ср, 24 апр.
12:44
Ставрополь
+16 °С, ясно
Эксклюзивы

Обещали светлое будущее и травили газом: чем обернулись для ставропольцев пять месяцев фашистской оккупации

21 апреля 2023, 19:51СтатьиФото: Светлана Школина / ИА «Победа26»

В годы Великой Отечественной Орджоникидзевский край более чем на пять месяцев оккупировали немецко-фашистские войска. В августе 1942 года Красной армии пришлось отступить, но враги не смогли сломить волю ставропольцев к победе. О подвигах и цене свободы — в статье информагентства «Победа26».

Не отступление, а «отвод войск»

Орджоникидзевский край был оккупирован практически за один месяц: фашисты рвались к нефтеносным районам СССР. Но почему наступление врага было столь стремительным? Почему фашисты не встретили повсеместного и, как принято было говорить в те годы, ожесточённого сопротивления бойцов Южного и Северо-Кавказского фронтов Красной армии?

Советские горнострелки на боевом задании
Фото: Государственный архив Ставропольского края

Доктор исторических наук, полковник запаса Андрей Карташёв в интервью «Победе26» отмечает, что в 1942 году Орджоникидзевский край готовился отразить наступление фашистов, ставропольцы построили сеть инженерных оборонительных заграждений, предприятия региона перешли на выпуск военной продукции, работали курсы военной подготовки Осоавиахима, но без поддержки армии задачу обороны Ставрополья решить было невозможно.

«Ввиду сложившейся обстановки на Дону удерживать территорию края наши войска не имели возможности. Ставрополью была уготовлена участь быть сданным врагу. Это понимало и командование Северо-Кавказского фронта, и Ставка. Поэтому было решено отводить войска за Кубань и Терек и в предгорьях Кавказа лишить противника преимущества в танках. Так что отход был санкционированный», 

— рассказывает Андрей Карташёв.

Ставропольский историк Андрей Карташёв
Фото: Из личного архива Андрея Карташёва

Отходившие войска не обороняли города и сёла края, они прикрывали свой отход. В этом им помогали части гарнизонов Ворошиловска, Невинномысска, городов КМВ, а также курсанты военных училищ, запасных полков, частей НКВД. Преимущество наступавшего противника было абсолютным, отмечает Андрей Карташёв.

«По личному составу Южный фронт уступал немцам в полтора раза, по миномётам и артиллерии — более чем в два раза, по танкам — более чем в девять раз, по самолётам — без малого в восемь раз», 

— объясняет доктор исторических наук.

Красноармейцы удерживают горный перевал. 1942 год
Фото: Государственный архив Ставропольского края

Немцы опережали отходившие части Красной армии, брали их в клещи, окружали. Прорываться приходилось с боями. Однако назвать продвижение оккупантов по Ставрополью «лёгким» никак нельзя. По мере приближения врага к горам Кавказа сопротивление советских войск нарастало.

«Если Ворошиловск и Невинномысск немцы брали менее чем за день, то КМВ оборонялись с 9 по 14 августа, Моздок — с 23 по 25 августа. Неприступная линия обороны была создана на востоке края на рубеже Ачикулак — Моздок. Африканский корпус «Ф» не смог выйти к нефтяным запасам Грозного и Баку», 

— отмечает полковник запаса.

Схема обороны Марухского перевала
Фото: Государственный архив Ставропольского края

Одновременно шло упорное противостояние на перевалах Карачаево-Черкесии. Фашистам не удалось выйти на Абхазское побережье Чёрного моря, хотя до него в некоторых местах оставалось 25 км. Защитники Новороссийска не дали пройти врагам по побережью в сторону Абхазии.

3 августа 1942 года оккупанты совершили 12 артналётов на Ворошиловск группами по 9–18 самолётов. Наряду с объектами городской инфраструктуры немецкая авиация наносила удары по местам дислокации воинских частей Ворошиловского гарнизона. К вечеру краевой центр был захвачен.

