Иван Дмитриевич Иноземцев родился 27 декабря 1843 года в семье кубанского казачьего офицера. Он рано остался сиротой — отец погиб при очередном сражении на Кавказе. Круг Кубанского казачьего войска отправил юношу учиться в Институт Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге.
После окончания института Иван Иноземцев вернулся на Кавказ, и первый этап его профессиональной деятельности выпадает на период с 1865 по 1871 годы. Только закончилась Кавказская война, нужно было осваивать этот край, прокладывая дороги в горах. Сделать это мог только грамотный инженер. Иван Дмитриевич отправился в Кубанскую область.
«Он находился на изысканиях под строительство дороги по ущелью реки Малая Лаба. Затем работал в составе комиссии под председательством генерал-майора Василия Геймана по переселению в более удобные места горных казачьих станиц. И вновь изыскательные работы для Лабинско-Сухумской дороги от перевала Аишхо до реки Бзыби. И, наконец, последний этап его службы в военном ведомстве — работы по войсковым путям сообщения»,
— пишет в своей статье «Серебряные рельсы» альманаха «Донской временник» заведующая кафедрой историко-филологических дисциплин филиала Ставропольского государственного педагогического института в Железноводске Лидия Краснокутская.
За это время Иноземцев получил чин коллежского асессора и перевёлся в «Общество пароходства и торговли Одесской железной дороги». Оттуда его пригласили в «Общество Киево-Брестской железной дороги», на передовую по вопросам взаимодействия с европейскими центрами путей сообщения. Здесь более интенсивно шло техническое переоснащение подвижного состава, сюда направляли лучших специалистов.
Иван Дмитриевич продолжал расти по рангам министерства путей сообщения. А в 1879 году его назначили на должность управляющего Ростово-Владикавказской железной дорогой.
Заслуги Ивана Дмитриевича для городов КМВ переоценить невозможно. Именно он в 1890 году предложил соединить железной дорогой курорты от Минеральных Вод до Кисловодска. До этого путь на воды был долгим, некомфортным, опасным и зависящим от капризов погоды.
Инженер отдавал себе отчёт, насколько своеобразный здесь ландшафт, но от идеи не отказался. Высококвалифицированный специалист разработал ряд технических инноваций, написал инструкции и уставы, некоторые из которых действуют до сих пор.
15 июня 1891 года проект минераловодской и железноводской ветвей был одобрен и подписан Александром III. И уже через три года на участке Минеральные Воды — Кисловодск запустили поезда, построили станции.
При строительстве апробировали новейшие инженерные разработки. Склоны и берега рек дополнительно укрепили, для преодоления рельефа использовали виадуки, впервые применили в строительстве изделия из армированного бетона. Получился быстрый и безопасный маршрут, занимающий немногим более часа.
Заслуживает внимания железноводская ветка, где ему удалось проложить путь между точками с самым большим в Европе на тот момент перепадом высот и экстремальным уклоном.
«Благодаря запуску этой ветки число людей, желающих посетить КМВ, стало стремительно расти, что хорошо характеризуют следующие цифры: в 1895 году прибыло 8200 посетителей, в 1910-м — 52 300, а в 1913 году — 78 900 человек. Города-курорты стали быстро расширяться и благоустраиваться. Наплыв отдыхающих побудил правительство принять срочные меры по дальнейшему развитию КМВ»,
— рассказали в железнодорожном музее в Минводах.
Построенная под руководством Иноземцева железная дорога сыграла огромную роль для развития всего Северного Кавказа. Без неё регион был богатой ресурсами, но чрезвычайно далёкой окраиной страны. Дорога связала юг России с остальной её частью, увеличился грузопоток как с Северного Кавказа, так и в обратном направлении.
Получила развитие промышленность. Были разработаны каменные и песчаные карьеры, построены заводы по производству извести, кирпича, алебастра и чугуна, что вывело качество строительства на новый уровень. Известные архитекторы стали воплощать здесь свои проекты, формируя особенный архитектурный облик курортов.
Огромными темпами стало развиваться крупное капитальное строительство, так как железная дорога удешевила доставку материалов. Появились частные гостиницы, рестораны. Увеличилось число меблированных комнат и номеров, что позволило принимать ещё больше туристов.
На курортах процветала торговля. В Пятигорске возвели внушительный по тем временам «Крытый рынок» с многочисленными торговыми рядами, магазинами, лавками и складами.
Население КМВ быстро росло. Представители столичной знати стали возводить здесь свои дачи. На курорты поехали не только лечиться, но и знакомиться с достопримечательностями. Появилась культурная жизнь. В Пушкинской и Лермонтовской галереях проходили театральные постановки, танцевальные вечера и концерты. Учёные устраивали лекции и дискуссии. Великие писатели и поэты приезжали сюда отдохнуть и, вдохновлённые красотой и уникальностью Кавказа, посвятили ему множество своих произведений.
