Александр, для вас облик Ставрополя — семейное дело. Ваш прадед Андрей Голуб, скульптор-лепщик, создавал этот город. Это его история повлияла на ваше решение быть краеведом?
— Действительно мой прадед огромное количество памятников вылепил вместе со своей бригадой. Мемориал «Вечная слава» у подножия Крепостной горы, каскадная лестница, мемориал «Холодный родник» на улице Ленина создавались его руками. Также он автор лепнины в большом читальном зале библиотеки имени Лермонтова, лепнины ресторана «Колос», которая, к слову сказать, до сих пор цела.
Мой прадед прошëл достаточно долгий путь, он учился самому делу скульптора, лепщика и каменщика на Северном Кавказе. Эту практику он транслировал своим ученикам, которые до сих пор живы.
Я узнал об этом ещё в подростковом возрасте. Конечно, такие открытия побудили меня интересоваться историей города. Это стало одним из факторов, повлиявших на моё желание создать целую базу, в которой можно будет найти все архитектурные памятники Ставрополя XIX и начала ХХ веков. Так в 2012 году появился блог «Старый Ставрополь».
Александр, расскажите, есть ли в городе забытые достопримечательности, которые ещё имеют надежду на восстановление?
— Да, одна из них как раз озвученный ранее ресторан «Колос», который расположен в Центральном парке. Это памятник сталинского ампира, построенный в 1955 году. Его ещё можно восстановить. Там можно сделать летний концертный зал или ресторан с летними верандами, потому что это единственное в городе здание, у которого есть две ротонды по бокам.
Также ещё можно восстановить «Дом с привидениями», который находится на улице Комсомольской.
Мельница Гулиева была одним из самых красивых зданий, построенных в стиле промышленной архитектуры начала ХХ века. Оно обросло своими легендами. Здание можно приспособить под музей, современный торговый центр или жилой дом.
Забытой достопримечательностью можно назвать дом полицмейстера на Крепостной горе, в котором останавливался Александр Сергеевич Пушкин. Также забвению предали дом Щербаковых на улице Дзержинского, где бывал Михаил Юрьевич Лермонтов и прототип доктора Вернера из романа «Герой нашего времени» — врач Николай Васильевич Майер.
А что, к сожалению, спасти не удалось? Какие можно назвать значимые архитектурные потери старого Ставрополя?
— В наше время, а именно в XXI веке, потерянными для старого города оказались дома многих известных не только в Ставрополе, но и во всей России личностей. Это дом ставропольского Фенимора Купера — известного писателя Павла Кузьмича Белецкого, автора романов «В горах Даурии» и «Король тайги», которые прочно вошли в золотой фонд литературы царской России. Его дом располагался на улице Ленина в самом низу города.
А чуть выше дома Белецкого, на Ленина, 262, находился дом Петра Ивановича Хицунова, учителя словесности мужской гимназии. Он был историком, краеведом и публицистом, организовал в усадьбе своего дома первый в городе пункт метеорологической службы и стал её родоначальником в Ставрополе.
Ещё одной потерей для города стала гостиница «Тифлис» на проспекте Карла Маркса, которая принадлежала купцам Ивану и Василию Алафузовым.
Самой большой потерей для Ставрополя можно считать оригинальный фонтан «Лягушки» в Центральном парке. Чашу фонтана обрамляли летящие журавли, а по бокам у стилизованной каменной горки находились скульптуры детей, играющих с рыбой.
Эти фигуры напоминали героев сказки шведской писательницы Сельмы Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции». Так как советские скульпторы эпохи сталинского ампира часто за основу сюжета брали сказки, то возможно, что эта сказка могла послужить прототипом для создания сюжетной линии ставропольского фонтана.
Резиденция, в которой так и не побывала императорская семья, полностью исчезла с лица города. Особняк был снесён в конце 1960-х годов — начале 1970-х, когда на его месте решили строить магазины «Океан» и «Изобильный» на улице Мира. В то время не было такого большого количества структур и общественных организаций, которые могли бы заступиться за старинный особняк в центре города.
Но, например, заступились за дом-музей Шаляпина в Кисловодске. Его удалось отстоять благодаря писателю и искусствоведу Борису Матвеевичу Розенфельду. Именно его обращение в карикатурный журнал «Крокодил», где работал его друг, сохранило дачу музыканта. Хотя на месте дома планировали построить гостиницу.
На ваш взгляд, почему исчезают архитектурные памятники?
— Наверное, самой большой проблемой современного Ставрополя можно считать отсутствие вкуса у некоторых предпринимателей, которые покупают старинные здания. Вместо того, чтобы восстановить особняк, зачастую его просто обшивают материалом, который в буквальном смысле портит его внешний вид. Или же сносят, а на его месте строится многоэтажная коробка, которая не вписывается в исторический облик города.
Также к основным проблемам можно отнести некачественную реставрацию некоторых старинных зданий города, а ведь эти особняки можно приспособить под заведения общепита, гостиницы, молодёжные центры, например, тот же ресторан «Колос».
А есть примеры качественной реставрации?
— Есть. Например, здания, отреставрированные на фестивале по восстановлению исторической среды «Том Сойер Фест». Среди них — усадьба есаула Тимофея Арканникова на улице Ленина, а также комплекс зданий типографии Ткачёва на проспекте Карла Маркса, сейчас там находится кафе «Цвет граната», в котором воссоздан интерьер XIX века. Примером удачной реставрации может служить и усадьба отца Константина (Емельянова) на улице Лермонтова.
Скандалы, связанные с архитектурным наследием, периодически потрясают Ставрополь. Как вы думаете, почему в нашем городе так легкомысленно относятся к историческому облику?
— Необходимо прояснить один момент. Все структуры согласованно решают возникающие вопросы. Но поскольку порядок взаимодействия между ними достаточно сложный, в системе часто происходят сбои.
В таких случаях на помощь приходит общественность города. Она организует акции в защиту памятников и созывает собрания в городской администрации.
Одним из таких кейсов стали «Дельфины»?
— Да, здесь ситуация была достаточно сложной. Благодаря объединению сил мэрии и общественности удалось решить проблему с «Дельфинами». Уже сформирован отдельный проект по реставрации, утверждённый местными архитекторами и скульпторами. Это стало нашей общей победой.
Как вы относитесь к новоделам: арт-объектам, муралам, подсветкам? Как оцениваете арки, которые появились возле «Дельфинов»?
— Я считаю, что всё должно быть к месту. Например, хорошо смотрятся топиарные фигуры на Александровской площади. Также стоит отметить красивые муралы на стене стадиона «Динамо». Люди, которые бывают в городе, отмечают, что граффити не только качественно выполнены, но и вписываются в облик места.
Что касается арки вокруг «Дельфинов», то многие из общественников, горожан поддерживают мнение, что всё-таки она является лишним элементом. Я с этим согласен. Арки украшают фонтаны, но закрывают видовой просмотр на близлежащие памятники архитектуры. А ведь там находятся дом известной предпринимательницы XIX века и бывшее дворянское собрание.
И всё же есть ощущение, что памятникам прошлого стали уделять больше внимания. Как думаете, краеведение стало популярным?
— Да, в последнее время образовалось огромное количество групп, блогов, фотопроектов в социальных сетях, посвящённых Ставрополю. Но краеведение — это не просто мейнстрим для ставропольцев, которые любят свой город. Это ещё и стиль жизни.