

Одиннадцатиклассница Дарья Божко поделилась, что ей нравится изучать новое в разных сферах.
«Конечно, было бы здорово получить высокие баллы на ЕГЭ, но это не главная цель. Мне важно быть разносторонне развитым человеком»,
–– сказала ученица.
Дарья Божко подчеркивает, что на её интерес к учёбе оказала влияние её семья.
«Я благодарна своей бабушке за то, что в детстве она развивала мою память. Мы изучали фрагменты из сказок, рассказы Чехова, стихи. А ещё устраивали что-то вроде сценок, вместе цитировали небольшие фрагменты диалогов между героями»,
— поделилась девушка.


Отличница Ангелина Гейвандова считает, что родители –– это наставники, которые направляют детей на правильный путь.
«Я занималась бисероплетением, танцевала, играла на скрипке. Всё это способствовало развитию дисциплины. На кружки меня, конечно, записывали родители»,
— поделилась девушка.
Ангелина рассказала, что её вдохновляет стремление стать лучше.
«А ещё меня мотивирует окружение — позитивные люди. Общение с теми, кто поддерживает, помогает преодолевать трудности»,
–– сказала школьница.


Отличник Владислав Крамаренко утверждает, что дисциплина — ключ к успешной учебе. Он советует составлять план и придерживаться его, а также не откладывать дела, чтобы избежать долгов по учёбе.
«Для меня главной мотивацией является поступление в вуз в крупном городе. Благодаря хорошей учёбе, у меня есть шанс переехать и получить хорошую профессию»,
–– сказал ученик.


«Также меня мотивируют новые вещи. Как-то я договорился с родителями, что если хорошо закончу вторую четверть, то мне купят новый телефон. Я думаю, что такие методы полезны, но не стоит ими злоупотреблять»,
— поделился школьник.
Парень считает, что также для успешной учебы важно осознавать цель. А награды за достижения, как материальные (бонусы, подарки), так и нематериальные (похвала, признание), могут существенно повысить мотивацию.
Отличница Полина Росинская усердно учится, чтобы поступить в университет, получить качественное образование и найти хорошо оплачиваемую работу.
Чтобы учиться лучше, школьница повторяет пройденный материал, внимательно слушает преподавателя и придумывает ассоциации.
«Регулярное повторение и практика пройденного материала в школе помогает запоминать информацию надолго. Также очень важен процесс слушания. Конспект остаётся в тетради, но очень часто учителя приводят какие-то примеры к тому или иному термину, что лучше помогает понять новый материал»,
–– поделилась девушка.


Отличница Дарья Ивакина считает, что если мотивация к обучению не была привита родителями в детстве, то в дальнейшем её не будет.
«Я хочу отлично закончить школу и сдать экзамены, чтобы поступить на бюджет в медицинский вуз на лечебное дело. В хорошей учёбе я вижу своё безопасное будущее»,
–– поделилась девушка.
Школьница также отметила, что даже мотивированный учиться ребёнок может утратить настрой.
«Бывают учителя, из-за которых теряется интерес к учёбе. У меня так было в начальной школе. Но благодаря другим педагогам желание учиться вернулось»,
–– сказала Дарья.
Школьница отмечает, что с 10-го класса учиться стало сложнее, ведь началась подготовка к экзаменам.
«Я нашла оптимальное время для учёбы, когда у меня лучшая концентрация. Создала комфортную атмосферу. Отключаю уведомления на телефоне и использую аромасвечи, которые помогают мне сосредоточиться. Свеча горит три часа, всё это время я делаю уроки, такая привычка появилась»,
–– рассказала отличница.
Педагог по химии и биологии лицея №8 Будённовска Любовь Фурсова считает, что для того, чтобы заинтересовать детей, на уроках нужно применять игровые элементы — викторины, загадки, кроссворды.
«Тяга к знаниям у ребёнка во многом зависит от учителя. Педагог должен быть интересным оратором. Важно учитывать человеческий фактор: учитель не должен переносить свои личные проблемы на учеников. Дети с удовольствием ходят на уроки, когда им интересно и спокойно»,
–– считает преподаватель.


Педагог отмечает, что желание учиться у детей видно даже в мелочах.
«Организованные ученики отличаются от неорганизованных. Это видно уже на перемене: один пришёл, бросил портфель и убежал, а другой сразу начинает готовиться к занятиям»,
— поделилась Любовь Фурсова.
По словам педагога, даже у отличников бывают трудности на экзаменах, и это связано с волнением.
«Фактор волнения особенно проявляется у успевающих детей. Обычно именно они, несмотря на свою подготовленность, теряются на экзамене. В таком случае может быть нужна работа с психологом. Есть общие рекомендации, но я всегда советую обращаться к специалисту»,
–– сказала педагог.
По мнению ставропольского клинического психолога Марины Грицай, если ребёнок ощущает свои достижения и понимает значение учебного процесса, у него возникает мотивация.
«Дети теряют желание учиться, когда со стороны родителей происходит давление, сравнения и обесценивание. Также часто родители ждут, что дети оправдают их ожидания. Важно хвалить за старания и показывать, зачем нужны знания в жизни. Необходимо не заставлять, а пробуждать интерес. Важно помогать связывать учебный материал с реальностью и отмечать даже самый малый прогресс»,
–– подчеркнула специалист.


Психолог добавила, что для успешного обучения важны распорядок дня, навыки планирования и умение доводить начатое до конца, а также привычка читать бумажные книги. Ключевые условия для концентрации — это тихое пространство без отвлекающих гаджетов, хорошее освещение и удобный стол.
Специалист также отметила, что перед экзаменами родителям важно быть рядом, создавая спокойную атмосферу, а не давить фразами: «ты не сдашь», «не получится», «у тебя осталось мало времени». Родителям важно показывать, что они ценят ребёнка не только за его оценки.
«Есть дети с нейроотличиями, которые откладывают подготовку до последнего момента, и это нормально –– не стоит их за это ругать. Это связано с особенностями нервной системы, а не с тем, что ребёнок ленивый или бездарный. В то же время, есть дети, которые начинают готовиться заранее, что тоже нормально»,
–– объяснила психолог.
Марина Грицай подчеркнула, что у детей могут вызвать тревогу сложные предметы и атмосфера в классе.
«Эмоциями можно заражаться друг от друга. Это похоже на эффект в самолёте: даже если у вас нет аэрофобии, если рядом кто-то тревожится или плачут дети, вы тоже начинаете испытывать беспокойство и предвосхищать что-то плохое. То же самое касается экзамена, это как полёт на самолете –– взлёт, полёт на высоте и посадка»,
–– отметила спикер.


Психолог подчеркнула, что при волнении самое главное –– это глубокое дыхание.
«Существует эффективное нейробиологическое упражнение, которое не так широко известно, но помогает активировать парасимпатическую нервную систему, отвечающую за расслабление. Для этого нужно сделать свободный вдох, не раздувая лёгкие, а сосредоточиться на глубоком выдохе, максимально выдыхая воздух, даже когда кажется, что его не хватает. После этого следует сделать очень глубокий вдох, который в нейробиологии называют «первородным вдохом» –– как будто бы вдох новорождённого. Это помогает активировать парасимпатическую систему»,
–– поделилась психолог.