Интерес туристов к Ставрополью продолжает расти: с января по август 2024 года регион посетили более 6 млн человек — годом ранее за тот же период здесь побывали всего 5,8 млн человек. Всего же за 2023 год в крае побывали 8,6 млн гостей — на 9% больше, чем в 2022 году.
«Учитывая тенденцию, можно говорить об увеличении турпотока в регион в 2024 году на 4,0–4,8%»,
— сообщили специалисты минтуризма Ставрополья.
Развитие туризма входит в число прорывных проектов Ставропольского края, важна эта отрасль и для других регионов Северного Кавказа. Поэтому неудивительно, что туризм стал одной из тем для экспертного обсуждения на международном форуме «Северный Кавказ: новые геостратегические возможности», который прошёл в Пятигорске. Форум проводится ежегодно Северо-Кавказским институтом — филиалом РАНХиГС при поддержке аппарата полномочного представителя президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе и Общественной палаты РФ.
Среди трендов последних лет эксперты называют семейный и иммерсивный — предполагающий погружение в культуру и историю — туризм. Растёт популярность туров выходного дня, в которые занятые родители отправляют бабушек с внуками. В ответ на эти тенденции строят глэмпинги, не уступающие по комфорту высококлассным отелям, организуют мастер-классы по национальным танцам и ковроткачеству, развивают событийный туризм. На Кавминводах организуют ежегодные «Курортные сезоны», в Кисловодске проводят фестивали вина, сыра, ягод, а в Ставрополе — международный конкурс-премию «КАРДО».
«На Северном Кавказе растёт спрос на «экономику трансформаций» — йога-туры и ретриты. Раньше для этого летали за границу. Помолодел оздоровительный туризм: заботиться о здоровье стало модно и престижно. Санатории с их советским подходом к лечению, питанию и размещению сменяются компактными спа-отелями с небольшим количеством процедур, наиболее популярных у отдыхающих»,
— прокомментировала директор Ресурсного центра поддержки добровольчества и гражданских инициатив Ставропольского края, кандидат социологических наук Джуна Гедугова.
На Ставрополье реализуется государственная стратегия развития туризма до 2035 года — в неё входит поддержка малого и среднего бизнеса, реконструкция и строительство инфраструктуры, льготы на приобретение и аренду туристического оборудования. Также в крае реализуется нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Эксперты в 2022 году посетили 10 федеральных округов и предложили каждой территории использовать собственный потенциал для развития туристической отрасли. Не остался в стороне и Северный Кавказ.
«Когда мы участвовали в туристических форумах, общались с молодёжью, с туристами, со стартаперами и туроператорами, мы объясняли, что виды у нас замечательные, но базовые потребности никто не отменял. Если нет туалета, руки негде помыть, негде перекусить, некуда выбросить мусор — никто не поедет смотреть на эту красоту»,
— рассказала Джуна Гедугова.
Эксперт отметила, что отдыхающие готовы платить больше за достойный сервис, а туроператоры постепенно адаптируются к новым требованиям. Ещё пять лет назад в Ингушетии не было ни одного хостела, а на живописных смотровых площадках в дагестанском Сулакском каньоне не было даже ограждений. Сегодня там есть арт-объекты и качели, где туристы с удовольствием фотографируются.
На Ставрополье туристическую инфраструктуру развивают также с помощью курортного сбора. За пять лет он помог отремонтировать и построить около 70 объектов на более чем 1,2 млрд рублей. В 2024 году специалисты рассчитывают вложить в модернизацию Кавминвод более 829 млн рублей, полученных за счёт курортного сбора. На эти средства ремонтируют сквер у Островских ванн и площадь Ленина в Железноводске, привели в порядок пешеходную зону на улице Пастухова в Пятигорске, установили модульные туалетные комнаты в Кисловодске, благоустроили несколько пешеходных зон в Ессентуках.
Кавказ притягивает туристов уже 200 лет, и люди продолжат приезжать сюда из России и зарубежных стран, уверен декан факультета гостеприимства Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.
