В России привычные упаковки продовольственных товаров по ГОСТу весом в 0,5 кг, 1 кг и 1 л стали пропадать во время кризиса 2008–2010 годов. Производители стали сжимать упаковку товаров на 5–10%, чтобы сохранить ценники прежними.
Однако не всех устраивала такая ценовая политика. В конце 2023 года по инициативе Генеральной прокуратуры были внесены изменения в ГОСТ, устанавливающий требования к объёмам фасовки социально значимых продуктов. Теперь на упаковках с сахаром, солью, мукой, рисом, сливочным и подсолнечным маслом должны значиться только фиксированные значения. Следить за соблюдением правил прокуроры попросили Минпромторг и Росстандарт.
Требования действуют только в том случае, если производитель собирается написать на товаре заветные буквы «ГОСТ» и разместить знак прохождения добровольной сертификации. То есть 1 кг молока с надписью ГОСТ на упаковке быть на прилавке не должно (килограмм молока меньше, чем литр, примерно на 30 мл. — Прим. ред.).
При этом, если товар сделали по ТУ (в отличие от госстандарта, техусловия разрабатывает сам производитель. — Прим. ред.), то его объём можно указывать исходя из собственных предпочтений.
Позднее Минпромторг России заявил, что готов рассмотреть поправки в технический регламент «О безопасности пищевой продукции». Тогда все социально значимые товары, изготовленные как по ГОСТу, так и по ТУ, будут подлежать фасовке по 200 г, 500 г, 1 кг либо объёмом 1 л, 2 л и так далее. А в январе премьер-министр Михаил Мишустин на встрече с руководителем Росстандарта Антоном Шалаевым заявил, что реальный вес продуктов в упаковках должен соответствовать ГОСТу.
Уличный опрос в центре Ставрополя показал, что большинство горожан заметили «таяние» упаковок с гречкой, мукой и молоком. Некоторые выразили мнение, что в таких случаях на ценниках должна указываться стоимость килограмма продукта. Также респонденты отметили, что им был бы удобен формат упаковок по ГОСТу.
Между тем у этого явления есть научный термин — шринкфляция (от англ. shrink — сжиматься). Оно предполагает снижение производителем объёма или веса товара в упаковке при сохранении стоимости. Таким образом, маркетинговый ход не допускает падения спроса на подорожавший товар. Другое название — даунсайзинг (от англ. downsizing — уменьшение размера).
Профессор кафедры менеджмента института экономики и управления СКФУ Ольга Бережная в беседе с корреспондентом «Победы26» пояснила, что вместе с «худеющими» продуктами снижается вес и потребительской корзины, по которой рассчитывается инфляция.
«Даунсайзинг — это изящная попытка скрыть инфляцию и рост цен. Обычно разницу веса продуктов люди в быту практически не замечает. Шум, который был поднят медиа вокруг этого вопроса, больше акцентирует внимание не на потребительских предпочтениях, а на скрытой инфляции. Она считается по потребительской корзине, в которую входит, к примеру, не 1 кг макарон, а просто упаковка. И если вы измените упаковку, но при этом цена товара останется прежней, то официальная инфляция останется на том же уровне»,
— отметила экономист.
При этом сейчас ГОСТ не является обязательным стандартом, производитель может продолжать выпускать продукцию по своему усмотрению. Фасовка товаров остаётся на совести производителя.
«Госстандарт определяет для них, прежде всего, качество продукции и, как следствие, имидж и конкурентоспособность. Если поправки в техрегламент примут, крупные производители будут на них ориентироваться»,
— добавила Ольга Бережная.
Экономист уточнила, что покупатели, которые предпочитают качественную продукцию, будут готовы переплатить. Те же, кто не готов переплачивать, как покупали более дешёвую продукцию, так и продолжат это делать.
Она также обратила внимание, что в связи с нововведениями издержки бизнеса однозначно вырастут. От принудительного увеличения упаковок до круглых цифр могут округлиться и цены на них.
«Производитель будет закладывать в себестоимость товаров большие суммы. Или же, что вполне вероятно, он постарается сэкономить на чём-то другом — снизить качество продукта за счёт более дешёвого сырья»,
— пояснила профессор.
Тем не менее, по мнению экономиста, спрос на «ровную» упаковку существует только в конкретных сегментах — у покупателей, которые обладают специфическими потребительскими предпочтениями.
«Например, это очень дотошный посетитель магазина, который всегда читает этикетку. Или же это те покупатели, которым по каким-то причинам необходим конкретный объём. Предположим, для выпечки по рецепту»,
— заключила Ольга Бережная.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Ставропольском крае Кирилл Кузьмин высказался о возможном введении строгих правил фасовки продуктов. Он подчеркнул, что эта мера — ограничение конкурентной экономики.
«Мы не поддерживаем такие ограничения. Даже если вес товара снизился, то он отражается на упаковке: вместо 200 г производители пишут 180 г. Говорят, что таким образом как будто нарушаются права потребителей и их вводят в заблуждение. Я с такой позицией не согласен»,
— подчеркнул Кирилл Кузьмин.
По убеждению бизнес-омбудсмена, нужно побуждать людей к социально ответственному поведению — внимательнее относиться к своим покупкам.
«Если потребитель видит, что производитель продаёт визуально тот же самый товар, который стал чуть меньше, но за те же деньги, у него всегда есть возможность купить другой продукт. Пожалуйста, берите пачку, изучайте, раз вы пришли и платите деньги, это ваша ответственность»,
— заключил уполномоченный по правам предпринимателей.