

Патентная система налогообложения (ПСН) позволяет бизнесу платить фиксированный налог, который не зависит от выручки или прибыли. Применять её могут только индивидуальные предприниматели (ИП), которые занимаются определёнными законом видами деятельности, имеют не более 15 наёмных сотрудников и получают доход не выше 60 млн рублей в год.
22 октября Госдума планирует рассмотреть в первом чтении законопроект об исключении розничной торговли и автомобильных грузоперевозок из перечня разрешённых для выдачи патента. Инициатива также предусматривает снижение планки дохода до 10 млн рублей, то есть пользоваться ею смогут только очень маленькие предприятия.
«Поправки предложены в целях развития микробизнеса и обеспечения конкурентных условий с бизнес-сообществом, достигшим среднего уровня по видам предпринимательской деятельности»,
— говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Нововведения сделают налоговое законодательство более единообразным и увеличат собираемость налогов, полагает доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита института экономики и управления СКФУ Виолетта Рощупкина.
По данным налоговой службы, в 2025 году патентную систему налогообложения на Ставрополье применяют 13,7 тыс. розничных продавцов и 5,6 тыс. грузоперевозчиков.
«ПСН популярна среди индивидуальных предпринимателей, занятых грузоперевозками и розничной торговлей, особенно тех, кто работает с небольшими объёмами. Система упрощает бухгалтерский учёт и снижает налоговые обязательства»,
— объясняет Рощупкина.


По мнению экономиста, законопроект значительно изменит условия работы, и ставропольскому бизнесу придётся адаптироваться. Могут быть негативные последствия. Если часть предпринимателей перейдёт в теневой сектор, это отрицательно скажется на экономике региона в целом. Вместе с тем, считает Виолетта Рощупкина, перемены в налогообложении простимулируют рынок, повысят его прозрачность и создадут новые стимулы для добросовестной конкуренции.
Ставропольчанка Елизавета вместе с мужем ведёт бизнес в сфере грузоперевозок. Пара развивает своё дело уже четвёртый год. На их грузовых автомобилях работают шесть водителей.
«Благодаря интернет-платформам конкурентов сейчас много. Работать сложно, но можно. У нас нет бухгалтера, документацией занимаюсь я сама. С патентом хотя бы в вопросе налогов попроще. С переходом на другую систему, видимо, надо будет нанимать консультанта. Конечно, дополнительные расходы — новость не самая приятная, да и пока ещё не просчитывали, как лучше организовать работу. Скорее всего, и налогов придётся платить больше»,
— размышляет предпринимательница.
Для сохранения бизнеса Виолетта Рощупкина советует предпринимателям, занимающимся грузоперевозками или розничной стационарной торговлей, тщательно проанализировать отчётность, определить приемлемый уровень доходов и расходов и, целесообразно этим параметрам, подобрать другой, наиболее выгодный режим налогообложения.
«Сейчас ситуация на рынке в целом не очень стабильная. Речь уже порой идёт даже не о том, как развивать бизнес, а о том, чтобы вообще удержаться на плаву. Пытаемся, конечно, но посмотрим, что будет»,
— рассказывает Константин, владелец нескольких мебельных магазинов в Пятигорске.
Сейчас стоимость патента определяется физическими показателями: числом сотрудников, количеством автомобилей в автопарке, площадью помещения кафе. Виолетта Рощупкина обращает внимание, что законопроект позволяет снизить налоговую нагрузку, если объём хозяйственной деятельности сократился в период действия патента.
«Одним из положительных моментов этого решения отмечу, что со следующего года предприниматели смогут подавать заявление на уменьшение стоимости действующего патента при снижении характеристик своего дела»,
— поясняет собеседница.
С начала 2025 года от предпринимателей, использующих ПСН, в консолидированный бюджет Ставропольского края поступило 579 млн рублей. Прогнозировать будущие налоговые доходы, если законопроект примут, краевое УФНС не берётся.
«Суммы поступлений в связи с изменением законодательства не подлежат экспертной оценке, так как они будут зависеть от системы налогообложения, которую выберут налогоплательщики»,
— прокомментировали в ведомстве.


Возможные изменения в законодательстве повлияют на коммерческую отрасль, а значит, и на обычных ставропольцев.
«Вероятен рост цен на продукцию из-за повышения налоговой нагрузки на бизнес. Но, с другой стороны, рост налоговых сборов позволит региональным властям инвестировать в инфраструктуру, развивать социальные проекты и создавать новые рабочие места для жителей региона»,
— добавила кандидат экономических наук Виолетта Рощупкина.
Ранее сообщалось, что туристический налог за первое полугодие 2025-го принёс бюджетам округов Ставрополья 309 млн рублей. Лидерами по поступлениям стали Кисловодск, Ессентуки и Пятигорск, поделился данными губернатор Владимир Владимиров.