сб, 20 июль
08:36
Ставрополь
+26 °С, ясно
Эксклюзивы

«Стройте маршруты вместе и не нарушайте ПДД»: как уберечь юных ставропольцев от дорожных ЧП на каникулах

10 июня 2023, 17:39СтатьиФото: Светлана Школина / ИА «Победа26»

Лета с нетерпением ждут все — и дети, и взрослые. Но в сезон отпусков и каникул некоторые родители теряют контроль за детьми, отправляясь в поездки и передавая своих чад на попечение бабушек и дедушек. Как уберечь детей от неприятностей, выяснял корреспондент «Победы26».

По данным ГИБДД, в Ставрополе за пять месяцев 2023 года зарегистрировано 25 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 28 детей пострадало, из них 15 пешеходов и 13 пассажиров. Три ребёнка попали в ДТП по собственной неосторожности.

«В одном случае ребёнку до пешеходного перехода оставалось 50 метров, но в силу, наверное, возраста или плохого примера взрослых он начал переходить дорогу в неположенном месте»,

говорит начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения Отдела ГИБДД УМВД России по городу Ставрополю Алия Чекулдова.

Начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения Отдела ГИБДД УМВД России по городу Ставрополю Алия Чекулдова
Фото: Андрей Львов / ИА «Победа26»

Главные угрозы на дороге

Самые большие эксперты в области безопасности детей на дорогах обычно — мамы. Они знают, как без проблем доставить ребёнка в детсад или как ему лучше дойти до школы. Чаще всего они и обучают своих чад правилам дорожного движения, объясняя, как можно и как нельзя вести себя на проезжей части, когда идти, а когда подождать. Поэтому именно их «Победа26» и попросила рассказать, как они оценивают дорожную обстановку в городе с точки зрения детской безопасности. 

Неопытные владельцы средств индивидуальной мобильности тоже могут представлять угрозу для пешеходов и водителей
Фото: ИА «Победа26»

К примеру, Людмила Суркова считает, что источниками опасности и для детей, и для взрослых могут быть начинающие водители.

«Уже с 18 лет получают права и начинают ездить. А молодёжь сейчас очень резвая. И многие, получив права, не понимают всю меру ответственности, когда садятся за руль», 

— резюмирует Людмила.

К дорожной безопасности у жителей города есть и другие, не столь очевидные претензии.

«Транспортный поток очень плотный, поэтому мне наш город не кажется безопасным в этом плане. Не всегда соблюдаются нормативы по расположению знаков, прокладке дорог — многие предприниматели оборудуют подъездные пути к своим торговым точкам там, где раньше ходили только пешеходы», 

— сетует Татьяна Климова.

Тема небезопасных парковок у предприятий торговли волнует и Юлию Яковенко.

«Водители не всегда внимательны и не все соблюдают ПДД. Особенно сложно на парковках рядом с торговыми центрами — тут практически нет пешеходных зон, и детям, которые после школ заходят в магазины, приходится лавировать между машинами», 

— переживает Юлия.

В вопросе о том, кто отвечает за безопасность детей на дорогах, мамы практически единодушны. Они убеждены, что об этом должны заботиться все: и педагоги, и автовладельцы, и муниципальные власти, но в первую очередь — родители.

«Основные жизненные установки дети усваивают в семье. Но замечательно, когда проблеме безопасности на дорогах уделяют внимание и сотрудники ГИБДД, школа, городские власти. Работая сообща, мы усиливаем шансы донести важную информацию до наших детей»,

— делает вывод Евгения Перцева.

Внимательными пешеходы должны быть даже тогда, когда переходят дорогу по всем правилам
Фото: Андрей Львов / ИА «Победа26»

До 18 лет за жизнь своего ребёнка несут ответственность родители, напоминает Людмила. Её дочери уже шесть лет, и именно мама и папа знакомили девочку с законами дорог.

А вот Наталья Сметюкова не снимет ответственности и с властных структур.

«Я считаю, что все отвечают за безопасность детей, и власти в том числе, потому что они должны самые опасные участки на дорогах делать как можно более безопасными: там, где нужно — делать освещение, полосы разделительные. Очень часто на опасных участках вообще никаких знаков, зебры нет», 

— отвечает Наталья на вопрос корреспондента «Победы26».

Сотрудники ГИБДД Ставрополя во время операции «Внимание, дети» наказали нарушителей-пешеходов и водителей
Фото: Андрей Львов / ИА «Победа26»

Среди наиболее опасных для пешеходов участков дорог в Ставрополе мамы-респонденты отмечают те, которыми часто пользуются сами.

