Музыкальные способности у Джульеты заметили ещё в детском саду. Поэтому её первое знакомство со скрипкой произошло в шесть лет, когда родители отправили ребёнка учиться в музыкальную школу. Педагоги показали девочке, какие бывают инструменты, и Джульета не смогла устоять перед грацией скрипки: это была любовь с первого взгляда.
«Она такая вся небольшая, аккуратненькая, такая тёплая, потому что из дерева, не какой-то медный инструмент, уютная. Мне уже тогда понравились её красивые изгибы, ну, и звук, конечно»,
— вспоминает музыкант.
Потом были годы учёбы, разучивание гамм, а затем больших произведений. Приходилось преодолевать себя: когда друзья отправлялись играть во двор, Джульета корпела над нотами. Спасибо соседям, говорит она, с их стороны никогда никаких претензий не было, хотя и живёт скрипачка в обычном многоквартирном доме. И, конечно, был период, когда хотелось всё бросить. Помогли увещевания педагогов и родителей, которые говорили: «Подожди. Ещё немного — и зазвучишь». И вдохновляли примерами великих скрипачей.
«Ойстрах, Коган, Хейфец, Репин, Третьяков... Талантливых скрипачей немало и сегодня. Вот только талант — это малая доля того, что может поднять к вершинам. Нужна скрупулёзная работа, чтобы развивать талант»,
— рассуждает Джульета.
This is a modal window.
К окончанию средней школы вопрос о выборе профессии для девочки не стоял. Она поступила в музыкальное училище.
«Там я поняла, что уже никуда от этого не деться. Скрипка плотно вошла в мою жизнь и просто забрала меня с собой»,
— говорит скрипачка.
Кажется, Джульета может рассказывать часами о скрипке, о её характере и выразительности, о том, что каждый музыкант исполняет одно и то же музыкальное произведение по-своему, вкладывая в него частичку себя.
«Скрипка может быть настолько разнохарактерной, она может заставить смеяться и плакать, любой импульс, любое настроение она передаёт и тонко чувствует настроение музыканта. Если ты нервный, она почувствует твоё напряжение, вибрацию, это отразится на ведении смычка, на всей игре»,
— рассказывает Джульета.
This is a modal window.
Свой нынешний инструмент скрипачка выбрала ещё на первом курсе училища. Немецкая мануфактура, гордо подчёркивает музыкант. И добавляет, что каждый скрипач мечтает хоть раз в жизни сыграть на скрипке великих итальянских мастеров. Инструменты Страдивари, Амати, Гварнери, сделанные по секретным рецептам, которые передавали из поколения в поколение, звучат по-особенному.
«Скрипки эти могут звуком весь зал покрыть, захватить своим звучанием, настолько они яркие. Важно, чтобы старинный инструмент всегда использовался, чтобы на нём играли. Если какой-то инструмент просто лежит, он теряет свои свойства»,
— говорит собеседница.
В оркестре если и бывают споры, то исключительно творческого характера. Мы — одна большая семья, говорит Джульета.
«Можем спорить при начале разбора какого-то музыкального произведения, в музыкальном плане, в штриховом. Но у нас есть дирижёр, за которым последнее слово, который помогает найти консенсус. А вообще, мне кажется, у нас любвеобильный коллектив, ведь мы все делаем одну музыку»,
— улыбается музыкант.
Сейчас филармония стремительно развивается, делится Джульета. Музыкантов поддерживают губернатор Владимир Владимиров, правительство и министерство культуры региона.
В Ставрополь приезжают инструменталисты и вокалисты, известные во всём мире. Солисты Большого театра и Мариинки тепло отзываются о своих выступлениях с симфоническим оркестром ставропольской филармонии. У таких мастеров есть чему поучиться, считает скрипачка. И приглашает зрителей на концерты.
У директора ставропольской филармонии Юлии Куракиной есть мечта — вывезти весь симфонический оркестр в другой город и организовать концерт классической музыки под открытым небом. Заявка на грантовую поддержку этого проекта уже подана, и в конце декабря станет известно, смогут ли жители и гости Михайловска насладиться звуками симфонии на природе.
«Классическая музыка духовно очень обогащает. Почему психологи часто советуют включать младенцам классическую музыку? Потому что это даёт импульс для развития ребёнка. Я считаю, музыкально надо воспитывать человека с детства, что мы в новом сезоне и делаем»,
— говорит Юлия Куракина.
С таким подходом согласны и учёные. По их мнению, занятия музыкой помогают детям развивать мелкую моторику, воображение, интуицию, нестандартное мышление, эмпатию, регулировать эмоциональную сферу, а также быть терпеливыми и дисциплинированными. Для популяризации классической музыки среди молодёжи филармония проводит специальные программы для детей от трёх лет, где ребёнок знакомится с инструментами и оркестром.
«Ребёнок может выйти и подирижировать настоящим оркестром. Для детей это что-то грандиозное. Представьте: стоит ребёнок и начинает дирижировать, а оркестр следует движениям его рук. Там рассказывают об инструментах, например, о каком-то конкретном. А затем симфонический оркестр исполняет музыку, где солирует именно этот инструмент. Словом, у нас много интересного и для взрослых, и для детей»,
— рассказывает Юлия Куракина.
Так когда-то, познакомившись со скрипкой, начала свой путь и героиня статьи — Джульета Оганесян.