По данным ГИБДД, в Ставрополе за пять месяцев 2023 года зарегистрировано 25 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 28 детей пострадало, из них 15 пешеходов и 13 пассажиров. Три ребёнка попали в ДТП по собственной неосторожности.
«В одном случае ребёнку до пешеходного перехода оставалось 50 метров, но в силу, наверное, возраста или плохого примера взрослых он начал переходить дорогу в неположенном месте»,
— говорит начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения Отдела ГИБДД УМВД России по городу Ставрополю Алия Чекулдова.
Самые большие эксперты в области безопасности детей на дорогах обычно — мамы. Они знают, как без проблем доставить ребёнка в детсад или как ему лучше дойти до школы. Чаще всего они и обучают своих чад правилам дорожного движения, объясняя, как можно и как нельзя вести себя на проезжей части, когда идти, а когда подождать. Поэтому именно их «Победа26» и попросила рассказать, как они оценивают дорожную обстановку в городе с точки зрения детской безопасности.
К примеру, Людмила Суркова считает, что источниками опасности и для детей, и для взрослых могут быть начинающие водители.
«Уже с 18 лет получают права и начинают ездить. А молодёжь сейчас очень резвая. И многие, получив права, не понимают всю меру ответственности, когда садятся за руль»,
— резюмирует Людмила.
К дорожной безопасности у жителей города есть и другие, не столь очевидные претензии.
«Транспортный поток очень плотный, поэтому мне наш город не кажется безопасным в этом плане. Не всегда соблюдаются нормативы по расположению знаков, прокладке дорог — многие предприниматели оборудуют подъездные пути к своим торговым точкам там, где раньше ходили только пешеходы»,
— сетует Татьяна Климова.
Тема небезопасных парковок у предприятий торговли волнует и Юлию Яковенко.
«Водители не всегда внимательны и не все соблюдают ПДД. Особенно сложно на парковках рядом с торговыми центрами — тут практически нет пешеходных зон, и детям, которые после школ заходят в магазины, приходится лавировать между машинами»,
— переживает Юлия.
В вопросе о том, кто отвечает за безопасность детей на дорогах, мамы практически единодушны. Они убеждены, что об этом должны заботиться все: и педагоги, и автовладельцы, и муниципальные власти, но в первую очередь — родители.
«Основные жизненные установки дети усваивают в семье. Но замечательно, когда проблеме безопасности на дорогах уделяют внимание и сотрудники ГИБДД, школа, городские власти. Работая сообща, мы усиливаем шансы донести важную информацию до наших детей»,
— делает вывод Евгения Перцева.
До 18 лет за жизнь своего ребёнка несут ответственность родители, напоминает Людмила. Её дочери уже шесть лет, и именно мама и папа знакомили девочку с законами дорог.
А вот Наталья Сметюкова не снимет ответственности и с властных структур.
«Я считаю, что все отвечают за безопасность детей, и власти в том числе, потому что они должны самые опасные участки на дорогах делать как можно более безопасными: там, где нужно — делать освещение, полосы разделительные. Очень часто на опасных участках вообще никаких знаков, зебры нет»,
— отвечает Наталья на вопрос корреспондента «Победы26».
Среди наиболее опасных для пешеходов участков дорог в Ставрополе мамы-респонденты отмечают те, которыми часто пользуются сами.
По мнению Марины Тимченко, наиболее опасными для пешеходов можно считать крупные перекрёстки со сложноорганизованным дорожным движением, например, пересечение улиц Ленина — Кулакова, Тухачевского — Доваторцев, Доваторцев — Шпаковской. Для Евгении самые сложные — нерегулируемые пешеходные переходы, то есть такие, где есть зебра, но нет светофора.
«Страшно, что кто-то из водителей может не заметить ребёнка на дороге и не остановиться. Например, на улице Лермонтова, неподалёку от пересечения с переулком Зелёным. Нас там с сыном однажды чуть не сбила машина — водитель пронёсся, когда мы переходили дорогу. Недалеко от этого места находится школа № 1, и думаю, там часто переходят дорогу дети»,
— рассказывает Евгения.
Людмила считает, что в целом в Ставрополе правильной организации дорожного движения уделяют много внимания, а опасным может быть участок любой трассы в любом месте. Но при этом называет свою «неудобную» точку на карте города. И это тоже участок с зеброй без светофора.
«На улице Бруснëва есть нерегулируемый пешеходный переход без светофора (между молочным магазином и ТРЦ «Триумф», если идти в сторону переулка Макарова). Очень хочется, чтобы там был светофор, потому что много детей ходит»,
— объясняет Людмила.
Татьяну Климову беспокоит участок рядом с кадетской школой имени генерала Ермолова. Там просто дорога и школьный забор, практически нет никакой безопасной зоны, говорит ставропольчанка.
Наталья считает, что требует дополнительного регулирования участок на улице Октябрьской в районе онкоцентра, где из-за высадки-посадки пассажиров общественного транспорта возникают опасные ситуации.
«Там транспорт останавливается, но нет "кармашка", чтобы безопасно люди вышли и зашли. Высадка-посадка может занимать до пяти минут, а там метрах в 20 установлен светофор. Люди выходят из транспорта, а машины не могут ехать, потому что с одной стороны остановилась маршрутка, с другой — разделительная полоса — не объехать. Вот этот участок я бы отметила»,
— рассуждает Наталья.