По мнению Марины Тимченко, наиболее опасными для пешеходов можно считать крупные перекрёстки со сложноорганизованным дорожным движением, например, пересечение улиц Ленина — Кулакова, Тухачевского — Доваторцев, Доваторцев — Шпаковской. Для Евгении самые сложные — нерегулируемые пешеходные переходы, то есть такие, где есть зебра, но нет светофора. 

«Страшно, что кто-то из водителей может не заметить ребёнка на дороге и не остановиться. Например, на улице Лермонтова, неподалёку от пересечения с переулком Зелёным. Нас там с сыном однажды чуть не сбила машина — водитель пронёсся, когда мы переходили дорогу. Недалеко от этого места находится школа № 1, и думаю, там часто переходят дорогу дети», 

— рассказывает Евгения.

Людмила считает, что в целом в Ставрополе правильной организации дорожного движения уделяют много внимания, а опасным может быть участок любой трассы в любом месте. Но при этом называет свою «неудобную» точку на карте города. И это тоже участок с зеброй без светофора.

«На улице Бруснëва есть нерегулируемый пешеходный переход без светофора (между молочным магазином и ТРЦ «Триумф», если идти в сторону переулка Макарова). Очень хочется, чтобы там был светофор, потому что много детей ходит»,

 — объясняет Людмила.

Татьяну Климову беспокоит участок рядом с кадетской школой имени генерала Ермолова. Там просто дорога и школьный забор, практически нет никакой безопасной зоны, говорит ставропольчанка.

Наталья считает, что требует дополнительного регулирования участок на улице Октябрьской в районе онкоцентра, где из-за высадки-посадки пассажиров общественного транспорта возникают опасные ситуации.

«Там транспорт останавливается, но нет "кармашка", чтобы безопасно люди вышли и зашли. Высадка-посадка может занимать до пяти минут, а там метрах в 20 установлен светофор. Люди выходят из транспорта, а машины не могут ехать, потому что с одной стороны остановилась маршрутка, с другой — разделительная полоса — не объехать. Вот этот участок я бы отметила», 

— рассуждает Наталья.

В городе есть наиболее опасные участки для пешеходов и по версии Госавтоинспекции. Только они основаны не на личном мнении сотрудников ГИБДД, а на статистике по ДТП за 2022 год. В этих местах нужно быть особенно внимательными.

«Улицы Советской армии № 53А, 65, 171 (3 ДТП), Тухачевского № 7/1 и 17б (5 ДТП), пересечение улиц Доваторцев и Шпаковской (5 ДТП), пересечение проспектов Юности и Кулакова (6 ДТП), улица Серова в районе дома № 523 (6 ДТП), улица Октябрьская в районе дома № 186 (3 ДТП), улица Голенева в районе домов № 28 и 35 (3 ДТП)», 

— делится Алия Чекулдова.

Наиболее аварийные участки дорог Ставрополя в 2022 году
Фото: Светлана Школина / ИА «Победа26»

Сделать прогулку безопасной

Бывает так, что дети становятся заложниками беспечности взрослых, попадая в аварии в качестве пассажиров
Фото: УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю

Если анализировать статистику по Ставрополю, в большинстве случаев в авариях с участием несовершеннолетних виноваты водители, считают в Госавтоинспекции. 

«Это происходит из-за непредоставления преимущества в движении детям на пешеходных переходах. А если говорить о детях-пассажирах, то за рулём находятся водители-родители, которые нарушают Правила дорожного движения и допускают совершение ДТП. В этом случае, конечно, будут виноваты родители»,

— уточняет Алия Чекулдова.

В таких авариях снизить тяжесть травм для ребёнка помогают удерживающие устройства
Фото: УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю

Автоинспекторы советуют обеспечить безопасный летний досуг детей и особое внимание уделять отпрыскам, если они не посещают, например, лагеря отдыха, а предоставлены сами себе.

Детям нужно рассказать об опасных и безопасных местах ежедневного маршрута
Фото: Андрей Львов / ИА «Победа26»

В ГИБДД рекомендуют родителям пройти вместе с ребёнком по его маршруту, объясняя, как нужно идти, чтобы прогулка была безопасной.

«Например, ему хочется из дома в парк Победы пойти гулять. В этом случае необходимо дойти до точки, где он будет гулять, обозначить по пути движения, где может неожиданно выехать автомобиль, то есть сделать его маршрут безопасным»,

советует Алия Чекулдова.

