ср, 01 май
03:50
Ставрополь
+8 °С, облачно
Эксклюзивы

Сын плотника — строитель Байконура: как ставрополец помогал прокладывать дорогу в космос

12 апреля 2023, 14:05СтатьиФото: Сергей Лычак / ИА «Победа26»

Имя ставропольца Георгия Шубникова известно каждому, кто интересуется историей покорения космоса. Он руководил строительством Байконура, дружил с Сергеем Королёвым, обеспечивал испытания ракет. «Победа26» узнала, каким он был для близких и как память о знаменитом земляке хранят в музее Ессентуков.

Питьевые галереи, фонтаны, водоводы

Генерал инженерно-технической службы Георгий Шубников родился в Ессентуках в 1903 году в семье плотника. После школы начал трудовой путь в качестве рабочего, а по вечерам учился в строительном техникуме. В 1925 году его призвали в армию.

Юноша попал в кавалерийский полк. Закончил срочную службу в должности командира взвода. А на «гражданке» в конце 1920-х снова понадобились его навыки строителя. Строительство и армия — две стези, которые в судьбе Георгия Шубникова соединились на всю жизнь.

«Демобилизовавшись, Георгий Максимович работал техником, а затем производителем работ в строительных организациях Ессентуков и Пятигорска»,

— рассказали в Ессентукском историко-краеведческом музее имени Владимира Шпаковского.

Георгий Шубников посвятил свою жизнь строительству и армии
Фото: Ессентукский историко-краеведческий музей имени В. П. Шпаковского

Молодому специалисту потребовались новые знания, и в 1930 году Георгий Шубников проступил в Ленинградский институт промышленного строительства. Однако уже через два года он снова попал в армию по спецпризыву. После конфликта на Китайской Восточной железной дороге в Манчжурии обострилась международная обстановка на Дальнем Востоке. СССР стал строить укрепрайоны на советско-китайской границе. В числе строителей военных сооружений был и Георгий Шубников, который вернулся из длительной спецкомандировки только в 1937 году.

Дом в Ессентуках, в котором родился будущий строитель Байконура
Фото: Ессентукский историко-краеведческий музей имени В. П. Шпаковского

До 1941 года ессентучанин работал прорабом, а затем — главным инженером в городском управлении водоснабжения курорта. За четыре года под его руководством реконструированы и построены ряд зданий курортного значения, питьевые галереи, 22-километровый водовод от источника минеральной воды до города, насосная станция на Подкумке, очистные сооружения, а также канализационные сети, фонтаны и другие объекты.

Обеспечивал наступление

С началом Великой Отечественной войны Георгий Шубников вновь надел офицерскую форму, став замкомандира отдельного сапёрного батальона 30-й сапёрной бригады на Южном фронте.

С осени 1941 года руководил строительством оборонительных сооружений на Сталинградском направлении. В 1942 году возглавил 12-е Управление военно-полевого строительства в 8-й сапёрной армии, которая в то время строила на Северном Кавказе ряд крупных оборонительных рубежей, обводов и заграждений, в том числе на территории Ставропольского края. Под командованием Георгия Шубникова управление обеспечивало наступательные операции Красной Армии, строя переправы. Летом 1944 года подразделение Шубникова под огнём фашистов построило несколько мостов и переправ через Вислу для наступавших бойцов.

«Военно-строительная организация, которой командовал Георгий Шубников, в последний год войны восстановила и построила 27 крупных металлических мостов через Вислу и Одер, мосты через Дунай в Вене, Братиславе, Коварно, а также восемь мостов через Дунайский канал. Эти же части налаживали и обеспечивали судоходство на Одере, восстанавливали заводы в Польше», 

— говорит главный хранитель ессентукского музея Нина Сергеева.

