пн, 13 май
07:09
Ставрополь
+7 °С, ясно
Эксклюзивы

Сожгли весь тираж прямо в типографии: чем идеи ставропольского просветителя Абрамова пугали Ленина

21 октября 2023, 19:53КультураФото: Сергей Лычак / ИА «Победа26»

165 лет назад, 21 октября 1858 года, в Ставрополе родился просветитель Яков Абрамов. К юбилею в краевой библиотеке приурочили всероссийские научные чтения, а в краеведческом музее открыли выставку, посвящённую выдающемуся публицисту. Чем он был известен и почему оказался забыт — в материале «Победы26».

Послесловие писал Лев Толстой

18 октября в Ставропольской краевой универсальной научной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова прошли ежегодные XV Всероссийские научные Абрамовские чтения, посвящённые 165-летию со дня рождения выдающегося просветителя России, крупного общественно-литературного деятеля конца XIX века — начала XX века. В них приняли участие известные учёные из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Ставрополя. Они обсуждали наследие писателя-просветителя в контексте современности.

Родился Яков Абрамов 21 октября 1858 года в Ставрополе-Кавказском в мещанской семье.

«Яков Абрамов поступил в Ставропольскую классическую мужскую гимназию 1868-м. Здание, которое сейчас располагается на площади Ленина, как раз только открылось. Это была огромная гимназия, лучшая на Северном Кавказе и одна из лучших в России, где обучалось до 800 студентов одновременно. Там была библиотека на 3000 томов и замечательные преподаватели. Яков был одарённым и талантливым. Однако год не доучился из-за неприятностей с начальством — мальчик был слишком вольнолюбивым»,

— рассказывает завотделом экспозиционно-выставочной работы Ставропольского государственного музея-заповедника Алла Макодзеба.

Из шестого класса Яков перешёл в Кавказскую духовную семинарию.

В 1877-м уроженец Ставрополья поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую через год был вынужден оставить в связи «с привлечением по делу о распространении книг преступного содержания». Ему объявили «высочайший выговор» и выслали из столицы на малую родину. Через два года Яков Абрамов вернулся в Санкт-Петербург, где занялся журналистикой и писательством.

Первым его произведением стал этнографический рассказ «Среди сектантов», напечатанный в «Слове» в 1881 году под псевдонимом Федосеевец. В том же журнале появился следующий его рассказ —  «Мещанский мыслитель». С 1880-х Абрамов активно издавался в петербургских изданиях и познакомился со многими выдающимися современниками.

Юбилейные XV Всероссийские научные Абрамовские чтения
Фото: Ставропольская краевая научная библиотека им. М. Ю.Лермонтова
«Около 10 лет он жил и работал в столице. В 1881 году его взял в литературный журнал «Отечественные записки» писатель Михаил Салтыков-Щедрин, он тогда был там редактором. Он высоко оценивал труды Якова Васильевича»,

— добавила Алла Петровна.

Высокого мнения о ставропольце был и Лев Толстой. Он даже написал послесловие к статье Абрамова о гонениях на духоборов спустя 15 лет после её выхода.

В 1890 году Яков Абрамов вернулся на Ставрополье, где стал гласным Ставропольской городской думы, параллельно работал юристом и торговым агентом. Вместе с этим он продолжал заниматься публицистикой и печатался как в местных, так и в общероссийских изданиях. Именно Яков Васильевич стал автором первых биографий в серии «Жизнь замечательных людей», где рассказал о жизни Христофора Колумба, Бенджамина Франклина, Майкла Фарадея, Иоганна Песталоцци.

Под пристальным надзором

Однако почти всю свою жизнь писатель находился под пристальным вниманием со стороны власти. Его просветительская и социально ориентированная деятельность, реформаторские взгляды вызывали беспокойство у полиции.

«Яков Васильевич — один из ярчайших представителей того времени. Он прожил всего 48 лет, но за это время успел многое. Огромное количество публикаций и книг. Он вращался в кругу известнейших писателей, журналистов, а также участвовал в народническом движении. Власти обвиняли Якова Абрамова в том, что его мысли идут не в том направлении. Его деятельностью интересовалась жандармерия — все документы, которые сегодня удалось найти в архиве, были в своё время конфискованы, они были подшиты к делу и таким образом сохранились. В рамках полицейского надзора отслеживалось не только что они пишет, но и с кем общается»,

— отметила собеседница издания.

В 1884 году Яков Абрамов издал книгу «В поисках за правдой: сборник рассказов». Весь тираж был почти сразу уничтожен прямо в типографии. О существовании книги стало известно лишь недавно благодаря одному чудом уцелевшему экземпляру. Сейчас он хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Снимок сделан после возвращения Якова Абрамова в Ставрополь в 1890 году
Фото: Архив Российской государственной библиотеки

Современники считали его народным заступником. Яков Абрамов стремился сделать жизнь обычного человека лучше, много усилий прилагал к развитию образования. Будучи гласным Ставропольской городской думы он не боялся высказывать своё мнение, невзирая на должности своих оппонентов.