Бои за Невинномысск
Фото: Государственный архив Ставропольского края

4 августа немцы разбомбили железнодорожные станции в Минводах и Георгиевске — погибли десятки человек. На следующий день фашисты оккупировали Невинномысск. Практически за месяц войска противника заняли весь Орджоникидзевский край.

Массовые казни и голод

Фашисты, оккупировавшие Орджоникидзевский край, немедленно ввели новые порядки: назначенным районным начальникам и городским головам было предписано составить и передать в комендатуры списки иностранцев, евреев, коммунистов и других неблагонадёжных лиц. В крае был введён комендантский час: передвижение по улицам в вечернее и ночное время запрещалось. В населённые пункты назначались полицейские из числа местных жителей из расчёта на 100 человек — один полицай.

Указание бургомистру Ставрополя о замене указателей на двуязычные: на русском и немецком
Фото: Государственный архив Ставропольского края

По всему краю фашисты распространяли гитлеровские агитки о том, как хорошо живётся в Германии и как хорошо станет в СССР после изгнания большевиков.

Оккупанты распространяли среди населения агитационные материалы о красивой жизни в Германии
Фото: Андрей Львов / Государственный архив Ставропольского края

Однако радужные картинки никак не вязались со зверствами оккупантов в реальности. Подлинной сущностью незваных гостей были грабежи и убийства «недолюдей», которыми фашисты считали всех азиатов, цыган, славян и, в первую очередь, евреев. Уже 5 и 6 августа оккупанты расстреляли взрослых пациентов психиатрической больницы и отравили газом детей.

Памятник на месте массового убийства фашистами сотен пациентов психиатрической больницы в Ставрополе в годы ВОВ
Фото: Ставропольская краевая клиническая специализированная психиатрическая больница № 1

Всего погибло 660 ни в чём не повинных людей. Через три дня немцы обратились к евреям Ставрополя с воззванием «об организации еврейского комитета старшин для регулирования вопросов, касающихся еврейского населения». Под этим витиеватым названием скрывался смертный приговор для жителей Ставрополя: 12 августа 1942 года фашисты вывезли 3,5 тыс. евреев в район аэродрома Ворошиловска и расстреляли.

В Минеральных Водах 9 сентября в районе стекольного завода оккупанты убили 2 тыс. евреев: женщин, стариков, детей.

В начале октября в Ворошиловске по доносу соседки была арестована не успевшая эвакуироваться помощник краевого прокурора Клавдия Абрамова. Даже под пытками она не согласилась сотрудничать с оккупантами, и её вместе с двумя маленькими дочерьми нацисты расстреляли.

Фашисты расстреляли Клавдию Абрамову вместе с двумя дочерьми
Фото: Прокуратура Ставропольского края

Оккупанты не забыли и план своего руководства, который получил страшное название «Голод». По расчётам нацистов, необходимо было обеспечить немецкую армию и даже часть населения Германии продуктами за счёт ресурсов оккупированных территорий СССР. При этом среди жителей Советского Союза могли погибнуть от голода 20–30 млн человек.

Предписание коменданта о сдаче крестьянами Пятигорска гусей к католическому Рождеству
Фото: Государственный архив Ставропольского края

Ставропольский историк Алексей Кругов приводит данные своего немецкого коллеги Норберта Мюллера, согласно которым войска Германии в 1942–1944 годах получили из районов Дона, Кубани, Ставрополья в общей сложности 3,5 млн тонн зерна. Это изъятие ещё скажется на ставропольцах из сельских районов в 1943 году.

Умирали, но не сдавались

Уже в первые дни фашистской оккупации на Ставрополье создают партизанские отряды. В фондах Государственного архива Ставропольского края хранятся документы о действиях партизан в 1942 году.