«Кавказ круче Карпат и Альп вместе взятых, и сегодня он открывается для гостей из дружественных нам арабских стран. Богатые отдыхающие едут в Россию, потому что интересуются историей, достопримечательностями, русской культурой. Кавказ интересен им в религиозном плане. Но без должной инфраструктуры не будет развития туризма»,
— прокомментировал эксперт.
Туристическая отрасль на Кавказе сталкивается с разными вызовами. По мнению Игоря Бухарова, логистика здесь ещё только развивается, классификация отелей не всегда объективна, а туристам негде попробовать местные блюда, потому что в общепите подают в основном пиццу и фаст-фуд. Но главной проблемой остаётся кадровый голод.
«С советских лет мало что изменилось: мы говорим об автоматизации, роботизации и престиже профессии, а женщины продолжают таскать тяжёлые кастрюли на кухне. Учебные заведения должны опережать запросы бизнеса, но большинство преподавателей знакомы с отраслью лишь теоретически. Стоило бы возродить советские учебно-производственные комбинаты, чтобы к окончанию 11 классов школы каждый поработал учеником повара, кондитера, пекаря, официантом, барменом и так далее»,
— считает Игорь Бухаров.
По данным минтуризма Ставрополья, профессиональные кадры для отрасли в регионе готовят 18 учреждений. Три крупнейших вуза края выпускают ежегодно около 300 специалистов по туризму, сервису и гостиничному делу.
Решать кадровый вопрос помогают и «Волонтёры гостеприимства» — их движение представлено уже в 40 регионах страны.
«Волонтёрами становятся студенты, которые получают специальности в сфере туризма и гостеприимства. Вместе с музейными и гостиничными работниками они встречают гостей яркими шоу в национальных костюмах, придумывают для них запоминающиеся мероприятия. Таким образом они заодно знакомятся с будущей сферой своей работы и понимают, чего там не хватает»,
— рассказала Джуна Гедугова.
Есть и другие идеи, которые эксперты предлагают взять на вооружение. Например, разрешить открывать кафе в собственном дворе, как в Грозном, на «улице шашлыков».
«Это сложно законодательно, и Роспотребнадзор будет против. Но мы знаем, что много людей всё равно пекут у себя дома пирожные и продают через соцсети. Я за то, чтобы дать возможность им зарабатывать легально»,
— сказал президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.
Осенью 2023 года на Ставрополье прилетели первые гости из Ирана по соглашению о безвизовом въезде — министры, представители перевозчиков и турбизнеса. Делегацию встречали в том числе специалисты минтуризма Ставрополья.
«Наша компания была одной из шести на Северном Кавказе, получивших право работать с Ираном. В этом году таких организаций уже 33 — направление перспективное. В тот раз мы быстро показали гостям наши главные достопримечательности и сформировали пакетные туры, а недавно снова приняли на Ставрополье организованную группу из Ирана»,
— рассказала генеральный директор туристической компании в Пятигорске, кандидат исторических наук Инна Павлова.
Принимая гостей, ставропольский турбизнес столкнулся с новым для себя типом туристов. По словам Инны Павловой, из 27 прибывших иностранцев семеро оказались детьми от двух до 17 лет.
«Наш сервис оказался не готов к детям: часто ли вы встречали в России семейные номера на четверых? Концепция этого года — Год семьи. Помяните моё слово: это направление перспективно, нам необходимо его развивать»,
— уверена руководительница турфирмы.
Инна Павлова также поделилась впечатлениями от организованного иранцами ответного тура. Она рассказала, что не стала ничего изучать заранее, и Иран удивил её. Там есть горная вершина на 30 метров выше Эльбруса, роскошные пляжи, живописные пустыни. А главное — там рады туристам из России.
«Узнав, откуда мы, люди на улицах просили сфотографироваться с ними, а ещё нам показывали ковры с портретами Путина. Это страна, которая бурно развивается и в которой нас ждут»,
— резюмировала Инна Павлова.
Напомним, также в работе форума участвовали дипломаты из Индии, Сирии, Кении, Мозамбика, Ирана, Ирака, ОАЭ и Республики Маврикий. Они обсудили развитие авиасообщения с Россией и расширение делового сотрудничества.