вс, 28 апр.
04:18
Ставрополь
+12 °С, ясно
Эксклюзивы

«Предпосылок для снижения цен нет»: как новый закон повлиял на работу ставропольских таксистов

23 октября 2023, 14:46СтатьиФото: Валерия Ильина / ИА «Победа26»

В сентябре вступил в силу новый закон №580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации». Многие перевозчики и водители опасались, что изменения повлекут за собой дополнительные затраты и цены вырастут. «Победа26» поговорила с участниками рынка и экспертами и выяснила, что изменилось.

Хочешь работать — не нарушай

Опытный таксист из Ставрополя Сергей Крылатов, для которого перевозки пассажиров — подработка, многие положения нового закона оценивает позитивно. 

«Правильно, что ввели новые требования к таксистам в части отстранения от управления ряда лиц. Людям важно знать, кто будет их везти и отвечать за безопасность в дороге. Адекватный водитель к изменениям был готов, изучил их, собрал все необходимые документы. Рынок покинут в основном те, кто и так работал полулегально»,

— убеждён Сергей.

Новый закон определил категории участников рынка таксомоторных перевозок. Частников в списке нет. Теперь те, кто собирается работать в такси, должны выбрать из трёх вариантов: им нужно либо заключить трудовой договор с нанимателем, либо оформить статус ИП, либо стать самозанятым. Самозанятые должны заключить договор с одной из служб заказа такси (агрегатором). Водителю такси нужно получить разрешение на право выполнения пассажирских перевозок.

Частник для работы в такси должен оформить самозанятость и ряд документов
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

И наёмным водителям, и самозанятым для работы в сфере пассажирских перевозок необходимо предоставить справку об отсутствии судимости. Кроме того, если машина — собственность водителя, её нужно включить в реестр легковых такси. До работы в этой сфере не допустят тех, у кого больше трёх неоплаченных штрафов ГИБДД, и водителей, которых подвергали аресту за нарушение ПДД более одного раза в год.

Нарушители не смогут быть таксистами
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

Кроме того, по новому закону региональные власти могут обязать водителей сдать экзамен на знание местных достопримечательностей. В Ставропольском крае такая аттестация не предусмотрена.

Разрешений выдали вдвое больше

По данным регионального министерства дорожного хозяйства и транспорта, на 1 августа в Ставропольском крае действовало 2747 разрешений на работу такси. К осени это количество практически удвоилось. На 1 сентября в регионе было выдано 5285 таких разрешений. Их получили в том числе порядка 300 индивидуальных предпринимателей и 37 юридических лиц. Тон работе такси задают крупные фирмы, уточняют в ведомстве.

«Именно они по большей части и диктуют правила на рынке перевозчиков, в том числе цены на проезд»,

 отмечают в миндоре Ставрополья.

Резкий рост количества обратившихся летом за разрешениями в ведомстве связывают с действиями одного из крупных игроков рынка, который заявлял, что с сентября намерен отключить от своего программного обеспечения или увеличить проценты отчислений для водителей, которые получают за заказ для автомобилей без разрешения.

«Это и спровоцировало огромный рост количества заявлений на получение разрешений. При этом в сентябре, когда агрегатор никого не стал отключать от программного обеспечения, многие перевозчики и закрыли разрешения, объясняя это тем, что «агрегатор разрешение не требует»,

— разъяснили в миндоре.

Останутся только крупные игроки?

Один из владельцев небольшого таксопарка в Ставрополе Олег С. (респондент пожелал скрыть свои данные) считает, что закон приведёт к укрупнению перевозчиков. 

«Возможно, этот закон вытеснит часть перевозчиков — как сетевые супермаркеты вытеснили обычных частных лавочников. Вот и он, скорее всего, приведёт к тому, что у нас будет несколько игроков с автопарками по 200–500 машин», 

— рассуждает владелец таксопарка.

Главный человек в таксомоторных перевозках — водитель, уверен директор таксопарка
Фото: ИА «Победа26»

По новому закону пострадавший в ДТП пассажир может предъявить претензии не только водителю, но и перевозчику. Поэтому за отбором водителей таксопарки следят строго. На первом этапе работы закона, по отзывам перевозчиков, контрольные органы не лютуют, но если карательная машина будет включена на полную катушку, Олег допускает, что задумается о смене бизнеса.

«Мне точно не нужны колоссальные штрафы. Они и сейчас разорительные. Если ИП — то 30–50 тыс. рублей, если ООО — умножаем на 10. Это большие штрафы за любые несоответствия лицензионным требованиям»,

— говорит предприниматель.

