

Артём слеп от рождения. Как рассказала Анастасия, причиной стали преждевременные роды — ребёнок появился в 6,5 месяца и весил всего 980 граммов.
«Когда я впервые его увидела, он лежал в специальном кювезе для недоношенных деток, в вязаной шапочке и вязаном жилете»,
— рассказала Анастасия.
Так одевают родившихся раньше срока малышей, чтобы они были в тепле. В таком положении при дальнейшем росте есть риск, что у малыша может отслоиться сетчатка глаз. Это и случилось с Артёмом. Начался поиск нужных специалистов, многочисленные операции.
«Тогда я часто думала, что, вместо того, чтобы наслаждаться материнством, практически всё время с сыном проводила в больничных стенах»,
— призналась Анастасия.
Тогда она пережила большой страх, ей было сложно принять и понять сложившуюся ситуацию. Когда Анастасия с мужем привезли впервые Артёма в Санкт-Петербург для консультации с офтальмологом, они удивились количеству детей с похожим диагнозом. Именно там Туминовы познакомились с такими же семьями, где растут незрячие дети. Общение с ними, их истории, поддержка постепенно рассеивали туман будущего, взращивая силу и уверенность в том, что трудности можно преодолеть.
В первые два года жизни врачи боролись за зрение Артёма, проводя множество операций. Но зрение спасти не удалось. Всё, что есть сегодня, — это светоощущение на правом глазу.


Когда Артёму исполнилось три года, Анастасия и её супруг задумались о том, что сыну необходимо посещать специализированный детский сад. Выбор пал на дошкольное учреждение при школе-интернате №18 в Кисловодске, в котором обучаются дети с нарушением зрения со всей России.
Это учреждение оставило особое впечатление у Анастасии. Первое, на что она обратила внимание, — это уверенные шаги незрячих детей по коридорам: они спешили на занятия или по своим делам, только иногда помогая друг другу.
«Мы сразу познакомились с директором Светланой Александровной Кислюк. С порога почувствовали тёплую атмосферу»,
— рассказала Анастасия.
Позже Артём и Анастасия посетили одну из групп, где познакомились с педагогом Ириной Каргиновой. Здесь слабовидящие дети вместе играли и общались. Голос Артёма привлёк их, и Анастасия с комом в горле наблюдала, с каким интересом с её трёхлетним сыном знакомились и общались такие же незрячие малыши.


Неравнодушие педагогов и уютная атмосфера дали понять, что это лучшее место для Артёма, и летом он вместе с мамой попал на летний интенсив-сессию «Мамина школа». Здесь родителей учили взаимодействию, преодолению трудностей с ребёнком, у которого есть нарушения зрения. На круглых столах взрослые делились своими историями.
Потом Туминовы переехали из Ставрополя в Ессентуки, и уже в сентябре Артём пошёл в детсад.
Анастасия признаётся, что сыну также помогла социализироваться младшая сестра София, которая родилась, когда Артёму было 2,5 года. Дети хорошо ладят, придумывают свои игры, смотрят мультфильмы, слушают сказки. Не оставляют Артёма без поддержки дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры, бабушки и дедушки — вся семья окружила мальчика теплом и любовью настолько, что мальчик не чувствует, что он особенный.


Интерес к музыке Артём проявлял примерно с двух лет. Родители приобретали разные музыкальные инструменты, с помощью которых Артём мог воспроизвести различные звуки: дудочки, колокольчики, ксилофон, губную гармошку, гитару и даже детскую профессиональную гармонь. Потом мальчик стал осваивать синтезатор, на слух подбирал мелодии.
Однажды, впечатлившись уроками музыки незрячего учителя Вячеслава Александровича, попросил у родных баян. Дедушка принёс Артёму старенькую советскую гармошку «Малыш».
«Артёму очень понравился инструмент, он стал подражать педагогу в саду и «проводил» уроки музыки для всей семьи, начиная так же, как Вячеслав Александрович: «Здравствуйте, детишки. Начинаем занятие. Сегодня поём песню про осень»,
— вспоминает Анастасия.
Артём подбирал ритм к песням «Катюша», «Ах, Самара-городок», «Идёт солдат по городу» и даже читал стихи под маленькую гармошку.
О барабанах Артём узнал в шесть лет, когда, гуляя с семьёй, услышал их звучание на улице. Мальчик захотел попробовать, и тогда Анастасия с супругом привели сына на пробное занятие, не понимая, как у Артёма это может получиться:
«Я не понимала, как он сможет на них играть, как будет попадать даже не руками, а палочками по всем барабанам, одновременно играть двумя руками и ногами».


Родители Артёма удивлялись тому, как, отбивая ритмы дома на всех подряд поверхностях, мальчик быстро осваивал технику, как чувствовал музыку.
Первые уроки для Артёма проводил 19-летний преподаватель частной школы в Пятигорске Александр Тытюченко. Молодой наставник за полгода показал мальчику основы игры на инструменте. На первом отчётном концерте Артём сыграл сольно, и его многие сразу отметили.
«Я подумала: почему бы не попробовать участвовать в конкурсах. И так у него понеслись выступления перед большой публикой, первые места»,
— призналась Анастасия.
Далее обучать Артёма барабанам взялся опытный преподаватель Юрий Гурованов из Ессентуков, который увидел одарённость маленького Артёма, его способность творить, как взрослый музыкант. Педагог стал наставником мальчика, не имея никакой практики обучения незрячих детей.
Сейчас Артём выступает на сцене и обожает ощущение большого концертного зала, конечно, всегда ожидая аплодисментов. На каждом мероприятии они разные, признавался Артём маме:
«На прошлом концерте мне громко аплодировали и кричали «молодец». А в этот раз очень долго хлопали и кричали «браво».
Артём уже побеждал на различных международных, всероссийских и краевых фестивалях, где выступал наравне со зрячими детьми. Одно из главный достижений — окончание детского сада. Летом Артём прошёл комиссию и готовится пойти в первый класс.


Не все родители, воспитывающие детей с инвалидностью, могут принять особые обстоятельства, которые так внезапно появились в их жизни. Безусловно, с особенным ребёнком непросто. Но только в их руках сделать свою жизнь и жизнь своего чада яркой, насыщенной, запоминающейся. А ещё создать общество, в котором люди с инвалидностью будут личностями с таким же правом на счастье, как у других. Такое мнение выразила Анастасия и обратилась к родителям, которые столкнулись с непростым диагнозом своих детей, связанным не только с потерей зрения:
«Не прячьте своих детей, не стесняйтесь, ходите с ними в парки, музеи, на концерты, путешествуйте с ними. И пусть вас не останавливают взгляды прохожих — только так можно научиться достойно их выдерживать: улыбнуться в ответ или смело посмотреть в глаза. И только так можно сделать шаг в сторону инклюзии».