вс, 24 нояб.
05:15
Ставрополь
+7 °С, ясно
Эксклюзивы

Казак, инженер, филантроп: в честь кого назвали посёлок Иноземцево на КМВ

14 октября 2023, 08:00ОбществоФото: Светлана Школина / ИА «Победа26» / Казак, инженер, филантроп: 180 лет со дня рождения железнодорожника Ивана Иноземцева

180 лет назад родился инженер железных дорог Иван Дмитриевич Иноземцев, благодаря которому на курорты КМВ начали ходить поезда. Его трижды перезахоранивали, назвали в его честь посёлок, но так и не удостоили памятника. Подробней об этом выдающемся человеке и его главном достижении — в материале «Победы26».

Начал карьеру на Кубани

Иван Дмитриевич Иноземцев родился 27 декабря 1843 года в семье кубанского казачьего офицера. Он рано остался сиротой — отец погиб при очередном сражении на Кавказе. Круг Кубанского казачьего войска отправил юношу учиться в Институт Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге.

После окончания института Иван Иноземцев вернулся на Кавказ, и первый этап его профессиональной деятельности выпадает на период с 1865 по 1871 годы. Только закончилась Кавказская война, нужно было осваивать этот край, прокладывая дороги в горах. Сделать это мог только грамотный инженер. Иван Дмитриевич отправился в Кубанскую область.

Скульптурный портрет Ивана Иноземцева
Фото: Анна Березуцкая / ИА «Победа26»
«Он находился на изысканиях под строительство дороги по ущелью реки Малая Лаба. Затем работал в составе комиссии под председательством генерал-майора Василия Геймана по переселению в более удобные места горных казачьих станиц. И вновь изыскательные работы для Лабинско-Сухумской дороги от перевала Аишхо до реки Бзыби. И, наконец, последний этап его службы в военном ведомстве — работы по войсковым путям сообщения»,

— пишет в своей статье «Серебряные рельсы» альманаха «Донской временник» заведующая кафедрой историко-филологических дисциплин филиала Ставропольского государственного педагогического института в Железноводске Лидия Краснокутская.

Генерал-лейтенант Василий Александрович Гейман
Фото: Карл Брож / Общественное достояние

За это время Иноземцев получил чин коллежского асессора и перевёлся в «Общество пароходства и торговли Одесской железной дороги». Оттуда его пригласили в «Общество Киево-Брестской железной дороги», на передовую по вопросам взаимодействия с европейскими центрами путей сообщения. Здесь более интенсивно шло техническое переоснащение подвижного состава, сюда направляли лучших специалистов.

Иван Дмитриевич продолжал расти по рангам министерства путей сообщения. А в 1879 году его назначили на должность управляющего Ростово-Владикавказской железной дорогой.

Сведения о Владикавказской железной дороге в тематическом музее в Минводах
Фото: Анна Березуцкая / ИА «Победа26»

Проложил путь на курорты

Заслуги Ивана Дмитриевича для городов КМВ переоценить невозможно. Именно он в 1890 году предложил соединить железной дорогой курорты от Минеральных Вод до Кисловодска. До этого путь на воды был долгим, некомфортным, опасным и зависящим от капризов погоды. 

Инженер отдавал себе отчёт, насколько своеобразный здесь ландшафт, но от идеи не отказался. Высококвалифицированный специалист разработал ряд технических инноваций, написал инструкции и уставы, некоторые из которых действуют до сих пор.

15 июня 1891 года проект минераловодской и железноводской ветвей был одобрен и подписан Александром III. И уже через три года на участке Минеральные Воды — Кисловодск запустили поезда, построили станции.

Вокзал в Кисловодске
Фото: Виктория Ветер / ИА «Победа26»

При строительстве апробировали новейшие инженерные разработки. Склоны и берега рек дополнительно укрепили, для преодоления рельефа использовали виадуки, впервые применили в строительстве изделия из армированного бетона. Получился быстрый и безопасный маршрут, занимающий немногим более часа. 