Мемориальный комплекс в берлинском Трептов-парке, который строило подразделение под командованием Георгия Шубникова
Фото: Ессентукский историко-краеведческий музей имени В. П. Шпаковского

С 1946 года Георгий Шубников руководил 23-м Управлением Военно-полевого строительства 27-го Управления оборонительного строительства Резерва Главного командования. Инженер-подполковник и его подчинённые теперь уже в послевоенной Германии строили мосты, советское посольство в Берлине, театр, памятники погибшим советским бойцам, самый известный из которых — памятник Воину-освободителю в Трептов-парке.

После войны одной из гланых задач советских военных строителей стало восстановление дорог и мостов
Фото: Ессентукский историко-краеведческий музей имени В. П. Шпаковского

Позже управление, которым руководил Георгий Шубников, восстанавливало шахты в Донбассе, а в конце 1940-х годов было переброшено на строительство ракетного полигона Капустин Яр, откуда в октябре 1947-го стартовала первая советская баллистическая ракета. А вскоре перед Шубниковым и его подразделением поставили новую, ещё более амбициозную задачу.

Дружба на всю жизнь

В то время СССР вёл активную работу по созданию мощного оружия. Конструкторское бюро под руководством Сергея Королёва разрабатывало ракеты, которые могли преодолевать тысячи километров. Капустин Яр не соответствовал масштабу новых задач, и в 1954 году было принято секретное постановление о строительстве более крупного спецобъекта, откуда было решено отправлять спутники и ракеты в космическое пространство.

Космос стал делом всей жизни для Георгия Шубникова
Фото: Ессентукский историко-краеведческий музей имени В. П. Шпаковского

Были отклонены предложения по созданию космодрома в Марийской АССР из-за угрозы падений отработанных ступеней на жилые массивы. Также были отвергнуты варианты по строительству объекта в Дагестане и Астраханской области. А вот пустынный район в Кызылординской области Казахстана максимально подошёл для выполнения амбициозного проекта по выходу в космос. Руководить строительством стратегического объекта поручили Георгию Шубникову. С этого времени началась крепкая дружба ставропольца с главным космическим конструктором Сергеем Королёвым, которую Георгий Шубников пронёс через всю жизнь.

Так начинался знаменитый космодром Байконур
Фото: Ессентукский историко-краеведческий музей имени В. П. Шпаковского

Липовый космодром с макетами ракет

Как считал Сергей Королёв, чем ближе космодром расположен к экватору, тем проще запускать ракеты. С этой точки зрения площадка в Казахстане была очень удобной, а вот строителям приходилось работать в крайне тяжёлых погодных условиях, да ещё в условиях сверхсекретности проекта. Фактически поселение Байконур находилось в 300 км от места строительства космодрома. Строители же работали близ посёлка Тюратам, к которому подходили железнодорожные пути.

Звание генерал-майора инженерной службы Георгию Шубникову присвоили за несколько дней до запуска первого в мире искусственного спутника Земли
Фото: Ессентукский историко-краеведческий музей имени В. П. Шпаковского

Так спецслужбы Советского Союза обеспечивали секретность строительства объекта — ведь космическая гонка между СССР и США была в разгаре. По воспоминаниям участников строительства и бывших офицеров КГБ, чтобы обмануть разведку западных стран, в районе настоящего посёлка Байконур был построен липовый космодром с макетами ракет и сооружений. А уже после начала запуска аппаратов с космодрома в Тюратаме название Байконур решили закрепить за важным стратегическим объектом.

Четыре часа на сон

В начале марта 1957 года космодром был готов к работе. А уже в октябре с Байконура стартовал первый в мире искусственный спутник Земли. Так началась эра освоения космоса. А работа Шубникова продолжалась. В начале 1959 года в 50 км севернее уже работающего космодрома начали строить второе стартовое сооружение. Вместе с основными объектами на Байконуре строили вспомогательные: автомобильные и железные дороги, а также необходимые коммуникации: водопровод, электросети и связь.