Профессионализм водителей с недавнего времени стал приоритетом для сферы такси. В таксопарке Олега три года назад поняли, что брать на работу водителей-нарушителей — себе дороже.

Главный вопрос, которым задаётся владелец таксопарка: нужно ли сильное государственное регулирование в этой сфере сейчас.

«Любое изменение ведёт к затратам»

Регулирование рынка такси в связи с экономической ситуацией можно было бы отложить, считает юрист, член Общественного совета при министерстве дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, советник регионального бизнес-омбудсмена Сергей Владимиров.

«Любое изменение законодательства в стране в любой отрасли в любом случае отражается в рублях в том бизнесе, который по-новому регулируется. Даже для того, чтобы агрегатору или компаниям, которые владеют такси, разобраться в том, что поменялось, им нужно нанять юристов. Поэтому любое изменение — это всегда увеличение затратной части», 

— говорит эксперт.

Советник уполномоченного по правам предпринимателей в Ставропольском крае Сергей Владимиров
Фото: ИА «Победа26»

Кроме того, отмечает Сергей Владимиров, на стоимость услуги такси влияет инфляция — дорожает всё, включая стоимость ОСАГО и полиса страхования ответственности перевозчика, который должны иметь все самозанятые водители.

По словам советника уполномоченного по правам предпринимателей в Ставропольском крае, почему-то в то время, как в стране действует мораторий на проверки бизнеса (чтобы ослабить давление на предпринимателей), государство взялось регулировать сферу таксомоторных перевозок.

Цены на рынке услуг такси диктуют крупные игроки
Фото: ИА «Победа26»

О том, что цены на перевозки пассажиров вряд ли будут снижаться в ближайшей перспективе, говорят и в Общественном совете по работе такси.

«Если говорить о тарифах по России, то мы не видим предпосылок для того, чтобы цены пошли вниз. Основные причины подорожания — рост стоимости расходов на обновление автопарков. Стоимость новых и подержанных автомобилей существенно выросла за последние полтора года, также выросла стоимость ремонта автомобилей за счёт увеличения цен на автозапчасти. Подорожало обслуживание машин и ОСАГО. Также последние несколько месяцев мы отмечаем рост стоимости топлива»,

— сообщила «Победе26» руководитель пресс-службы совета Екатерина Киселёва.

Предпосылок для снижения цен на услуги такси пока нет, говорят эксперты
Фото: ИА «Победа26»

Новый закон, добавляют общественники, привёл и к некоторому дефициту водителей такси, но основными причинами роста стоимости услуги в ряде регионов России всё же остаются экономические факторы.

Приоритетный критерий — стоимость

По информации, которую озвучил на октябрьском форуме TAXI-2023 в Сочи замглавы профильного департамента Минтранса РФ Владимир Луговенко, цены за поездку в такси по регионам России за сентябрь выросли по-разному — от 1% до 44%. В среднем — на 5%. Причины сильного скачка в отдельных субъектах РФ Владимир Луговенко видит в плохой подготовке регионов к реализации закона, увеличении стоимости расходных материалов и влиянии санкций Запада.

По новому закону на крыше такси обязательно должен быть фонарь, а на кузове ― «шашечки»
Фото: Дмитрий Ахмадуллин / ИА «Победа26»

При этом в Минтрансе РФ отмечают, что вместе с региональными властями мониторят действие закона о такси. И если в документе будут обнаружены избыточные требования — в закон могут внести изменения.

На форуме в Сочи прозвучали данные исследования Роскачества. Выяснилось, что в последнее время пассажиры чаще стали обращать внимание на цену. Стоимость поездки при заказе такси стала решающим фактором. Годом ранее она была лишь на третьем месте. При этом, как показало исследование, в котором принимали участие 1 тыс. респондентов, более 62% опрошенных устраивает соотношение цены и качества.

В часы пик, когда в пробках стоят сотни и тысячи автомобилей, в соцсетях нередко можно встретить фото с пугающими суммами за заказ такси в несколько раз выше обычной стоимости поездки. Однако в этом случае повышение происходит лишь на время и такие цены — политика самой службы заказа. Считается, что в условиях повышенного спроса это помогает привлекать к работе водителей. Чтобы не платить много, в одной из крупных служб заказа рекомендуют пассажирам выезжать раньше или позже пиковых нагрузок, стараться не ездить в такси в поздними вечерами в пятницу, субботу и накануне праздников.

Службы заказа такси рекомендуют пассажирам для экономии денег избегать поездок в часы пик
Фото: ИА «Победа26»

Ранее «Победа26» писала о том, что, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров поручил обеспечить транспортную доступность для всех жителей региона.