вс, 15 дек.
02:43
Ставрополь
-7 °С, ясно
Эксклюзивы

Моцарт в рок-формате: ставропольские музыканты представили свою версию известного мюзикла

27 апреля , 10:00КультураФото: Валерия Ильина / ИА «Победа26»

В Ставропольском академическом театре драмы имени М. Ю. Лермонтова состоялось шоу «Амадей: история гения». Это концертная адаптация хитов французской рок-оперы «Моцарт» и нескольких известных произведений музыкального классика, исполненных в ритмах ХХI века. Корреспондент «Победы 26» посетил представление.

Симфонический оркестр и 3D-кино 

Каноническое шоу придумано во Франции в 2008 году. Моцарт в трактовке продюсеров Дова Аттья и Альбера Коэна предстал перед публикой как яркая рок-звезда своей эпохи — бунтарь и гений, жизнь которого напоминала череду чёрных и белых полос.

В первый же сезон представление произвело фурор во Франции и оттеснило другие мюзиклы, став одним из самых успешных в коммерческом плане (продано свыше 800 тыс. билетов). В конце 2010 года вышла книга о культовом шоу. А музыкальный альбом «Моцарт. Рок-опера» получил статус «бриллиантового диска». Кроме того, был снят фильм в формате 3D для показа в кинотеатрах Кореи.

В России шоу показали в 2013 году. Глубокое впечатление на российских зрителей произвело участие в представлении большого симфонического оркестра. Также предпринимались попытки адаптации рок-оперы для русскоязычной публики.

VIVA, «Перфоманс» и New Tone

На собственную постановку нашумевшего мюзикла решилось и ставропольское концертно-творческое объединение «Аккорд». В 2019 году его музыканты, вокалисты и танцевальная группа выступили при полном аншлаге с премьерным показом в Ставрополе. С немалым успехом прошли выступления в Невинномысске и Ессентуках. Но затем шоу поставили на паузу (в том числе из-за пандемии).

Сейчас артисты «Аккорда» возобновили проект в концертной версии: немного номеров из двух актов рок-оперы соединили с несколькими песнями, не вошедшими во французский спектакль, и разбавили это тремя произведениями композитора-виртуоза.

«Мы делали программу из расчёта, что биографию гения знают все. Сценарий шоу сочинялся на основе тщательно отобранного музыкального материала. Он хорошо передаёт настроение и смысл спектакля. А произведения Моцарта, включённые в шоу, демонстрируют многогранный талант великого композитора»,

— рассказывает художественный руководитель проекта, директор концертно-творческого объединения «Аккорд» Эсмира Гончарова.

Идею реализовали эстрадная группа New Tone под управлением Сергея Табаченко, театр песни VIVA (художественные руководители — Елена Соколова и Артём Окунев) и ансамбль эстрадного танца «Перфоманс» Ставропольского краевого колледжа искусств под управлением Дмитрия Шелеста. Авторский перевод семи арий оригинальной рок-оперы сделала вокалистка Анастасия Окунева.

«Программа готовилась менее трёх месяцев. При этом каждый коллектив продолжал интенсивно концертировать»,

— уточняет Эсмира Гончарова.

Игорь Ковшик исполняет арию Амадея
Фото: Андрей Сляднев

Мост между эпохами

Шоу длилось почти 1,5 часа. Каждый элемент представления работал на то, чтобы сделать его динамичным и поражающим воображение. С помощью инноваций в постановке, выверенной сценографии и фееричной визуализации артисты помогли публике выстроить воображаемый мост между эпохами.

В самом начале Рассказчик (Артём Окунев) словно растворяет зрителей в атмосфере, царящей вокруг гениального композитора. А миг спустя следует взрывная и яркая «Бим-Бам» — песня Алоизии, музы Моцарта в исполнении Ксении Виардовой. И такие контрасты персонажей, смена времён, ритмов и жанров в этом представлении постоянны.