Заслуживает внимания железноводская ветка, где ему удалось проложить путь между точками с самым большим в Европе на тот момент перепадом высот и экстремальным уклоном.

«Благодаря запуску этой ветки число людей, желающих посетить КМВ, стало стремительно расти, что хорошо характеризуют следующие цифры: в 1895 году прибыло 8200 посетителей, в 1910-м — 52 300, а в 1913 году — 78 900 человек. Города-курорты стали быстро расширяться и благоустраиваться. Наплыв отдыхающих побудил правительство принять срочные меры по дальнейшему развитию КМВ»,

— рассказали в железнодорожном музее в Минводах.

Дом, который построили для Иноземцева АО Владикавказской железной дороги
Фото: Виктория Березуцкая / ИА «Победа26»

Построенная под руководством Иноземцева железная дорога сыграла огромную роль для развития всего Северного Кавказа. Без неё регион был богатой ресурсами, но чрезвычайно далёкой окраиной страны. Дорога связала юг России с остальной её частью, увеличился грузопоток как с Северного Кавказа, так и в обратном направлении.

Получила развитие промышленность. Были разработаны каменные и песчаные карьеры, построены заводы по производству извести, кирпича, алебастра и чугуна, что вывело качество строительства на новый уровень. Известные архитекторы стали воплощать здесь свои проекты, формируя особенный архитектурный облик курортов.

Дореволюционная кофейня Гукасова в Пятигорске до сих пор популярна
Фото: Виктория Ветер / ИА «Победа26»

Огромными темпами стало развиваться крупное капитальное строительство, так как железная дорога удешевила доставку материалов. Появились частные гостиницы, рестораны. Увеличилось число меблированных комнат и номеров, что позволило принимать ещё больше туристов.

На курортах процветала торговля. В Пятигорске возвели внушительный по тем временам «Крытый рынок» с многочисленными торговыми рядами, магазинами, лавками и складами.

Грязелечебница в Ессентуках стала одной из самых узнаваемых достопримечательностей курорта
Фото: Виктория Ветер / ИА «Победа26»

Население КМВ быстро росло. Представители столичной знати стали возводить здесь свои дачи. На курорты поехали не только лечиться, но и знакомиться с достопримечательностями. Появилась культурная жизнь. В Пушкинской и Лермонтовской галереях проходили театральные постановки, танцевальные вечера и концерты. Учёные устраивали лекции и дискуссии. Великие писатели и поэты приезжали сюда отдохнуть и, вдохновлённые красотой и уникальностью Кавказа, посвятили ему множество своих произведений.

Открыл школы и больницы

На должности управляющего железной дорогой Иван Дмитриевич не забывал о простых служащих. Он изыскивал всякую возможность позаботиться об их потребностях и просвещении. Благодаря его заботе у железнодорожников появилось служебное жильё, ведомственные больницы, школы. К 1915 году железная дорога имела 18 двухклассных, четыре одноклассных и два технических училища. Почти на каждом курорте был собственный ведомственный санаторий.

Заботился Иноземцев не только о подчинённых. Периодически по Владикавказской железной дороге отправляли поезда со специальными вагонами. В них курсировали медики, которые на станциях и полустанках принимали пациентов, проводили вакцинацию, вели санитарно-просветительскую работу. Действовали передвижные библиотеки, музеи, выставки и церкви.

При Иноземцеве в Кисловодске было построено роскошное здание Курзала с несколькими концертными залами, рестораном и летней эстрадой. Такое обустройство стало образцом для других курортов страны.

Знаменитый Курзал в Кисловодске тоже построили при Иноземцеве
Фото: Виктория Ветер / ИА «Победа26»

По словам современников инженера, он был ответственным специалистом и грамотным руководителем. Об уважении среди подчинённых можно судить по грамоте к 25-летию службы Ивана Дмитриевича, которая хранится в железнодорожном музее в Минеральных Водах. В ознаменование его особых заслуг ещё при жизни служащие железной дороги объявили о сборе средств для создания «капитала памяти об инженере Иноземцеве», проценты с которого расходовались на стипендии и пособия учащимся в учебных заведениях Владикавказской железной дороги. После его смерти Министерство путей сообщения утвердило две стипендии имени инженера Иноземцева в Институте инженеров путей сообщения императора Александра I в Петербурге.

