— Сергей, расскажите, кто вас вдохновил получить музыкальное образование? Каких педагогов вспоминаете с благодарностью?
Моя мама — Светлана — всегда хотела, чтобы я стал пианистом. В шесть лет по её настоянию я пошёл в музыкальную школу. Собственно, по сей день и занимаюсь этим делом. Я с большой благодарностью вспоминаю Татьяну Борисовну Левадную — педагога Ставропольского краевого музыкального колледжа имени В. И. Сафонова, — с которой я занимался до отъезда в Ростов-на-Дону. Благодаря ей выиграл международные конкурсы юных музыкантов «Щелкунчик» в 2016 году и Astana Piano Passion в 2017 году. Сейчас я учусь в Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова у профессора Сергея Ивановича Осипенко. Это очень важный для меня человек.
— В 2017 году майский паводок затопил ваш дом в Александрийской и лишил фортепиано. Тогда продолжить музыкальную карьеру удалось благодаря главе края Владимиру Владимирову, который привёз пианино Zimmermann. Расскажите о судьбе музыкального инструмента.
Оно до сих пор у меня. Тот поступок губернатора Ставрополья по-прежнему вызывает очень тёплый отклик в душе. Фортепиано переехало со мной в ростовское общежитие. На нём я играю в последнее время не часто, поскольку выиграл рояль в конкурсе Grand Piano Competition. Однако разместить громоздкий инструмент в комнате оказалось весьма затруднительно. Тогда нам с мамой предоставили возможность выбрать квартиру. В этом отдельная заслуга таких людей, как Валерий Абисалович Гергиев (дирижёр, глава Мариинского и Большого театров. — Прим. ред.), Денис Леонидович Мацуев (пианист-виртуоз, народный артист РФ. — Прим. ред.) и, разумеется, Василий Юрьевич Голубев (губернатор Ростовской области. — Прим. ред.).
— Как вы попали в команду Дениса Мацуева?
— Я ему очень многим обязан. Он был председателем жюри конкурса имени П. И. Чайковского. Ещё в детстве я понимал, что стать лауреатом такой премии — большая ответственность. Это несгораемый титул. Поэтому, можно сказать, Денис Леонидович дал мне дорогу в жизнь. Для меня работать с ним ответственно, важно. Сейчас, учитывая невероятный график концертов, когда их в день могут предложить два-три, я стараюсь в приоритет ставить приглашения от Мацуева.
— Как изменилась ваша жизнь после победы на самом престижном смотре в мире академической музыки?
— Я подсчитал, что в Ставрополе я сыграл уже свой 77-й концерт. С момента победы на конкурсе Чайковского прошло меньше года. До лета, возможно, эта цифра достигнет 100. Сейчас моя жизнь в высшей степени активная. Я часто летаю из аэропорта Минвод и таким своеобразным способом стал видеться гораздо чаще с родными и близкими людьми на Ставрополье. До конкурса такой возможности не было.
— Расскажите, что для вас музыка?
— Музыка — это вся моя жизнь. В ней есть всё, что может найти отклик в моей душе. Я не могу её не любить. Это для меня и работа, и смысл жизни.
— Когда вы играете на сцене, может ли что-то отвлечь внимание?
— Зависит от множества факторов. Важно быть полностью сконцентрированным на музыке. В большинстве случаев это удаётся.
— Может ли пианист адекватно оценить свою игру во время исполнения?
— Вопрос интересный. На самом деле, умению слышать себя со стороны тоже нужно учиться, этот навык вырабатывается со временем. Должен сказать, что в последнее время это уже начинает получаться. После концерта могу сделать выводы по поводу своей игры и провести работу над ошибками, хотя это всё-таки на данный момент больше прерогатива педагога — такие вещи мы с Сергеем Ивановичем делаем почти всегда и, по возможности, совместно.
— Скажите, выработали ли вы для себя какие-либо правила предконцертного режима?
— Да, есть своеобразный ритуал, недавно появившийся в пылу концертных поездок: за полчаса до выхода на сцену выпиваю двойной эспрессо со сливками без сахара. Тонизирует отлично, особенно учитывая, что, кроме как перед концертом, я в обычной жизни кофе стараюсь не пить. Больше всё же люблю чай.
— С кем из мэтров (или правильнее сказать маэстро) современности вам удалось поработать?
— Буквально на днях были гастроли с Российским национальным оркестром под управлением народного артиста РФ Александра Рудина. Также имел возможность работать многократно и с Валерием Абисаловичем Гергиевым, и с Юрием Абрамовичем Башметом (советский и российский дирижёр, альтист, педагог, общественный деятель. — Прим. ред.), и с Владимиром Теодоровичем Спиваковым (художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и камерного оркестра «Виртуозы Москвы». — Прим. ред.).
— Интересует география концертной деятельности: в каких местах уже удалось побывать?
— Перед фестивалем в Ставрополе последняя концертная поездка открыла для меня два новых города — Петрозаводск и Хабаровск. Также играл и играю концерты по всей России, в Китае, Сербии, Узбекистане и ОАЭ.
— Какие планы на карьеру? Быть может, вы задумывались о пути композитора?
— Планирую продолжать концертировать. У меня уже расписан весь следующий сезон. Большое количество концертов в октябре, в феврале, даже есть расписание на март 2025 года. И конечно, как любой уважающий себя пианист, я не могу не писать музыку. У меня есть свой опыт композиторства, он небольшой, но со временем, возможно, приобретёт какие-то более смелые очертания. Быть может, я покажу свои творения широкой публике.