сб, 04 май
01:25
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

Египетский фаянс, финикийское стекло и русская графика: в Ставрополе демонстрируют сокровища Эрмитажа

21 апреля , 17:51КультураФото: Валерия Ильина / ИА «Победа26»

Ставропольский краевой музей изобразительных искусств открыл выставку, посвящённую 260-летию Государственного Эрмитажа. 177 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного творчества иллюстрируют эволюцию мирового искусства, что и отражено в названии выставки — «От античности до модерна». На открытии побывал корреспондент «Победы26».

Шедевры из дворца

Посвящение экспозиции в Ставрополе юбилею одного из самых значительных художественных и культурно-исторических музеев мира не случайно.

«На этапе образования нашего музея и комплектования его фондов ценными экспонатами Государственный Эрмитаж сыграл заметную роль. Сегодня у посетителей музея есть уникальная возможность увидеть сразу все предметы, переданные в разные годы на Ставрополье знаменитым учреждением культуры»,

— рассказывает главный хранитель краевого музея изобразительных искусств Сергей Братчик.

Ставропольский музей изобразительных искусств учреждён в 1962 году. Его фонды формировались на основе художественного отдела местного краеведческого музея, где в числе прочих произведений хранились восемь картин русских и западноевропейских художников из собрания Эрмитажа.

Ставропольский музей хранит экспонаты из коллекции Государственного Эрмитажа
Фото: Сергей Рябчиков / ИА «Победа26»

В 1964 году коллекцию нового музея пополнили сразу 170 шедевров из Санкт-Петербурга: 26 произведений мастеров живописи, 34 листа отечественной и зарубежной графики, 94 предмета зарубежного декоративно-прикладного искусства, 16 слепков с античной и западноевропейской скульптуры. И — в виде приятного бонуса — 28 старинных рам для картин.

В следующем году, располагая впечатляющим перечнем эрмитажных ценностей, ставропольский музей обогатил свой фонд тремя тематическими разделами: «Античное искусство», «Искусство Возрождения», «Западноевропейское искусство».

Деловые контакты двух музеев развиваются и поныне. Периодически питерские коллеги запрашивают цифровые изображения произведений из фондов СКМИИ, которые затем публикуют в каталогах и изданиях, выходящих под эгидой Эрмитажа. Яркий пример многолетнего партнёрства — передвижная выставка «Мир героев. Миф и реальность», вобравшая свыше 100 шедевров античного и западноевропейского искусства из собрания Государственного Эрмитажа. Она экспонировалась в 2005 году в залах ставропольского музея.

«СКМИИ входит в Союз российских музеев, который возглавляет президент Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Ежегодные собрания Союза, крупные семинары и круглые столы под председательством Пиотровского проводятся именно в его стенах. Это полезная площадка для творческого общения»,

— резюмирует Сергей Братчик.

Коллекция графа Бобринского

Новая выставка представлена в шести залах «золотой коллекции» музея. Она будет работать не менее года. Зрители смогут совершить культурологическое путешествие в пространстве и во времени: от Северного Причерноморья и Передней Азии до Дальнего Востока, от античной эпохи до ХХ века.

Для любителей древностей — стенды с предметами античной культуры: амфоры, светильники, керамика различных видов, финикийское стекло, бусы из янтаря Восточного Средиземноморья и даже египетский фаянс. Некоторые из экспонатов — например, родосско-ионийская керамика — датированы VI веком до н. э. А предметы из краснолаковой керамики изготовлены в Боспорском царстве в I–III веках н. э.

«В формах сосудов и в рисунках, покрывающих их поверхность, — безупречный вкус, стремление к совершенству. Как и во всех творениях скульптуры и архитектуры античного времени»,

— отмечает хранитель дореволюционной коллекции и декоративно-прикладного искусства музея Светлана Гайденко.

Бутылочка для нюхательного табака. Китай, ХIХ век. Фарфор, прорезной орнамент, цветная глазурь, золочение
Фото: Сергей Рябчиков / ИА «Победа26»

Большинство из этих уникальных вещей были найдены на рубеже ХIХ–ХХ веков при археологических раскопках городов Пантикапеи, Ольвии, Фанагории и Херсонеса Таврического. До революции обнаруженные в Северном Причерноморье античные ценности украшали апартаменты председателя Императорской археологической комиссии, графа Алексея Бобринского. В 1931 году эта коллекция поступила в Эрмитаж.

