ср, 15 май
22:06
Ставрополь
+7 °С, дождь
Эксклюзивы

Вязать узлы и делать добро: когда появились и как живут ставропольские скауты

10 марта , 17:05СтатьиФото: ИА «Победа26»

Скаутское движение зародилось в Англии в 1907 году и распространилось по всему миру. Не стала исключением и Россия. О скаутах и их традициях корреспонденту «Победы26» рассказали руководитель регионального отделения «Братства православных следопытов» по Ставропольскому краю Иван Ерёмин и его воспитанники.

Первый скаутский костёр

У истоков скаутского движения России стоял полковник Олег Пантюхов. С 1919 года он носил титул старшего русского скаута. 30 апреля 1909 года в России зажгли первый скаутский костёр. До этого в стране были попытки создания молодёжных движений — например, «Потешные полки», «Соколы», но развития они не получили. А к 1917 году более 100 отрядов юных разведчиков (именно так с английского переводится scout. — Прим. ред.) возникли по всей стране.

Первый ставропольский отряд организовал директор местной семинарии Александр Коколевский — «с активной гражданской позицией», как писали о нём в дореволюционных газетах. Были найдены и несколько фотографий начала XX века, снятых во время встречи горожанами Добровольческой армии. На этих кадрах тоже видны марширующие местные скауты.

После революции скаутские отряды были запрещены, однако до 1927 года некоторые действовали в подполье — например, отряд «Братство костра», члены которого сочинили такой гимн:

«Нас десять, вы слышите, десять!

И старшему нет двадцати.

Нас можно, конечно, повесить,

Но надо сначала найти!»

Рано или поздно многих находили, арестовывали, некоторых отправляли на Соловки.

Лилия, галстук и вера

В Уставе скаута говорится: «Воспитание в православной вере при помощи скаутского метода, на основе скаутского обещания и закона христиан, постигающих замысел Бога о себе, реализующих себя как личности и занимающих конструктивное место в обществе для того, чтобы сделать мир лучше». Вступая в ряды скаутов, ребята говорят: «Честным словом обещаю, что буду исполнять свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближнему и жить по закону следопытов».

Символ скаутов — лилия, как символ Святой Троицы, а святой покровитель движения — Георгий Победоносец.

Скауты обращаются друг к другу «брат» и «сестра», приветствие — «салют». Каждый скаут носит галстук. Раньше с их помощью оказывали первую помощь, поэтому они не завязываются, а соединяются тренчиком (зажимом) для быстрого снятия. Сейчас галстук используют чаще как элемент парадной формы, а на концах завязывают два узла — как напоминание о необходимости делать в день не меньше двух хороших поступков.

Отличительные знаки скаутов
Фото: из личного архива Ивана Ерёмина

Форма в различных скаутских организациях имеет свои особенности. Её главный элемент — рубашка. Цвета могут быть разные. На форму крепят шевроны организации и нашивки, заработанные за пройденные испытания и полученные специальности. Их количество может доходить до полусотни.

На сборах по вечерам разжигают большой скаутский костёр. Взявшись за руки, все становятся кругом, но круг не замыкают, поскольку он открыт для всех. У костра ребята поют песни, устраивают «точки» — отрядные выступления.

Традиционное мероприятие «Скаутский костёр»
Фото: из личного архива Ивана Ерёмина

Традиционно скауты проходят на слётах испытания. Ребята строят из веток и верёвок столы, рукомойники и прочую полезную в полевых условиях утварь, устанавливают палатки, готовят еду на костре.

Отряд скаутов на сборах
Фото: из личного архива Ивана Ерёмина

Есть испытания, за которые скауты получают нашивки. Например, испытание «Кукушка» (каждый час нужно взбираться на дерево и «куковать»), «Водонос» (в течение дня нужно ходить с водой во рту и не проронить ни слова), «Тараканчик» (двух ребят привязывают друг к другу, и они должны полдня так двигаться, не оставляя своей обычной работы). Но самая желанная нашивка за испытание — «Три пера». Нужно сутки не говорить, не есть и уйти на ночёвку из лагеря в заранее подготовленное место. Не каждому удаётся выполнить это с первого раза, и ребята борются за неё из года в год.

Пройти испытания и сдружиться

Сейчас в крае действует один крупный скаутский отряд «Братство православных следопытов Ставрополья». Он был создан в 2018 году. Члены братства,  в отличие от других скаутских отрядов, регулярно посещают богослужения, изучают Закон Божий, учатся петь и проводят дискуссии. 

