценка эксперта по перспективам 
По словам генерального директора консалтинговой компании «Рублёвая корпорация» Алисы Старшовой, для получения грантов НКО должна решать ту или иную социальную проблему. Ещё нужно взаимодействовать с социально незащищёнными слоями населения.
«Необходимо помнить, что гранты предоставляются НКО на конкретные проекты, ограниченные во времени, с определёнными качественными и количественными результатами. Что касается целевого финансирования подобных инициатив на постоянной основе, то на данный момент таких прецедентов нет», — говорит Алиса Старшова.
Для раскрутки приложения необходима реклама, но средства гранта на неё потратить невозможно. Алиса Старшова также пояснила, что некоммерческие организации могут зарабатывать, но доходы должны идти только на уставные цели. 
 
 
Ставропольские таксисты ставят амбициозную цель — конкурировать с крупными агрегаторами. Чтобы её добиться, следует сначала понять, что входит в себестоимость их услуг. Также выяснить, какие для этого нужны затраты.
«Чтобы составить конкуренцию крупным компаниям, необходимо учитывать, что в стоимость сервиса заложены расходы на его содержание. В случае с вышедшим приложением, они собираются всё заработанное отдавать водителям. Откуда тогда брать средства на развитие, организацию и поддержку качественного сервиса? На таргет, рекламу, организационные вопросы и развитие компании нужны деньги. Из каких средств это будет выплачиваться, и как будут решаться юридические вопросы — непонятно, потому что коммерция здесь совсем отсутствует. Поэтому есть большая вероятность, что в итоге это превратится в такой же коммерческий агрегатор и будет такой же процент, как у «Яндекса», — пояснила Старшова.