

В семье Яцуковых Анна — первый профессиональный музыкант. Мама — строитель, папа — электрик, младший брат — звукорежиссёр. Бабушки с дедушками тоже не занимались музыкой, но играть умели — в доме часто звучали песни под баян.
Анна окончила колледж искусств. Она одна из участниц и солистка этнического и фольклорного ансамбля «Руда», а также ведёт сольный проект «Берегиня». Владимир — технолог машиностроения, работал на производстве, но со средней школы тоже увлёкся музыкой и сейчас работает звукорежиссёром, параллельно играя в группе.
«Одна из первых гитар, что появилась у нас, предназначалась для занятий Ани. Она была не очень хорошая, но вполне подходила, чтобы учиться»,
— вспоминает Владимир.


Анна рассказала, что с детства любила петь и играть на инструментах, но у неё всегда было много увлечений. Лишь заканчивая школу она поняла, что хочет стать музыкантом.
«Для меня музыка — это машина времени и портал между разными мирами, который помогает прочувствовать и создать атмосферу леса или города, времён 90-х или позапрошлого века — всего, что ты захочешь»,
— рассказала девушка.


Первым музыкальным инструментом, который восстановил Владимир, стала мандолина (струнный щипковый музыкальный инструмент, произошедший от лютни. — Прим. ред.) одного из их дедушек. Молодой человек признаётся, что сперва воспринимал её, как «донора» — с неё колки для починки своей гитары. Однако всё изменилось, когда Анна присоединилась к ансамблю «Лествица» и привела туда брата.
«У нас часто так бывает, что сначала я куда-то иду, потом привожу туда Владимира, он начинает этим заниматься и преуспевает иногда больше, чем я. А ещё он может всё сделать. Это у него от наших родителей»,
— поделилась Анна.


На одной из репетиций Владимир сказал, что у них дома есть мандолина. Остальные музыканты попросили принести инструмент. Он был в ужасном состоянии: расшатанная колковая механика, повреждённые порожки и лады, рассохшаяся дека.
Восстановление шло долго. Сначала пришлось купить подструнник из редкой древесины — палисандра.


«Это дерево очень плотное и хорошо передаёт звук, добавляет низких частот. Если взять металлическую заготовку, она будет близка по звонкости, по атаке, скорости нарастания звука, но будет сильно звенеть. Палисандр же добавляет древесной теплоты и хорошо направляет звук в корпус»,
— вспоминает Владимир.
Часть деталей для ремонта нашли на рынке, некоторые элементы заказали из Китая. Трещины на корпусе пришлось склеивать эпоксидной смолой.
После того, как молодой человек восстановил инструмент, он сам заиграл на нём в коллективе. Это оказалось непросто, так как нужно быстро перебирать струны (этот приём называется «тремоло»). За счёт того, что у мандолины две струны, которые настроены в одну ноту, создаётся ощущение, что играет не один инструмент, а сразу два или три.
Однажды Владимир сделал из старого рояля бас-гитару. Инструмент появился в семье ещё до рождения Анны. У него лопнула чугунная рама, исправить поломку не вышло, и родители сделали из рояля мебель.
«У меня была китайская бас-гитара. Гриф довольно хороший, ровный, из хорошего дерева. А вот корпус — из чего-то непонятного. Он был слишком лёгкий из-за чего баланс был нарушен. Я решил сделать новый корпус из остатков рояля. В итоге тоже ошибся с расчётами и пришлось доставлять тяжелый элемент, но всё равно стало намного лучше»,
— вспоминает Владимир.


После этого настала очередь бубнов. Анна всегда хотела себе такой инструмент, но хорошие бубны, сделанные вручную, стоят десятки тысяч рублей.
Однажды знакомая заказала бубен в магазине. Покупка разочаровала — к основанию степлером был прикреплён кусок искусственной кожи, который используют для обтяжки мебели. Мастеров, которые могли исправить ситуацию, в городе не нашлось. Поэтому сестра обратилась к Владимиру.
«Я знаю: если брат даже чего-то не умеет, он разберётся и сделает, как надо»,
— уверена Анна.


Владимир долго не решался приступить к работе над бубном — ведь это совсем другой материал и технологии. Решить задачу помогла информация из интернета.
«Пришлось вручную прошить край, который крепится к основе. И, скажу вам, что шить кожу вручную — занятие для терпеливых. Я всю ночь прокладывал шов. Понял, почему за такие инструменты просят большие деньги»,
— вспоминает мужчина.
Затем Владимир взялся делать бубен для сестры. Ей предстояло ехать в другой город на выступление и время уже поджимало. Деревянную основу и натуральную козью шкуру мастер заказал в интернете. Затем тщательно её вымочил, отмыл, обезжирил и натянул на основу. Когда бубен высох — промаслил касторовым маслом. Теперь инструмент сопровождает Анну на концертах и перформансах.
Анна занимается музыкой уже 13 лет. Помимо бубна, она играет на гуслях и глюкофоне. Девушка популяризирует этническую и народную музыку и признаётся, что для неё каждое выступление это звукотерапия с национальным колоритом.
Владимир, помимо основной своей работы, тоже играет в музыкальной группе, а также много лет участвует в спектаклях «Театра на Гагарина».
«Для меня музыка — универсальный инструмент, который дан человеку от природы. Это способ ощущать, создавать, наслаждаться — не обязательно быть исполнителем, чтобы быть причастным к миру искусства»,
— считает Владимир.


Брат с сестрой и дальше планируют заниматься творчеством, потому что без него не представляют своей жизни. Планов делать новые или восстанавливать какие-нибудь музыкальные инструменты у них пока нет, но они уверены, что если такая необходимость появится — всё получится.