вт, 21 май
21:01
Ставрополь
+16 °С, ясно
Эксклюзивы

Скакала по берегу моря 8 миллионов лет назад: как трёхпалая лошадь попала в ставропольский музей

21 ноября 2023, 10:15КультураФото: Светлана Школина / ИА «Победа26»

Выставка «Палеонтологические находки рассказывают» открылась в ставропольском краеведческом музее имени Прозрителева и Праве. Её экспонаты — уникальные окаменелости, найденные в Петровском округе края. Корреспондент «Победы26» посмотрел на древние кости и узнал, как они оказались на музейных полках спустя миллионы лет.

Череп и нога

Новые экспонаты находятся в том же зале, что и два уникальных скелета южных слонов. На отдельном столе разложены несколько позвонков, рога древней антилопы. Изюминка экспозиции — череп гиппариона, а также его нога, от копыта до бедренных костей и таза. Специалисты музея говорят, что эти находки пусть и не выглядят так масштабно, как стоящие в полный рост скелеты гигантов-слонов, но такие же уникальные и таят в себе не меньше секретов.

«Это — редчайшие экспонаты — остатки гиппариона, трёхпалой лошади, которая скакала по берегам Сарматского моря 8 миллионов лет назад. Я как учитель биологии всегда рассказывала детям о необычных конечностях этих существ, а теперь увидела такое своими глазами, смогла прикоснуться. Всё это нашли недалеко от Светлограда в Петровском округе, в районе горы Куцай. Там много карьеров, в одном из них открылась чудесная костеносная жила или «линза». В ней было найдено много останков нехищных животных»,

— рассказывает кандидат биологических наук, заведующая отделом природы музея Вера Данилевич.

Кандидат биологических наук, заведующая отделом природы музея Вера Данилевич
Фото: Никита Пешков / ИА «Победа26»

Ценнее алмазов

Найти костеносную жилу для палеонтолога, всё равно что наткнуться на кимберлитовую трубку, полную алмазов, говорит Вера Данилевич. Но и повозиться придётся. Учёные кропотливо освобождают каждую косточку, стараясь не повредить. Прямо на месте будущий экспонат надо покрыть специальным клеем, а после окончательной очистки в лаборатории — лаком. Так древние ископаемые не превратятся в прах после своего «вызволения».

Иногда информацию об останках древних животных дают местные жители. Так было и в тот раз. На кости наткнулся Станислав Петровский. О своей находке он сообщил в Южный научный центр Академии наук. Сотрудник центра, кандидат биологических наук Вадим Титов сразу организовал экспедицию.

Вместе с ним работали несколько учёных и волонтёров. Один из научных сотрудников — Владислав Волокитин из Ставрополя. Он планирует вскоре собрать из отдельных косточек целый скелет трёхпалой древней лошади — его разместят в разделе гиппарионовой фауны.

Карьер, где проходили раскопки
Фото: Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве

Вкопаться в прошлое

Ставропольскому краеведческому музею везёт на палеонтологические редкости. Новый череп гиппариона целый, в отличном состоянии. Это большая удача. В экспозиции он уже второй. Правда, если положить два рядом, дилетанту может показаться, что они уж слишком отличаются друг от друга. Хотя бы и цветом: один — желтоватый, а другой — тёмный. Вера Данилевич объясняет, что оттенок скелета зависит от того, в каких условиях происходила фоссилизация — превращение погибшего животного в ископаемое.

Захоронения древних животных и растений изучает отдельная наука — тафономия. Для неё важно не только найти сам древний скелет, но и понять, как он оказался в том месте, где пролежал миллионы лет, в каком мире жил его обладатель, чем питался и от чего умер. Любая мелочь помогает учёным по крупицам собирать информацию о том, что происходило на планете в далёком прошлом. А эта информация позволит спрогнозировать, что будет происходить с нашим миром в будущем.

Пропитка черепа гиппариона специальным раствором на месте обнаружения
Фото: Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве

Прогулки за конкрециями

Старший научный сотрудник отдела природы Наталья Кочнева показывает конкрецию — минеральный агрегат, похожий на большое яйцо, разделённое пополам — и рассказывает, что нашла её на склонах Сенгилеевской возвышенности, где в разрывах почвенного покрова то и дело обнажаются горные породы и Сарматского, и Караганского ярусов — слои, которым миллионы лет.

«Я ходила там в надежде, что наткнусь на какую-нибудь конкрецию. Но не ожидала увидеть такую прекрасную штуку. Здесь можно увидеть останки костистой рыбы. А это — отпечаток плода с одной стороны, а с другой — сам плод, вот он, торчит в разрезе. Скорее всего, это орех арековой пальмы. Пока до конца не ясно. Мы начали сотрудничать с московскими палеонтологами по этому вопросу, но не до конца прояснили его пока. Главное, что мы никогда нигде здесь до этого не находили плодов каких-то растений. Повезло страшно»,

— говорит Наталья Кочнева.

Она добавляет — этот экспонат пока изучается, он не входит ни в какую выставку, хранится в фондах отдела и ждёт атрибуции. В тайниках ещё много удивительного, так что новая палеонтологическая выставка — не последняя.

Старший научный сотрудник отдела природы Наталья Кочнева
Фото: Никита Пешков / ИА «Победа26»
Авторы:Никита Пешков