вс, 05 май
01:53
Ставрополь
+7 °С, дождь
Эксклюзивы

От каменных топоров к каменьям в ожерелье: что можно увидеть на новой археологической экспозиции в ставропольском музее

24 февраля , 19:24СтатьиФото: Валерия Ильина / ИА «Победа26»

В государственном музее-заповеднике имени Прозрителева и Праве открылась новая экспозиция «Археологическое наследие Ставропольского края». Предыдущая работала больше трёх десятилетий, но за это время столько было открыто и найдено, что учёные решили представить более свежий взгляд на древние времена. Многие экспонаты уникальны и выставляются впервые. Новую выставку оценил корреспондент «Победы26».

Исторический контекст территории

Для тех, кто родился или долго живёт в Ставрополе, археологическая экспозиция сама по себе — артефакт эпохи. За то время, что она работала, легко было привыкнуть к тому, где лежит какой меч, шлем древнего воина или украшение знатной красавицы. Но теперь привычки придётся менять, а наградой за это будут свежие впечатления и новые знания.

«Гости музея увидят совершенно новую концепцию. Раньше это был выставочный вариант, а сегодня — образ археологии как науки, образ исторического контекста территории. Теперь ярче и иллюстративнее отражён тот материал, который изъяли для нас археологи»,

— говорит заведующая отделом археологии музея-заповедника Светлана Кравцова.

Завотделом археологии Светлана Кравцова
Фото: Никита Пешков / ИА «Победа26»

Новая экспозиция построена в хронологическом порядке. Посетитель начнёт знакомство с самых ранних экспонатов, предметов и изображений, которые оставили после себя люди каменного века, а по мере продвижения по предметам быта, оружию и украшениям сможет узнать, как менялась жизнь с открытием методов литья и обработки меди, металлов, как менялась культура и как культуры сменяли друг друга. Временной границей экспозиции стало Средневековье — время, когда завершилось татаро-монгольское нашествие (XIV век).

Экспонаты новой выставки рассказывают о смене культур
Фото: Никита Пешков / ИА «Победа26»

Потягаться с Великим Новгородом

Большинство экспонатов были найдены на Ставрополье. Всего их на стендах, полках и подставках 3 тыс. При этом археологическое собрание ставропольского музея-заповедника насчитывает более 80 тыс. предметов. Именно поэтому сотрудники музея надеются, что новая экспозиция, несмотря на весь вложенный в неё труд, не станет таким же «долгожителем», как прошлая — ведь есть ещё столько всего, что можно показать.

Светлана Кравцова говорит, что если бы новую экспозицию начали готовить прямо сейчас, то, вероятно, пришлось бы добавлять в неё пару новых культур. Ещё недавно у учёных было недостаточно сведений и наработанного материала о них, а теперь — есть.

Общий вид экспозиции
Фото: Никита Пешков / ИА «Победа26»

Или, например, взять Татарское городище, которому в новой экспозиции посвящён отдельный стенд. Это крупнейший памятник археологии на Предкавказье, но на самом деле археологи пока только поскребли по верхушке.

«Татарское городище ещё не сказало «здравствуйте». Оно только делает вдох, открытия только предстоят нам. Пока неизвестно, когда начнутся настоящие полевые исследования. Но я уверена, что это время придёт. Возможно, в этом году. То, что мы там увидим, будет информативно. Можно судить хотя бы даже по размеру: территория памятника — 250 га. Для сравнения: территория Великого Новгорода — 150 га», 

— говорит Кравцова.

Видео: Никита Пешков / ИА «Победа26»

Проявленное фото

Прошлая экспозиция отдела археологии появилась в 1992 году. С тех пор она не прекращала работу до 2005 года, когда её убрали из-за ремонтных работ в экспозиционном зале. После восстановили в 2006-м, но уже в выставочном варианте — с заделом на будущее. До него прошло ещё почти два десятилетия.

Новая экспозиция готовилась пять месяцев. Всё это время с учёными работали дизайнеры. Часть их труда вовсе не заметна профессионалам, но именно она является львиной долей выставки. Взять, например, прозрачные пластмассовые подставки, благодаря которым каждый, даже маленький артефакт можно рассмотреть с разных сторон. Оказывается, каждую делали по индивидуальному формату и размеру. Над оформлением выставки трудилась группа из шести-семи дизайнеров во главе с Владимиром Бочковым.

«Мы сначала хотели максимально унифицировать подставки. Но здесь такое разнообразие предметов, форм, размеров, цветов, что это было просто невозможно. Мы пошли по пути невероятно кропотливой работы. К счастью, у нас есть специалисты, которые могут с таким справиться. Работа над экспозицией стала для нас эпохальной и знаковой. Чтобы сделать такой проект, нужно создать образ, увидеть его, проникнуться. Вначале было сложно уловить, это было похоже на проявляющуюся фотографию», 

— говорит Бочков.

Дизайнер Владимир Бочков внёс большой вклад в облик выставки
Фото: Никита Пешков / ИА «Победа26»

Теперь же уже появившуюся фотографию — результат совместного труда археологов, историков, музейных работников и дизайнеров — может увидеть каждый. На общем плане, если смотреть от входа в музейный зал, это стенды, сходящиеся к Предградненскому каменному кресту, который теперь занял вертикальное положение и стал визуальным акцентом экспозиции. Но снимок хорош тем, что приглядываться к его деталям можно сколько угодно. И с каждой минутой погружаться всё глубже в историю.

Авторы:Никита Пешков