Грамота Ивану Иноземцеву от коллег
Фото: Анна Березуцкая / ИА «Победа26»

За строительство железнодорожных путей, успешный перевод войск в период русско-турецкой войны, доставку в трудных условиях хлеба в районы, пострадавшие от неурожая, и другие заслуги Иван Иноземцев был награждён орденами Святого Станислава трёх степеней, Святого Владимира III и IV степеней, Анны III степени. Удостоен Персидскими орденами Льва и Солнца I, II и III степеней. Государыня Императрица Мария Фёдоровна за помощь раненым в Русско-японской войне жаловала его знаком Красного Креста.

Поздравительный адрес Ивану Иноземцеву на 25-летие службы
Фото: Анна Березуцкая / ИА «Победа26»

Остался без памятника

Прослужил Иван Дмитриевич на железной дороге до 65 лет. За это время он дослужился до чина тайного советника, что соответствовало воинскому званию генерал-лейтенанта. На тот момент у него уже были проблемы со здоровьем, и он подал прошение об отставке. Вплоть до осени 1912 года жил в особняке, построенном для него Обществом Владикавказской железной дороги. Затем, когда состояние его здоровья ухудшилось, он вынужден был направиться в Москву на лечение. Там в 1913 году он умер.

Первым местом захоронения стало Новодевичье кладбище. Через год, следуя его завещанию, останки перезахоронили на станции «Каррас», в семейной часовне-усыпальнице. Одновременно с этим станции присвоили новое название — «Иноземцево», увековечив тем самым имя инженера. В 1928 году по решению местных властей его прах был перенесён на местное кладбище, где и покоится по сей день.

Табличка на месте захоронения Иноземцева и его семьи
Фото: Анна Березуцкая / ИА «Победа26»

К сожалению, найти могилу этого выдающегося человека сложно, а надгробные плиты требуют обновления. Управлению Северо-Кавказской железной дороги и местным властям стоило бы обратить внимание на ситуацию. Ведь и могила, и дом, в котором жил управляющий, находятся под охраной государства — это памятники регионального значения.

Надгробия Иноземцева и его родных
Фото: Виктория Ветер / ИА «Победа26»

Удивительно, но такая важная для курортов КМВ личность до сих пор не удостоена памятника. В редакцию «Победы26» поступили обращения читателей, которые предлагают это исправить.

«29 лет Иван Дмитриевич отдал своему делу, и мы гордимся тем, что этот человек преобразил наш край и стремился к тому, чтобы он процветал. В России принято отдавать дань уважения людям, внёсшим особые заслуги в развитие любой из областей, — о них сохраняют память. Иноземцеву посвящены мемориальные доски на здании железнодорожного вокзала и на здании, в котором он жил. Памятник Ивану Дмитриевичу стал бы ещё одним местом притяжения туристов»,

— выразила мнение местная жительница Елена Краснокутская.

Мемориальная табличка на доме, где жил Иван Иноземцев
Фото: Анна Березуцкая / ИА «Победа26»

Жители посёлка призывают оценить по заслугам работу столь значимого деятеля и в честь его юбилея установить памятник. По мнению активистов, это важный шаг в патриотическом воспитании молодёжи и популяризации истории малой родины.

«Мы гордимся своей историей, своей культурой и хотим, чтобы в посёлке установили памятник Ивану Дмитриевичу как дань благодарности от потомков. Он своей жизнью и трудом заслужил это»,

— пишет житель посёлка Иноземцево Константин Ананко.

Редакция «Победы26» направила запрос с предложениями жителей в администрацию Железноводска. 

Авторы:Анна Березуцкая