

Розалия Григорян работает учителем в школе с углублённым изучением английского языка №12 Пятигорска. Возможность быть рядом с детьми, помогать им раскрывать свои способности и верить в себя — именно это Розалия считает по-настоящему значимым в работе. В профессию она пришла совершенно неожиданно для себя, поскольку училась на лингвиста, подрабатывала репетитором и не планировала работать в школе. Но всё изменилось, когда после обучения в магистратуре она пришла на урок к подруге — та как раз проходила практику в школе.
«Там меня пригласили попробовать себя в роли учителя. С этого началась моя работа в школе»,
— рассказала Розалия.


Розалия нашла способ заинтересовать учеников. По её опыту, даже самые сложные темы становятся понятнее и ближе, если построить их через диалог.
«Современным школьникам очень важно видеть смысл в том, что они делают. Если показать, как знание пригодится в жизни, они включаются с интересом. Помогают практические задания, проекты, возможность попробовать себя в разных ролях. Кроме того, детям необходимы внимание и поддержка. Когда они чувствуют, что учитель верит в них, готов выслушать и помочь, появляется внутренняя мотивация»,
— сказала собеседница.
Школьники стали массово пользоваться искусственным интеллектом для выполнения домашних работ, и многие учителя и родители видят в этом проблему. Однако, по мнению пятигорской учительницы, технологии больше помогают школьникам и преподавателям, чем мешают. Она сама пользуется ИИ при подготовке к урокам.
«Для школьников он полезен при поиске информации или выполнении творческих заданий, но при чрезмерном увлечении может снижать самостоятельность и критичность мышления. Для учителя — это серьёзная поддержка. Я использую технологии, когда готовлюсь к урокам: они помогают подобрать упражнения, визуальные материалы, тексты. Это экономит время и даёт простор для идей. Но главное я всегда оставляю за собой: живое общение, объяснение — то, чего никакая технология заменить не может»,
— поделилась Розалия Григорян.
Хорошее подспорье и для учителя, и для детей — современные цифровые образовательные платформы. Там есть онлайн-тренажёры и готовые тесты с автопроверкой, можно быстро выгрузить данные об успеваемости всех учащихся. Такая автоматизация позволяет педагогу выделить больше времени на общение с детьми и развитие их талантов.
«При этом важно не потерять баланс: технологии — это инструмент, а не цель. Личный контакт, обсуждения, живые уроки остаются незаменимыми»,
— утверждает учитель.


В школе №12 Пятигорска работает несколько молодых специалистов. Розалия — классный руководитель. И у её учеников уроки ведут тоже начинающие педагоги. Часто они приходят к ней за советом, и она старается помочь. У них даже появилась собственная традиция.
«После уроков мы собираемся у меня в кабинете на чай, обсуждаем трудности дня, делимся впечатлениями. Такие встречи помогают снять напряжение, найти решение, почувствовать поддержку. Фактически это и есть наставничество, пусть и неформальное. Я считаю, что помощь молодым коллегам — это одна из важных задач коллектива. Я тоже продолжаю учиться у опытных педагогов, перенимая лучшие практики. Считаю, что учитель должен быть одновременно наставником и учеником — это позволяет оставаться гибким, интересным и современным для детей»,
— сказала учитель английского языка.
Со стороны представителей других профессий также есть поддержка, отмечает она. Отношение к учителям постепенно меняется. Общество начинает больше замечать, насколько сложная и ответственная работа учителя. Всё чаще слышны слова благодарности, в том числе от родителей.
Профессии уделяют внимание и на федеральном уровне. Появились площадки для профессионального развития и обмена опытом: форумы классных руководителей, программы Центра знаний «Машук» и другие инициативы. Это помогает педагогам развиваться и чувствовать ценность своей работы. В целом, уважение к учителю становится более ощутимым.


Тем не менее, остаются актуальными некоторые проблемы в сфере образования: высокая нагрузка на учителей и кадровый дефицит, особенно в сельских школах. Не всегда хватает современного оборудования, а детям важно учиться в среде, которая соответствует их интересам и запросам.
«Серьёзный вопрос — уровень заработной платы: для молодых специалистов он часто не является мотивирующим фактором, и поэтому не каждый выпускник решает работать в школе. Кроме того, непросто выстраивать взаимодействие с родителями: не все готовы поддержать молодого педагога, и здесь тоже нужны доверие и диалог»,
— добавила Розалия.
Она считает, что в будущем предстоит делать ставку на развитие именно региональных образовательных площадок: конкурсов, форумов, школ педагогического мастерства. Они позволяют привлекать молодёжь в профессию, а учителям — чувствовать себя частью сообщества и видеть перспективы для роста. Также она считает необходимым больше внимания уделять техническому оснащению школ и внедрению современных методик обучения. Это позволит детям учиться интереснее и эффективнее, а учителям — работать результативнее.
«Профессия предполагает ненормированный график — не каждому удаётся в него влиться и не „выгореть“. После уроков — подготовка, проверка работ, общение с родителями, участие в школьных мероприятиях. Стараюсь планировать день, распределять задачи и выделять время для отдыха»,
— говорит учительница.
По словам Розалии, учитель должен не только владеть своим предметом, но и сочетать в себе разные амплуа.
«Современный учитель должен быть универсальным специалистом. От педагога ждут умения быть наставником, психологом, организатором, иногда даже медиатором в общении с родителями. Конечно, увеличилось количество отчётности, появилось больше стандартов и требований, но вместе с этим и новые возможности, которые помогают сделать уроки интереснее и ближе к запросам учеников»,
— заявила учитель.


В праздничный день она пожелала коллегам сохранять энтузиазм и любовь к своему делу, находить радость в каждом уроке и видеть, как растут и развиваются ученики.
«Пусть вдохновение и поддержка коллег всегда помогают справляться с трудностями, а каждый день приносит маленькие победы, которые делают нашу профессию по-настоящему ценной. Ученикам — любознательности, смелости пробовать новое и веры в свои возможности. А родителям — терпения и поддержки, ведь процесс образования — это трёхсторонний путь: учитель, ученик и родители вместе создают пространство для развития. Именно совместными усилиями мы можем помочь детям раскрыть потенциал и полюбить учёбу, шаг за шагом строя их будущее»,
— поздравила педагогов Розалия Григорян.
Ранее стало известно, что глава Ставрополья Владимир Владимиров наградил педагогов и школьников по итогам всероссийской олимпиады. Подробности — в фоторепортаже «Победы26».