Предупреждение оккупантов об опасности партизанских действий
Фото: Государственный архив Ставропольского края

Уже 5 августа в крае создано 25 партизанских отрядов, в состав которых вошли 900 человек. А через две недели Гофицкий партизанский отряд из 20 бойцов в районе хутора Новогражданского вступил в бой с фашистами, чтобы прикрыть район, откуда ещё шла эвакуация людей и материальных ценностей. В этом неравном сражении погибли 19 партизан. Осенью 1942 года партизаны активизируются: 6 сентября в Шелковском районе в засаде у совхоза № 6 они уничтожают немецкую легковую автомашину, восемь офицеров, захватывают знамя немецкой части и штабные документы.

Кисловодский и Баксанский партизанские отряды 21 сентября напали на штаб немецкого танкового подразделения в ауле Каменномостском. В бою были уничтожены более 400 вражеских солдат и офицеров, разбито пять грузовых и легковая автомашина, кухня, две пушки, 12 пулемётных точек, взорваны штаб и казармы. Спустя три дня была совершена новая атака партизан: в селе Величаевском они захватили машину с немецким комендантом. В начале октября в хуторе Савельевском Наурского района партизаны из винтовок и противотанкового ружья сбили фашистский самолёт.

Отчёт о действиях партизанских отрядов Северной группы
Фото: Государственный архив Ставропольского края /

В памяти ставропольцев остался подвиг партизанки — 18-летней Анны Шилиной. Отважная девушка, спасая раненого командира отряда, попала в окружение гитлеровцев. Гранатой и выстрелами из пистолета Анна Шилина уничтожила семерых фашистов и погибла в этом бою. По решению Президиума Верховного Совета СССР посмертно её наградили орденом Отечественной войны I степени.

В ноябре 1942 года Железноводский и Кисловодский партизанские отряды разгромили немецкий гарнизон в Хабезе, уничтожив 80 фашистов. А партизаны Восточной группы подбили шесть танков и самолёт и истребили 300 гитлеровцев.

Клятва величаевских подпольщиков
Фото: Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве

В декабре полиция в селе Величаевском после доноса предателя арестовала группу комсомольцев-подпольщиков. После пыток молодые величаевцы были расстреляны. До начала освобождения Ставрополья от фашистов оставался один месяц.

А вот цифры из справки о деятельности партизан Северной группы на Ставрополье. За период с августа 1942 года по январь 1943 года они уничтожили более 930 немецких солдат и офицеров, 129 предателей, 120 полицейских, 87 бандитов и 18 шпионов.

Отбито и отогнано на незанятую немцами территорию более 400 тыс. овец и 5 853 лошади.

Очевидный геноцид

По словам историка и краеведа Алексея Кругова, на Северном Кавказе от рук оккупантов погибли более 100 тыс. мирных жителей. В этом списке — более 31 тыс. имён ставропольцев.

«В Ставрополе погибли 8 тыс. жителей, в Минводах — 10 тыс. человек, в Пятигорске и Кисловодске убиты по 3 тыс. горожан»,

— приводит скорбные цифры историк.

Перезахоронение мирных жителей, погибших во время массового расстрела в Минводах
Фото: Государственный архив Ставропольского края

На территории Ставрополья фашисты создали несколько концлагерей для военнопленных: в Пятигорске, Георгиевске, Ворошиловске, в районе стекольного завода в Минводах. Как отмечает Алексей Кругов, в 1942–1943 годах с территории Северного Кавказа в Германию было вывезено около 40 тыс. человек, в том числе около тысячи ставропольцев.

По подсчётам специально созданной краевой чрезвычайной комиссии, экономический ущерб Ставропольскому краю от оккупации составил 14,6 млрд рублей.

В конце декабря 2022 года — начале января 2023 года в Ставропольском краевом суде по требованию прокурора Ставропольского края Юрия Немкина рассматривали дело о признании преступлениями против человечности, геноцидом народов Советского Союза деяний немецко-фашистских оккупантов, совершённых в годы Великой Отечественной войны на территории региона. Суд поддержал прокуратуру Ставрополья.

Авторы:Андрей Шворнев