Шоу выстроено так, что оставляет место актёрской игре, хореографии и даже импровизации. Образ Моцарта — мятущегося и ранимого бунтаря, легкомысленного нарцисса, пылкого влюблённого и рефлексирующего гения — воплотил Игорь Ковшик. В роли Сальери дебютировал Дмитрий Самарцев. Запомнились яркие персонажи Констанции, жены Моцарта (Анастасия Окунева), уже упомянутой Алоизии (Ксения Виардова) и сестры композитора —  Наннерль (Елена Соколова). Органичен в роли Леопольда — отца Моцарта — Александр Голыбочкин. Украсила шоу сольным исполнением арии Судьбы и превосходным бэк-вокалом (включая вокализы) Гела Наумова.

Дмитрий Самарцев в образе Сальери
Фото: Андрей Сляднев

Среди концертных номеров самых лестных эпитетов (что было заметно по реакции зала) заслужили «Свадьба» в исполнении трио Окунева — Соколова — Голыбочкин, полная драматизма песня Сальери «Симфония», «Занавес падёт» (вся вокальная группа), «Хищник» (мужской квартет), также «Лакримоза» Моцарта в исполнении театра песни VIVA.

Филигранную исполнительскую технику продемонстрировали музыканты New Tone, представив публике собственную трактовку «Турецкого марша» в стиле прогрессив-рок. Оригинальные аранжировки всех произведений для шоу написал лидер группы Сергей Табаченко.

Точку в представлении поставила ария «Встаньте, безумцы!», исполненная всеми вокалистами. Номер увенчался коллективным выходом к публике, которая аплодировала стоя — долго и без устали.

Публика тепло приняла постановку ставропольских коллективов
Фото: Андрей Сляднев

Show must go on

После представления корреспондент «Победы26» побеседовал со зрителями спектакля. К примеру, главный балетмейстер филиала Мариинского театра в РСО — Алания Валерий Суанов отметил потрясающий звук. За него в постановке отвечал звукорежиссёр Станислав Жандаров.

Что касается визуального оформления, то оно также произвело впечатление на зрителей: на протяжении всего шоу зал то погружался во тьму, то рассекался десятками лазерных лучей. Сцена светилась и окрашивалась прожекторами и софитами в синий, бордовый, пурпурный, золотой, белый и десяток других цветов.

Хореографией, театрализацией и пластическими зарисовками в спектакле занимался ансамбль эстрадного танца «Перфоманс» в исполнении студенток ставропольского колледжа искусств.

«Мы стремились приблизиться к манере оригинала, к стилю канонической постановки и при этом привнести своё видение. На это нас вдохновляла интересная, необычная музыка. В своих номерах мы делали акцент на взаимодействии с вокалистами, исполняющими партии»,

— пояснил руководитель ансамбля Дмитрий Шелест.

Отдельного упоминания, по мнению гостей спектакля, заслуживают также костюмы. Актёры выступали в роскошных платьях, камзолах эпохи барокко и вамп-нарядах в стиле панк.

Костюмы артистов спектакля произвели впечатление на гостей
Фото: Сергей Рябчиков / ИА «Победа26»

Хочется расти  

Труппу уже пригласили выступить на Кавказских Минеральных Водах, где спрос на развлечения традиционно высокий.

«У нас есть одарённые музыканты. Есть опыт создания масштабных проектов, для которых характерен синтез жанров. Нам хочется расти, продолжить работать в этом ключе»,

— говорит Эсмира Гончарова.

Однако работать с постановками зарубежных рок-опер всё сложнее, признаётся собеседница. Были договорённости поставить отечественные мюзиклы, но сегодня это стоит огромных денег. Тем не менее от намерений реализовать похожий проект и даже сочинить собственный мюзикл коллектив не отказывается.

«Сделать качественное шоу — очень затратно. Хорошая аппаратура, балетная группа, музыканты, технический персонал, аренда помещений требуют серьёзных финансовых ресурсов. Один из выходов — выступать в своём концертном зале»,

— заключает директор концертно-творческого объединения «Аккорд».

По мнению Гончаровой, наличие собственной площадки позволило бы коллективу регулярно радовать зрителей новыми программами.

Авторы:Сергей Рябчиков