На Байконуре Георгий Шубников работал над проектами академиков Королёва, Янгеля, Челомея
Фото: Ессентукский историко-краеведческий музей имени В. П. Шпаковского

В 30 км севернее от второго старта было начато строительство нового комплекса «Площадка 60». Он включал три пусковые шахты, командный пункт, а также хранилища окислителя и горючего. Главным конструктором ракет, для которых строился этот комплекс, был Михаил Янгель. Шубников обеспечивал испытания почти всех его ракет. Также на космодроме работал другой главный конструктор - Владимир Челомей. Его аппараты испытывали на площадках, построенных под руководством ессентучанина. Рабочий день Георгия Шубникова начинался в 6:00 и продолжался, как правило, до 2:00.

Георгий Шубников и руководство Байконура
Фото: Ессентукский историко-краеведческий музей имени В. П. Шпаковского

За десятилетие службы Георгия Шубникова на Байконуре было построено 1,2 тыс. км автомобильных и более 500 км железных дорог, линии электропередачи, водоводы от реки Сырдарьи (протяжённость 300 км), жилые объекты и общественные здания. В списке почётных граждан Байконура, который с 2022 года замыкает Дмитрий Рогозин, первое имя — Георгий Шубников.

«Почти всегда носил военную форму»

Напряжённая работа не прошла бесследно для здоровья Георгия Шубникова. В начале 1965 года его направили в госпиталь, а позднее было решено перевезти его на лечение в Москву. Георгия Максимовича отвёз в столицу личный самолёт академика Королёва. После госпиталя Шубников хотел вместе с женой поехать на отдых в Кисловодск. Но этим планам не суждено было сбыться — 31 июля Георгий Шубников скончался. Строителя Байконура похоронили на родине — в Ессентуках, как он и завещал.

Георгий Шубников завещал похоронить себя в Ессентуках
Фото: Ессентукский историко-краеведческий музей имени В. П. Шпаковского

В Ессентуках помнят о знаменитом земляке. В историко-краеведческом музее, где выставлена экспозиция, посвящённая Георгию Шубникову, частые гости — строители Байконура.

«В музее хранится более 100 фотографий Шубникова, его китель и фуражка, порядка 20 книг о нём. Часто приезжают строители Байконура и ракетчики, которые работали с Георгием Максимовичем и живут сейчас в Ессентуках и Пятигорске. Космонавтов пока не было. Раньше с нами сотрудничала его дочь Евгения Лосева, она много его вещей в музей передала», 

— рассказывает главный хранитель музейных предметов ессентукского историко-краеведческого музея Нина Сергеева.

В музее, на родине Шубникова, установлена копия бюста строителя Байконура
Фото: Ессентукский историко-краеведческий музей имени В. П. Шпаковского

Здесь живёт и вдова внука Георгия Максимовича Татьяна Лосева. В интервью корреспонденту «Победы26» Татьяна Владимирова рассказала, что лично с Георгием Шубниковым ей познакомиться не довелось, но она многое помнит из рассказов своего супруга о великом деде.

«Это был высокий, статный мужчина. Он почти всегда носил военную форму. Был очень требовательным к себе и подчинённым. Но при этом никогда не обижал солдат. А дома с детьми был улыбчивым и весёлым. По словам мужа, появление Георгия Максимовича всегда было шумным и привносило в семью атмосферу праздника. Он очень любил детей»,

рассказывает Татьяна Лосева.

Младшая дочь Георгия Шубникова Людмила замужем за офицером-строителем, отец которого служил под началом её отца. Сын Георгий Георгиевич воевал, а после Победы в составе группы инженеров создавал проект мемориала на Мамаевом кургане в Волгограде. Старший внук Шубникова — Георгий Александрович Лосев стал инженером-гидростроителем, а его брат Александр после выпуска из военного училища служил на Байконуре, строил взлётно-посадочную полосу для корабля «Буран».

Дочь и внук почётного жителя Ессентуков Георгия Шубникова на его могиле
Фото: Ессентукский историко-краеведческий музей имени В. П. Шпаковского

В мае 2023 года исполнится 120 лет со дня рождения Шубникова, почётного гражданина Байконура и курортных Ессентуков. К этой дате в музее готовят экспозицию о дороге в космос, которую построил ставрополец, сын плотника Георгий Шубников.

Авторы:Андрей Шворнев