На должности управляющего железной дорогой Иван Дмитриевич не забывал о простых служащих. Он изыскивал всякую возможность позаботиться об их потребностях и просвещении. Благодаря его заботе у железнодорожников появилось служебное жильё, ведомственные больницы, школы. К 1915 году железная дорога имела 18 двухклассных, четыре одноклассных и два технических училища. Почти на каждом курорте был собственный ведомственный санаторий.
Заботился Иноземцев не только о подчинённых. Периодически по Владикавказской железной дороге отправляли поезда со специальными вагонами. В них курсировали медики, которые на станциях и полустанках принимали пациентов, проводили вакцинацию, вели санитарно-просветительскую работу. Действовали передвижные библиотеки, музеи, выставки и церкви.
При Иноземцеве в Кисловодске было построено роскошное здание Курзала с несколькими концертными залами, рестораном и летней эстрадой. Такое обустройство стало образцом для других курортов страны.
По словам современников инженера, он был ответственным специалистом и грамотным руководителем. Об уважении среди подчинённых можно судить по грамоте к 25-летию службы Ивана Дмитриевича, которая хранится в железнодорожном музее в Минеральных Водах. В ознаменование его особых заслуг ещё при жизни служащие железной дороги объявили о сборе средств для создания «капитала памяти об инженере Иноземцеве», проценты с которого расходовались на стипендии и пособия учащимся в учебных заведениях Владикавказской железной дороги. После его смерти Министерство путей сообщения утвердило две стипендии имени инженера Иноземцева в Институте инженеров путей сообщения императора Александра I в Петербурге.
За строительство железнодорожных путей, успешный перевод войск в период русско-турецкой войны, доставку в трудных условиях хлеба в районы, пострадавшие от неурожая, и другие заслуги Иван Иноземцев был награждён орденами Святого Станислава трёх степеней, Святого Владимира III и IV степеней, Анны III степени. Удостоен Персидскими орденами Льва и Солнца I, II и III степеней. Государыня Императрица Мария Фёдоровна за помощь раненым в Русско-японской войне жаловала его знаком Красного Креста.
Прослужил Иван Дмитриевич на железной дороге до 65 лет. За это время он дослужился до чина тайного советника, что соответствовало воинскому званию генерал-лейтенанта. На тот момент у него уже были проблемы со здоровьем, и он подал прошение об отставке. Вплоть до осени 1912 года жил в особняке, построенном для него Обществом Владикавказской железной дороги. Затем, когда состояние его здоровья ухудшилось, он вынужден был направиться в Москву на лечение. Там в 1913 году он умер.
Первым местом захоронения стало Новодевичье кладбище. Через год, следуя его завещанию, останки перезахоронили на станции «Каррас», в семейной часовне-усыпальнице. Одновременно с этим станции присвоили новое название — «Иноземцево», увековечив тем самым имя инженера. В 1928 году по решению местных властей его прах был перенесён на местное кладбище, где и покоится по сей день.
К сожалению, найти могилу этого выдающегося человека сложно, а надгробные плиты требуют обновления. Управлению Северо-Кавказской железной дороги и местным властям стоило бы обратить внимание на ситуацию. Ведь и могила, и дом, в котором жил управляющий, находятся под охраной государства — это памятники регионального значения.
Удивительно, но такая важная для курортов КМВ личность до сих пор не удостоена памятника. В редакцию «Победы26» поступили обращения читателей, которые предлагают это исправить.
«29 лет Иван Дмитриевич отдал своему делу, и мы гордимся тем, что этот человек преобразил наш край и стремился к тому, чтобы он процветал. В России принято отдавать дань уважения людям, внёсшим особые заслуги в развитие любой из областей, — о них сохраняют память. Иноземцеву посвящены мемориальные доски на здании железнодорожного вокзала и на здании, в котором он жил. Памятник Ивану Дмитриевичу стал бы ещё одним местом притяжения туристов»,
— выразила мнение местная жительница Елена Краснокутская.
Жители посёлка призывают оценить по заслугам работу столь значимого деятеля и в честь его юбилея установить памятник. По мнению активистов, это важный шаг в патриотическом воспитании молодёжи и популяризации истории малой родины.
«Мы гордимся своей историей, своей культурой и хотим, чтобы в посёлке установили памятник Ивану Дмитриевичу как дань благодарности от потомков. Он своей жизнью и трудом заслужил это»,
— пишет житель посёлка Иноземцево Константин Ананко.
Редакция «Победы26» направила запрос с предложениями жителей в администрацию Железноводска.