пн, 06 май
19:22
Ставрополь
+13 °С, облачно
Эксклюзивы

Где жила княжна Мери: можно ли спасти усадьбу Реброва в Кисловодске?

10 марта , 08:28СтатьиФото: ИА «Победа26»

Дом Реброва был первой капитальной постройкой в Кисловодске. О некогда знаменитом, а ныне практически полностью утраченном здании вспомнили вновь. Управление по сохранению объектов культурного наследия Ставропольского края объявило о планах провести на территории усадьбы научно-исследовательские и изыскательские работы. Поможет ли это восстановить легендарный особняк, где гостил даже Александр II, разбиралась корреспондент «Победы26».

«Дом княжны Мери»

Усадьба Реброва появилась на курорте в 1823 году. Двухэтажный дом в классическом стиле с колоннами и балконом возвели знаменитые братья Джузеппе и Джованни Бернардацци для первопоселенца курорта, статского советника и агрария Алексея Реброва. В доме, отстроенном вблизи главного источника нарзана, останавливались Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Виссарион Белинский, генерал Алексей Ермолов, граф Михаил Воронцов и даже будущий император Александр II. Несмотря на это, судьба усадьбы сложилась печально — сейчас на её месте огороженный забором пустырь и несколько покосившихся стен.

Первопоселенец Кисловодска Алексей Ребров был личностью многогранной и незаурядной: он консультировал генерала Алексея Ермолова, успешно занимался шелководством и виноградарством, а также прославился как селекционер — вывел собственные высококачественные сорта синего лука и картофеля.

Поскольку в Кисловодске той поры попросту негде было больше селиться, знать останавливалась в доме Реброва. Считается, что именно ребровскую усадьбу Михаил Лермонтов описал в романе «Герой нашего времени» как место жительства Веры и Мери.

«Найми квартиру рядом; мы будем жить в большом доме близ источника, в мезонине, внизу княгиня Лиговская, а рядом есть дом того же хозяина, который ещё не занят...»,

— писала княгиня Вера Печорину. Так как других домов, подходивших под это описание, тогда в Кисловодске не было, усадьбу Реброва стали называть «домом княжны Мери».

Дом А.Ф. Реброва, вид сбоку
Фото: Кисловодский историко-краеведческий музей «Крепость»

Злоключения усадьбы

После смерти Реброва его наследники сделали перепланировку, чтобы организовать номера для сдачи отдыхающим. Там же они открыли ресторан и станцию дилижансов. Затем грянула революция, и бывший дворянский дом превратили в коммуналки. Он лишился римских колонн и винтовой лестницы. В середине 1970-х на территории дома и прилегающего к нему района пытались организовать «Лермонтовский квартал». Для этого дом собирались передать в ведомство пятигорского «Домика Лермонтова». Чтобы сделать новый музей, следовало оформить необходимые документы, расселить жильцов и начать реставрацию. Исполнение задумки растянулось на годы, и когда началось долгожданное восстановление, здание, простоявшее более 150 лет, рухнуло.

Портрет Алексея Реброва. Художник Ф.Торопов, 1853 г.
Фото: Кисловодский историко-краеведческий музей «Крепость»
«В 1958 году мы с краеведом Александрой Коваленко открывали мемориальную доску, подтверждающую, что это дом с историей. Я был уверен, что такие меры защитят особняк, но это не помогло»,

— с горечью рассказал писатель, искусствовед и краевед, почётный житель Кисловодска Борис Розенфельд.

По его словам, Алексей Ребров сыграл значительную роль в становлении курортов Кавминвод и даже в политике Российской Империи. Он участвовал в заключении Георгиевского трактата — договора о переходе Грузии под протекторат России. Ребров размежёвывал земли, создавал казачьи станицы и благоустраивал курорты.

«Личность — потрясающая! Вино его производства заняло второе место на Международной выставке в Париже. Первое место заняла «Вдова Клико», а второе — «Ребровское игристое»! Затем он увлёкся шелководством, стал первым шелководом в России, завёз сюда тутовые деревья и сконструировал станок для производства шёлковой материи. Ткани, кстати, тоже получили высокую оценку за рубежом, он поставлял их на московские фабрики. Также он занимался тонкорунным овцеводством, делал высококачественную шерсть, разводил арабских скакунов, выращивал кунжут»,

— сказал Розенфельд.

Писатель, искусствовед, краевед Борис Матвеевич Розенфельд
Фото: Елизавета Боброва / ИА «Победа26»

Идеи восстановить историческую усадьбу, организовать в ней музей или гостиницу возникали неоднократно. Находились инвесторы, желающие вложиться в проект. Но выяснилось, что земля принадлежит владельцам окрестных домов. Чтобы вернуть территорию, государству пришлось обращаться в суд. Тяжбы продлились несколько лет. В итоге в 2014 году участок передали филиалу Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры по ЮФО.

В 2020 году появилась информация, что старинный особняк намерены воссоздать. Но сегодня на месте дома Реброва всё тот же тоскливый пустырь с развалинами за забором. Впрочем, сейчас там хотя бы нет свалки, красовавшейся на участке, когда он принадлежал частникам.

Так усадьба Реброва выглядит в 2024 году
Фото: Елизавета Боброва / ИА «Победа26»

Начальник территориального управления Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры по ЮФО и СКФО Андрей Шпаков подтвердил, что для воссоздания ребровского дома уже найден инвестор. По словам чиновника, предприниматель намерен отстроить усадьбу заново, в точности воссоздав архитектуру памятника — благо сохранилось немало фотографий дома.

«Пока неизвестно, что будет внутри — музей, санаторий или ванны — на территории есть и каптаж минерального источника. Чтобы определиться с назначением будущего здания, необходимо продолжать исследования»,

— объяснил Андрей Шпаков.

Он также подтвердил, что уже проведены геологические, геодезические, археологические и историко-библиографические изыскания. Их проводили и за счёт государственных субсидий, и с привлечением инвестиционных средств. Теперь специалистам предстоит проанализировать фундамент, оставшийся от оригинального дома.

«Изыскания частично проведены. Схема скважин нарзана получена и согласована с управлением. Теперь нужно изучить состояние фундаментов, потому что в 1990-х их заливали бетоном. Нам необходимо понять, остался ли там оригинальный бутовый фундамент или нет. Делается всё, чтобы воссоздать дом в полном соответствии с его историческим обликом и приспособить его к современным условиям»,

— сказал Шпаков.

Проезд к месту, где располагалась усадьба Реброва
Фото: Елизавета Боброва / ИА «Победа26»

Как пояснил чиновник, ожидать, что усадьбу отстроят в ближайшее время, не стоит. Для этого предстоит провести ещё ряд экспертиз, определиться с назначением постройки и, очевидно, снова расселять жильцов близлежащих домов, вплотную окружающих территорию утраченного особняка. Кроме того, нарзанный каптаж рядом с усадьбой, вероятно, придётся убирать под землю, а доставить к месту строительную технику и вовсе невозможно — в узкий проезд между домами едва протискиваются легковушки.

Чем закончится история многострадального «дома княжны Мери», покажет время. Планы по его восстановлению обширны, но как их исполнить, пока не слишком понятно. «Победа26» будет следить за развитием событий.

Ранее «Победа26» сообщала, что гостевой дом Эмира Бухарского и Пироговские ванны в Пятигорске стали объектами культурного наследия.

Авторы:Елизавета Боброва