В городе есть наиболее опасные участки для пешеходов и по версии Госавтоинспекции. Только они основаны не на личном мнении сотрудников ГИБДД, а на статистике по ДТП за 2022 год. В этих местах нужно быть особенно внимательными.
«Улицы Советской армии № 53А, 65, 171 (3 ДТП), Тухачевского № 7/1 и 17б (5 ДТП), пересечение улиц Доваторцев и Шпаковской (5 ДТП), пересечение проспектов Юности и Кулакова (6 ДТП), улица Серова в районе дома № 523 (6 ДТП), улица Октябрьская в районе дома № 186 (3 ДТП), улица Голенева в районе домов № 28 и 35 (3 ДТП)»,
— делится Алия Чекулдова.
Если анализировать статистику по Ставрополю, в большинстве случаев в авариях с участием несовершеннолетних виноваты водители, считают в Госавтоинспекции.
«Это происходит из-за непредоставления преимущества в движении детям на пешеходных переходах. А если говорить о детях-пассажирах, то за рулём находятся водители-родители, которые нарушают Правила дорожного движения и допускают совершение ДТП. В этом случае, конечно, будут виноваты родители»,
— уточняет Алия Чекулдова.
Автоинспекторы советуют обеспечить безопасный летний досуг детей и особое внимание уделять отпрыскам, если они не посещают, например, лагеря отдыха, а предоставлены сами себе.
В ГИБДД рекомендуют родителям пройти вместе с ребёнком по его маршруту, объясняя, как нужно идти, чтобы прогулка была безопасной.
«Например, ему хочется из дома в парк Победы пойти гулять. В этом случае необходимо дойти до точки, где он будет гулять, обозначить по пути движения, где может неожиданно выехать автомобиль, то есть сделать его маршрут безопасным»,
— советует Алия Чекулдова.
Родители-водители обычно хорошо знают, как правильно перевозить маленьких детей, поэтому таких нарушений немного. В ГИБДД уточняют, что дети до семи лет должны ехать в автокресле. А само удерживающее устройство должно быть сертифицировано и хорошо закреплено — как и ребёнок в нём.
Но все объяснения и призывы к детям соблюдать Правила дорожного движения могут пойти насмарку, если родители сами не поступают, как надо.
«Каждый родитель — это авторитет для своего ребёнка. Если мы, Госавтоинспекция, совместно с педагогами в школах, детских садах рассказываем ребёнку о важности соблюдения Правил дорожного движения, а родитель своим примером показывает, как он не спешивается с велосипеда и проскакивает пешеходный переход, то получается, что наша работа напрасна. Потому что ребёнок берёт пример со своего родителя»,
— отмечает Алия Чекулдова.
Большинство небезопасных для пешеходов участков в Ставрополе, как и в других территориях, известны. А что делают сотрудники ГИБДД и местные власти, чтобы избавиться от таких угроз?
Представители отделения дорожного надзора ГИБДД в случае ДТП выезжают на место происшествия и оценивают состояние улично-дорожной сети.
«Сотрудники смотрят, соответствуют ли стандартам разметка, дорожные знаки, пешеходные ограждения. Выясняют, как работали светофоры. Если выявляют какие-то недостатки на месте ДТП, то составляется информационное письмо и направляется в комитет городского хозяйства администрации Ставрополя, где описываются причины и условия совершения ДТП и предлагается, например, разметку обновить, установить необходимые дорожные знаки. А уже комитет, который отвечает за установку дорожных знаков и за разметку, реагирует»,
— отмечает начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по городу Ставрополю.
Совместными усилиями ГАИ и администрации муниципалитеты постепенно решают проблему с наиболее аварийными участками дорог.
«За последние несколько лет некоторые очаги аварийности в Ставрополе исчезли. Например, на пересечении улиц Доваторцев и Космонавтов. Там был очень резкий поворот и нередко происходили аварии. Сейчас там установлены дорожные знаки, цифровые видеокамеры для контроля за скоростью, и ДТП там, можно сказать, прекратились»,
— резюмирует Алия Чекулдова.
По признанию водителя Валерия Стеценко, севшего за руль несколько десятков лет назад, сам он в аварии с участием детей не попадал и своего ребёнка учит строго соблюдать правила поведения на дорогах.
«Я дочку вожу постоянно, она уже правила знает и знаки все, так как я постоянно рассказываю. Да и школа сейчас хорошо учит, между прочим»,
— делится Валерий.
Водитель Анатолий Третьяков убеждён, что там, где могут появиться дети-пешеходы, надо быть крайне осторожными.
«Дети есть дети, очень аккуратно надо с ними, они непредсказуемые, особенно там, где школы, учебные заведения. Я, как профессиональный водитель, очень осторожно езжу в таких местах»,
— отмечает водитель.
Летом во всех пришкольных лагерях Ставрополя вторая смена будет профильной — посвящённой безопасности дорожного движения.
«Именно в этой профильной смене у ребят будет линейка по безопасности дорожного движения, все мероприятия будут касаться безопасности дорожного движения. Викторины, игры, беседы, мультфильмы будут смотреть, видеоролики социальные по этой теме»,
— рассказывает Алия Чекулдова.
Даже на первой «Российской школьной весне» в Ставрополе, которую открыл губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, автоинспекторы продолжали свою работу. В шатре № 1 фестивального городка была открыта площадка дорожной безопасности, где в увлекательной форме детей знакомили с основами Правил дорожного движения.