Блок декоративно-прикладного искусства на нынешней выставке дополняют изделия из фарфора, металла, дерева, слоновой кости из Китая, Японии и Персии.

Полотна императрицы

Центр притяжения экспозиции — 17 произведений XVII–XIX веков, написанных мастерами из Франции, Фландрии, Германии, Голландии, Дании, Италии, Испании. Самое раннее произведение, представленное на выставке, — «Женский портрет» Пьера Миньяра. По мнению кураторов, это интереснейший образец французской живописи эпохи Людовика XIV. Работа прославленного французского художника Луи Лагрене Старшего на библейский сюжет «Крещение», очевидно, была написана в России: как в раз в эту пору (1760–1763 годы) маэстро преподавал в только что образованной Академии художеств в Петербурге.

Небольшое полотно «Детский хоровод» — кисти венецианского живописца Джулио Карпиони. Его творения почти не встречаются в нашей стране. Эта редкая картина была приобретена в Берлине и доставлена в Зимний дворец по указанию императрицы Екатерины II.

Элизабет Иерихау «Греческий пастушок» (1869 г.)
Фото: Сергей Рябчиков / ИА «Победа26»

А вот полотно датской художницы Элизабет Иерихау «Греческий пастушок» (1869) попало в Россию благодаря императрице Марии Фёдоровне — бывшей датской принцессе, матери Николая II. В 1918 году произведение стало достоянием Государственного Эрмитажа, а в 1936 году было передано в ставропольский краеведческий музей, откуда затем оно попало в СКМИИ.

Набросок от скуки

На выставке можно познакомиться и с творчеством мэтров отечественного изобразительного искусства. Например, с пейзажами художников-передвижников Константина Коровина, Леонида Туржанского и Николая Дубовского. А ещё один видный передвижник, влиятельный и разноплановый художник Илья Репин представлен в экспозиции всего одним карандашным наброском на бумаге.

«Беглый, изящный графический рисунок, вероятно, сделан по памяти. На листе надпись: «4-е заседание в Академии художеств. 4 марта 1891 года». Скорее всего, Репину стало скучно, и он изобразил неброский северный пейзаж: болотистую местность с наклонившимися тонкими деревцами — таких уголков много неподалёку от Санкт-Петербурга»,

— поясняет Светлана Гайденко.

Пейзаж Ильи Репина
Фото: Сергей Рябчиков / ИА «Победа26»

Герои и драматурги

Явный плюс экспозиции — возможность увидеть гравюры, выполненные мастерами Франции, Голландии, Италии, Испании, Германии, Австрии в различных техниках. Темы работ самые разные — библейские сюжеты, животные, пейзажи, герои Французской революции XVIII века и даже карикатуры. Также коллекцию гравюр украсили копии работ известных европейских живописцев XVI–XVIII веков.

Впечатляет зарисовка барельефа с изображением древнеримского героя Гая Муция Сцеволы. Она выполнена неизвестным русским художником ХIХ века. Благодаря его упорству и мастерству произведение выглядит потрясающе объёмным.

Зарисовка барельефа с изображения Гая Муция Сцеволы
Фото: Сергей Рябчиков / ИА «Победа26»

В череде картин, амфор, литографий и даже ковров маяками выставки служат каменные барельефы и скульптуры. В основном это слепки с античных и средневековых оригиналов, памятников эпохи Возрождения. Среди экспонатов знатоки смогут узнать бюст римского императора Октавиана Августа, изготовленный из трёх видов мрамора, или бюст философа Сенеки из бронзы. Представлены на выставке и лучшие образцы аттической пластики, среди которых — портрет драматурга Эсхила и изображение древнегреческого бога Гермеса.

Пройдя по залам «золотой коллекции», каждый зритель сможет отыскать что-то близкое и интересное. И даже поменять свои эстетические приоритеты: продолжительность работы экспозиции позволяет посмотреть её несколько раз.

«Выставка действительно позволяет совершить интеллектуальный вояж в пространстве и во времени, любуясь этими бесценными творениями»,

— делятся впечатлениями первые посетители экспозиции.

Первые посетители уже познакомились с представленными на выставке шедеврами
Фото: Сергей Рябчиков / ИА «Победа26»
Авторы:Сергей Рябчиков