— Роман, как возникла идея проведения «Кsтати Феста»?
— Мы задавались вопросом: почему на Ставрополье такое затишье в плане рок-фестивалей? По сравнению с соседями — Ростовской областью и Краснодарским краем — мы на периферии. Там даже в райцентрах ежегодно организуют по два-три разных фестиваля, в зависимости от местных музыкальных пристрастий (рок-, поп-, этно- или джазовой музыки). И все они проходят на высоком уровне, с участием именитых хедлайнеров.
В крае немало рок-групп и исполнителей с высоким творческим потенциалом. Но им нужны большие площадки и публика, чтобы получать обратную связь, видеть живую реакцию на своё творчество. А публике — знакомиться с новыми талантливыми исполнителями и узнавать о развитии уже известных групп. И мы решили подготовить фестиваль на открытой площадке под Ставрополем.
Я бросил клич в соцсетях. Помимо местных, неожиданно отозвались музыканты из Москвы, Ростова, Краснодара, Махачкалы, Астрахани и даже из Казахстана. Стало ясно, что это будет межрегиональный фестиваль.
— Как проводился отбор групп? Или включали всех желающих?
— Число заявок довольно быстро превысило 30. Это много для двух фестивальных дней. Стало очевидно, что нужен отбор команд. Чем и занялся пул музыкантов-профессионалов, мнению которых я доверяю. Пришлось отказать группам, которые не вписывались по жанру музыки. Ещё одно важное условие: никаких каверов — играть только авторские композиции! И, конечно, мы оценивали профессионализм претендентов. Для этого группы присылали качественные аудиозаписи своего репертуара, в крайнем случае — видео с концертов.
Когда мы проредили список, остались 24 участника. Среди них — московские «Середина», Anckora и Violett из Казахстана, которая как раз в августе совершала мини-турне по городам КМВ. В итоге на фестивале в режиме нон-стоп выступали по 12 групп в день.
— Какие из местных групп, на ваш взгляд, наиболее интересны?
— Мне кажется, самая талантливая, оригинальная, очень сильная в музыкальном плане — «Шестая палата» из Невинномысска. Их стиль близок к пост-гранжу, инди-року, а музыка созвучна настроению группы «Сплин». «Шестая палата» щепетильна к качеству и смыслам текстов. В них угадывается симпатия к творчеству Иосифа Бродского, Владимира Высоцкого и Александра Башлачёва.
Приковывает к себе внимание дуэт из Невинномысска «Династия» (Алексей Решетняк и Татьяна Овчеренко). Их творчество близко к бард-эстетике. «Тяжёлую» музыку представляют, как минимум, две группы сильного уровня: Jung, Salastcora.
Нишу поп-рока уверенно занимает «Между строк». Эти музыканты вполне могут претендовать на статус российских звёзд. При грамотной и интенсивной раскрутке, конечно.
— Мне доводилось слышать мнение, что гаражные группы в творческом плане интереснее профессиональных коллективов. Как думаете, почему?
— Например, есть ставропольская группа SVOI, которая исполняет собственные композиции. И они же — проект «Жигули», который нацелен на коммерческий успех и исполняет песни известных исполнителей вроде группы «Ленинград». Несомненно, оба этих проекта профессиональные.
Но есть невинномысские «Династия» и «Шестая палата», которые про чистое творчество. Видно, что у этих музыкантов есть потенциал, даже хиты. И профильное образование здесь не принципиально. Профессионализм — это не только умение читать ноты с листа, а способность к оригинальному, уникальному музыкальному мышлению.
Я знаю минимум три команды в крае с творческими задатками, позволяющими подняться до всероссийского уровня. Таким самородкам должна помогать система музыкальной индустрии. Поэтому, проводя фестиваль, я ставлю перед собой сверхзадачу: найти талант, чтобы о нём услышала вся Россия.
— Какие ещё цели вы намечали, организуя «Кsтати Фест»?
— Первый фестиваль — показательный, это, скорее, способ проверить формат на жизнеспособность и востребованность. Но прежде всего мы хотели привлечь молодёжные группы, поощрить их стремление к творчеству.
— В сентябре вы провели ещё один фестиваль — в ставропольском парке Победы.
— Да, было желание показать, что умеем работать на разных площадках. Там участвовали танцоры, поэты, фольклористы, рокеры и барды: мы хотели объединить разные форматы и направления творчества.
— В чём, по-вашему, уникальность ваших акций в сравнении с фестивалями в соседних регионах?
— Мы ещё только в начале пути, нарабатываем опыт. И стремимся к тому, чтобы это была широкая творческая площадка, где происходит синергия разных видов искусства. Это началось на «Кsтати Фесте»: если не интересна какая-то группа, во время её выступления можно было заняться чем-то другим — например, посмотреть hand made ставропольских художников и умельцев.
На фестивале в парке Победы мы эту идею развили. Поэты находят музыкантов, музыканты — текстовиков для своих произведений, художников для музыкальных альбомов, мастера видеосъёмки, чьи работы могут привлечь внимание и музыкантов, и публики. В результате могут появиться новые творческие проекты, которые привносят разнообразие в культуру Ставрополья и всей страны.
— Как вы полагаете, наш край готов к проведению масштабных рок-фестивалей, резонансных музыкальных ивентов?
— Молодёжи даже в одном Ставрополе — десятки тысяч. Думаю, в крае есть вся необходимая инфраструктура для проведения крупных музыкальных акций.