Дети летом нередко бывают предоставлены сами себе
Фото: ИА «Победа26»

Родители-водители обычно хорошо знают, как правильно перевозить маленьких детей, поэтому таких нарушений немного. В ГИБДД уточняют, что дети до семи лет должны ехать в автокресле. А само удерживающее устройство должно быть сертифицировано и хорошо закреплено — как и ребёнок в нём.

Но все объяснения и призывы к детям соблюдать Правила дорожного движения могут пойти насмарку, если родители сами не поступают, как надо.

«Каждый родитель — это авторитет для своего ребёнка. Если мы, Госавтоинспекция, совместно с педагогами в школах, детских садах рассказываем ребёнку о важности соблюдения Правил дорожного движения, а родитель своим примером показывает, как он не спешивается с велосипеда и проскакивает пешеходный переход, то получается, что наша работа напрасна. Потому что ребёнок берёт пример со своего родителя»,

— отмечает Алия Чекулдова.

Разметка, знаки, светофоры

Участки улиц, оборудованные светофорами, знаками и разметкой наиболее безопасны для пешеходов и водителей
Фото: Андрей Львов / ИА «Победа26»

Большинство небезопасных для пешеходов участков в Ставрополе, как и в других территориях, известны. А что делают сотрудники ГИБДД и местные власти, чтобы избавиться от таких угроз?

Представители отделения дорожного надзора ГИБДД в случае ДТП выезжают на место происшествия и оценивают состояние улично-дорожной сети.

«Сотрудники смотрят, соответствуют ли стандартам разметка, дорожные знаки, пешеходные ограждения. Выясняют, как работали светофоры. Если выявляют какие-то недостатки на месте ДТП, то составляется информационное письмо и направляется в комитет городского хозяйства администрации Ставрополя, где описываются причины и условия совершения ДТП и предлагается, например, разметку обновить, установить необходимые дорожные знаки. А уже комитет, который отвечает за установку дорожных знаков и за разметку, реагирует», 

— отмечает начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по городу Ставрополю.

Особенно внимательным нужно быть в местах проведения дорожных работ
Фото: Андрей Львов / ИА «Победа26»

Совместными усилиями ГАИ и администрации муниципалитеты постепенно решают проблему с наиболее аварийными участками дорог.

«За последние несколько лет некоторые очаги аварийности в Ставрополе исчезли. Например, на пересечении улиц Доваторцев и Космонавтов. Там был очень резкий поворот и нередко происходили аварии. Сейчас там установлены дорожные знаки, цифровые видеокамеры для контроля за скоростью, и ДТП там, можно сказать, прекратились»,

резюмирует Алия Чекулдова.

 Осторожно: дети!

По признанию водителя Валерия Стеценко, севшего за руль несколько десятков лет назад, сам он в аварии с участием детей не попадал и своего ребёнка учит строго соблюдать правила поведения на дорогах. 

«Я дочку вожу постоянно, она уже правила знает и знаки все, так как я постоянно рассказываю. Да и школа сейчас хорошо учит, между прочим», 

— делится Валерий.

Опытные водители всегда снижают скорость перед школами и детскими садами, говорит Валерий Стеценко
Фото: Андрей Львов / ИА «Победа26»

Водитель Анатолий Третьяков убеждён, что там, где могут появиться дети-пешеходы, надо быть крайне осторожными.

«Дети есть дети, очень аккуратно надо с ними, они непредсказуемые, особенно там, где школы, учебные заведения. Я, как профессиональный водитель, очень осторожно езжу в таких местах»,

— отмечает водитель.

Профильная смена

Обновлённый детский лагерь «Гренада» в Невинномысске открыл первую смену
Фото: Рита Окс / «Победа26»

Летом во всех пришкольных лагерях Ставрополя вторая смена будет профильной — посвящённой безопасности дорожного движения.

«Именно в этой профильной смене у ребят будет линейка по безопасности дорожного движения, все мероприятия будут касаться безопасности дорожного движения. Викторины, игры, беседы, мультфильмы будут смотреть, видеоролики социальные по этой теме»,

рассказывает Алия Чекулдова.

Даже на первой «Российской школьной весне» в Ставрополе, которую открыл губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, автоинспекторы продолжали свою работу. В шатре № 1 фестивального городка была открыта площадка дорожной безопасности, где в увлекательной форме детей знакомили с основами Правил дорожного движения.

Авторы:Андрей Шворнев