Одним из распространённых методов работы телефонных преступников в последнее время стали звонки «из полиции». Застав человека врасплох, запугав ответственностью за дачу ложных показаний, мошенники начинают свой «допрос». Нередко в ходе такой беседы им удаётся получить полную информацию о банковских счетах жертвы, а то и убедить её перевести на «безопасный» счёт крупную сумму.
«Использование подобных методов в работе сотрудников полиции абсолютно исключено. Если сотруднику нужно провести следственные или оперативно-разыскные мероприятия, он вызовет вас на беседу»,
— предупреждает врио начальника отдела информационно-телекоммуникационных технологий управления угрозыска УМВД России по Ставрополью Александр Ашигов.
По словам полицейского, звонок может поступить и от реального сотрудника правоохранительных органов. Но долгой такая беседа не будет. Вам зададут несколько лаконичных вопросов - например, о том, совершались ли в отношении вас противоправные действия. И, если вы нужны представителю МВД для дальнейшей работы, вас пригласят явиться лично.
«Сотрудник любого отделения полиции должен представиться, назвать должность, звание и подразделение, в котором он служит. Узнав регалии собеседника, повесьте трубку, найдите в интернете телефон его дежурной части и перезвоните туда. Опишите ситуацию — сотрудник уточнит, работает ли у них такой человек. Если всё верно, даст вам его контакты. Обратная связь — самый простой способ проверить, не обманывают ли вас»,
— подсказывает специалист.
Александр Ашигов отмечает, что от любых переговоров с незнакомцами по телефону следует отказываться. Даже просто следуя этим рекомендациям, можно обезопасить себя и близких от телефонных мошенников. Помогают и настройки спам-фильтров в приложениях онлайн-банкинга и мобильных операторов. Если у вас кнопочный телефон — подключить такой фильтр поможет оператор.
Если же разговор с мошенником всё-таки состоялся — незамедлительно звоните в полицию. Александр Ашигов подчёркивает: деньги с вашего банковского счёта не могут пропасть «сами по себе». Списания возможны, только если вы потеряли карту или сообщили посторонним свои личные данные, логин и пароль от вашего онлайн-кабинета.
«На оборотной стороне банковской карты есть номер горячей линии. Сообщите о подозрительном звонке, уточните всё, что вас интересует. Если есть сомнения — заблокируйте карту. Это можно сделать как по телефону, так и в личном кабинете. Если ваша карта будет заблокирована — никогда ваши деньги оттуда не пропадут»,
— поясняет майор полиции.
Откуда же у мошенников появляются наши данные? Всё до обидного просто: в наши дни существует множество приложений, позволяющих получить данные о владельцах телефонного номера. Проверить, в каких банках вы обслуживаетесь, можно и вводя номер телефона в приложении кредитной организации.
«Деятельность мошенников уже давно не такая простая, как нам кажется — у них есть специализированные подразделения. Одно из них как раз занимается сбором персональных данных. Например, вам поступает звонок с суперпредложением о подключении интернета с 90% скидкой. И вы сами сообщаете свои паспортные данные, адрес регистрации»,
— говорит эксперт.
К сожалению, специалисты не дают гарантии, что киберпреступление будет раскрыто. А если преступников и удастся задержать — шансы на возвращение средств крайне невелики. Ведь обычно мошенники успевают потратить средства или перевести их за границу. Но даже если у них успеют изъять определённую сумму — какова вероятность, что вы окажетесь первым в колоссальной очереди на возмещение ущерба?
«Если гражданин не будет ответственно относиться к собственным сбережениям, помочь ему будет сложно»,
— подытоживает собеседник.
Подтверждает эти слова и специалист в области банковского дела. Ранее «Победа26» рассказывала о том, каковы шансы вернуть через банк похищенную мошенниками сумму.