Яков Васильевич пользовался большим уважением среди современников. Скончался он после тяжёлой болезни 18 сентября 1906 года. Причиной смерти стал цирроз печени. В марте 1909 года жители города выступили с ходатайством об увековечении памяти Абрамова. Инициативу горожан поддержали местные власти, создав в том же году специальную «комиссию для разработки способов увековечения памяти бывшего гласного Ставропольской городской думы Я. В. Абрамова». На заседаниях городской управы и городской думы в частности рассматривались предложения назвать его именем сельскохозяйственный отдел городского музея, Ниже-Слободское городское уездное училище и бесплатную библиотеку при нём, а также учредить «стипендию в память Я. В. Абрамова» для учащихся третьей женской гимназии. В 1909 году в Ставрополе открылась библиотека имени Якова Абрамова, в 1917 году в честь него были названы новые бесплатные ясли для детей из бедных семей.

Надпись на обороте фотографии, найденной в 2021 году
Фото: Архив Российской государственной библиотеки

«Личность мирового масштаба»

Завкафедрой журналистики СКФУ, доктор филологических наук Ольга Лепилкина в беседе с корреспондентом «Победы26» подтвердила, что вклад Якова Абрамова колоссален.

«Это личность мирового масштаба. Он был не только плодовитым журналистом, но и много писал, размышлял на совершенно разные социально-экономические темы. В условиях достаточно жесткой цензуры он умел излагать и предлагать решение назревших актуальных социальных вопросов»,

— рассказала профессор.

Она добавила, что именно ярко выраженная позиция сделала Якова Абрамова известным на всю страну. С его работами был знаком даже будущий вождь пролетариата Владимир Ленин. Впрочем, революционер довольно критически воспринимал идеи современника — сторонника социальных реформ и эволюционного подхода.

«Превратили в маргинала»

Российский литературовед, доктор филологических наук Вячеслав Головко изучает деятельность Якова Абрамова уже более 15 лет. Он отмечает, что просветитель уже при жизни имел известность не только среди соотечественников, его труды нашли отклик и в Европе.

«Деятельность Якова Абрамова, безусловно, имела общенациональное значение. Он делал для народа столько, что сейчас сложно представить. Сегодня это феномен, явление, возвращённое в нашу культуру, духовную жизнь, традиции. Внутренняя политика в нынешней ситуации направлена именно на укрепление духовно-нравственных ценностей, культурных особенностей. И в этом дискурсе наследие Якова Васильевича чрезвычайно актуально»,

— обратил внимание Вячеслав Головко.

Труды публициста удостаивались наград на Всемирной выставке в Париже. Не так давно стало известно, что в европейских научных библиотеках до сих пор хранятся книги Якова Васильевича на французском и английском языках. Это выяснила доктор филологии, руководитель Европейского исследовательского центра имени Ивана Тургенева в Бельгии Ольга Горчанина. Своими идеями, концепциями ставрополец поразил всю прогрессивную Европу.

Яков Абрамов — крупнейший теоретик и идеолог русского реформаторского народничества того времени. По словам профессора, он был «властителем дум своего поколения».

При царизме Абрамова считали опальным мыслителем, а большевики категорически отвергали его труды, так как публицист был сторонником эволюционного пути развития России. Ленин и большевики в целом выступали с резкой критикой народничества, особенно нереволюционного.

«Они поставили знак равенства между народничеством и Теорией малых дел Абрамова, в которой он предлагал способы плавного улучшения экономического положения народа, облегчения положения трудящихся. Большевики заявляли, что сторонники такого варианта решения проблем не видят дальше своего носа. Василий Шелгунов тогда писал, что народники, в том числе Яков Васильевич, не имеют высоких идеалов»,

— добавил учёный.

Тогда же большевики стали использовать термин «абрамовщина», который подразумевал подмену задач революции, сохранение самодержавия с постепенным реформированием строя.

Книги Якова Абрамова
Фото: личный архив Вячеслава Головко

По мнению Вячеслава Головко, большевики осознавали колоссальное влияние идей Абрамова на народ, это могло помешать утверждению идей революционного преобразования. К тому же Яков Васильевич и сам крайне критически воспринимал марксистов-соотечественников. В своём рассказе «Гамлеты — пара на грош», которую часто цитировал Максим Горький, он устами главного героя говорил, что Маркс, если бы знал своих российских последователей, трижды проклял бы их.

«Разве они могли такое ему простить? Очевидно, что его наследие никак не вписывалось в парадигму революционных преобразований, и естественно, что после 1917 года труды мыслителя были выдвинуты за границу национальной культуры, а самого Абрамова превратили в какую-то маргинальную личность и окрестили либеральным народником. Ленин немало сил потратил, чтобы камня на камне не оставить от народнической идеологии. Народничество практически не изучалось в течение всего XX века. Идеи Абрамова конфликтовали с идеями революции, классовой борьбы и т. д.»,

— пояснил профессор.

Как только случилась Октябрьская революция, в 1917 году, крест поставили на всём народничестве, про Абрамова даже упоминать было невозможно. Вячеслав Головко убеждён, что идеологические оппоненты прекрасно понимали незаурядность личности и наследия Абрамова. Их позиции в вопросе социального и экономического будущего страны были попросту несовместимы.

Между тем идеи Якова Васильевича чрезвычайно актуальны для современного российского общества, считает эксперт.

«В своих трудах он отвечает на вызовы нашего времени. Когда читаешь, поражаешься тому, что он, будучи человеком совсем другой эпохи, будто бы анализирует нашу жизнь. Сегодня наша задача — осваивать это бесценное наследие. Нужно изучать в школах и университетах труды Якова Абрамова и говорить о его личности. Это наше культурное достояние, которое целый век было скрыто и забыто из-за идеологических противоречий»,

— заключил Вячеслав Головко.

Авторы:Тимур Григорьев