«На фразу «Будь готов!» мы отвечаем «Всегда готовы за Бога и Россию!» Все наши принципы основываются на православной вере и активной гражданской позиции. Здесь ребята учатся действовать командой, сплочённым коллективом. В нашей работе в первую очередь ставится акцент на помощи ближнему», 

— пояснил руководитель регионального отделения «Братства православных следопытов» Иван Ерёмин.

Иван Ерёмин
Фото: из личного архива Ивана Ерёмина

Также юные скауты еженедельно посещают скалодром, учатся пользоваться альпинистским оборудованием и вяжут узлы — их надо знать не менее 15 видов. В занятия входят и курсы по оказанию первой медицинской помощи и военной подготовки. В этом году начали изучать владение шестом, основы айкидо и фланкировку казачьей шашкой.

14-летней Соне Ениной, она следопыт III разряда, нравится разнообразие занятий. Она считает, что всё это может пригодиться в будущем.

«Мне нравится узнавать что-то новое, осознавать, что мы делаем что-то действительно полезное. Когда я пришла сюда, я начала изучать основы православия и укрепила свою веру. Ещё мне нравится то, что мы занимаемся не одним делом, а несколькими: например, узлами, альпинизмом, волонтёрством, изучаем экологию, немного медицину. Мы ездим в лагеря, бываем на слётах. Это мне по душе, я нигде ещё не находила ничего подобного», 

— рассказывает Соня.

Юные скауты учатся ориентироваться на местности
Фото: из личного архива Ивана Ерёмина

Как и в других отрядах, занятия братства проходят, в основном, в походах, которые длятся несколько дней. Ребята изучают окрестности, флору и фауну Ставрополья, учатся ориентироваться на местности, пользоваться компасом и картой, собирают целебные растения.

Дозорная II разряда Кира Тупикова поделилась, что иногда в походах подводит погода или случаются другие обстоятельства, но это не мешает хорошо проводить время.

«Как-то раз мы пошли на Немецкий мост, а когда возвращались, начался ливень. Несмотря на то, что мы были в дождевиках, все промокли. Удивительно, как нас мокрых согласился везти водитель маршрутки. Ехали шумно и весело, на эмоциях. Мне нравится природа и походы, и занятия проходят очень интересно», 

— поделилась девочка. 

По словам 16-летнего скаута III разряда Даниила Толмачёва, испытания, которые ребята проходят в лагерях, сближают. На поверку они не такие страшные и сложные, как может показаться на первый взгляд. Также юный следопыт рассказал, что у каждого слёта своя тематика. В этом году были «Хроники Нарнии». Ребята готовили костюмы, особые «нарнийские» угощения и проводили игры.

«На последнем моём сборе в 2023 году мы с товарищем выбрали сдавать «Тараканчика». Вначале нам было неудобно ходить связанными по рукам и ногам, а спустя час мы приноровились и уже были как один человек. Было весело. Вечером был бал. Переодевшись в костюмы нарнийцев, мы танцевали и играли. Это было ярко и необычно»,

— вспоминает Даниил.

Также братство организовывает различные акции. Из недавних — благотворительный фонд «Братские сердца». Ребята собирали посылки для участников СВО, изготавливали окопные свечи, плели камуфляжные сети. Вскоре представители отряда будут заниматься с детьми из ЛНР и ДНР.

Скаут однажды — скаут навсегда

Как рассказывает Иван Ерёмин, в школьные годы он мечтал стать пионером, но не успел. Получив профессию графического дизайнера, занимался фотографией. Но душой тянулся в походы. Сейчас Иван уже получил дополнительное педагогическое образование.

«Я изучил отрядное направление, ездил в различные лагеря, в том числе Организацию российских юных разведчиков и «Братство православных следопытов», но остановил свой выбор на последнем. Когда попадаешь в этот мир детства, ты уже не можешь жить иначе, ты хочешь учиться и учить других. Потому что скаут однажды  — скаут навсегда», 

— отметил Иван Ерёмин.

При этом, как отметил глава братства, далеко не все дети приходят в отряд из воцерковлённых семей, но это не мешает им оставаться здесь. Скаутское движение дало толчок многим современным детским организациям.

«Когда родители приводят ребёнка в отряд, я им сообщаю, что мы здесь не производим ангелов. Мы только инструмент, а остальное — в руках ребёнка. Поначалу мы нацеливались на возраст 12+. Но стали приходить и ребята младше. Так у нас появилась младшая ветвь в организации: «дозорные» — ребята от семи лет. Признаюсь честно, с ними веселее: они больше хотят знать и больше «горят», 

— рассказал Иван Ерёмин.