

«Семья — ячейка общества», — говорили в СССР. В царские времена её считали основой государства, признаком благонадёжности и порядочности человека, источником его благополучия. А с учётом того, как относились к семье религиозные институты, например, в православии её называли «малой церковью», можно понять, какое значение брачным узам придавали в обществе.
Государство всегда было заинтересовано в укреплении института семьи, поскольку это прямо влияло на демографическую ситуацию. Когда в конце 1980-х годов стало расти количество разводов, в СССР разработали и ввели в школьную программу для старшеклассников предмет «Этика и психология семейной жизни». Но просуществовал он недолго, канув в Лету вместе с Советским Союзом.
В современном мире снова остро стоит демографическая проблема. Россия в этом плане, увы, не исключение. В ноябре 2022 года Владимир Путин утвердил указом Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в которых одно из ключевых мест отводится институту семьи.
Вскоре в Госдуме предложили разработать и включить в школьную программу новый предмет — «Моя семья» или «Семьеведение». И Институт стратегии развития образования совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания при поддержке Минпросвещения России такую работу выполнил.
Новый предмет, как и этика и психология семейной жизни в СССР, рассчитан на 34 часа. За это время школьники должны изучить историю семейных отношений с древнейших времён и роль семьи в современном обществе; составить родословную и сделать доклады о домашних традициях; узнать как правильно выстраивать отношения со своими родными: братьями и сёстрами, родителями, бабушками и дедушками.
Заодно школьники постигают, как планировать бюджет и вести домашнее хозяйство. Получают не менее важные знания о здоровом образе жизни, о том, как избегать конфликтов и сохранять дома благоприятную атмосферу. В выпускных классах подростки изучают правовые аспекты брака.
«Практика показала, что семьеведение эффективно способствует социализации детей и формированию у них устойчивых семейных ценностей при условии системного подхода и активного участия всех участников образовательного процесса»,
— прокомментировали корреспонденту «Победы26» в минобразования Ставропольского края.
В школе №22 краевого центра «Семьеведение» изучают уже второй год. Здесь с ребятами работают профессиональные специалисты из школьной социально-психологической службы. А занятия проходят в непринуждённой обстановке в комнате психологической разгрузки.
«У нас этот курс преподают психологи, которые имеют не только человеческий опыт взаимоотношений, но и качественное образование, и потребность передать эти знания школьникам. Дети им доверяют. И, соответственно, выбор не стоял: кто будет преподавать семьеведение. Конечно, психологи»,
— говорит директор школы №22 Людмила Ефременко.


На урок семьеведения собираются ученики разных классов. Все они уже испытали на собственном опыте, что такие занятия очень полезны. Поэтому учатся с интересом.
«Ребята работают с семейными архивами: документами, фотографиями. Создают родовое древо, готовят рассказы и презентации о своих близких, делают мини-выставки. Мы только второй год работаем, но теперь уже охватываем ребят с 5 по 11 класс»,
— рассказывает педагог-психолог Оксана Птиченко.


Одни школьники приходят прокачать свои психологические навыки, закрепляя лидерский опыт, другие прямо связывают такую учёбу с будущей карьерой психолога, третьи — находят ответы на вопросы из своего опыта.
«Этот предмет помогает нам лучше понять, почему семья важна в жизни каждого из нас. На занятиях мы обсуждаем не только историю, традиции, семейные ценности. Мы учимся строить здоровые отношения с близкими, что очень ценно для нашего будущего»,
— делится одна из 11-классниц.


Полученные на занятиях знания школьники применяют дома. Учитель может, например, дать домашнее задание: проработать отношения с братом или родителями. И подростки прорабатывают, разбираясь в причинах конфликта, если он есть, и устраняя их. Или высказывая то, что их по-настоящему волнует без повышения градуса диалога.
«Мы разбираем различные ситуации. Допустим, у меня что-то случилось, как я должен поступить? Все вместе пытаемся разобрать ситуацию, делимся реальными историями, чтобы прийти к общему решению и понять человека. Взаимоотношения с родителями, конечно же, улучшились. Я начал больше понимать их решения, их обязанности в семье»,
— говорит старшеклассник.


На занятиях по семьеведению школьники представляют свои презентации, смотрят и обсуждают видеоролики, выступают с докладами, а для этого им приходится тренировать актёрские и ораторские навыки. Одно из упражнений, которое помогает подросткам представлять свои достижения, называется «Солнце». Школьники рисуют круг, от которого отходят несколько лучей. В центре — любимая форма своего имени. Каждый луч предполагает рассказ о личных успехах в той или иной сфере. Проще говоря, о том, за что себя можно похвалить.
«Запишите, допустим, своё качество характера, любимое хобби, жизненную ценность, семейную ценность, на которой вы основываетесь. Например, какой я доброжелательный, любознательный, как люблю заниматься спортом, люблю свою семью, помогаю воспитывать брата, сестру. То есть, всё самое лучшее о себе»,
— разъясняет педагог и даёт старт работе.


Над ответами подросткам не приходится долго трудиться. Первым слово берёт Кирилл.
«Первый лучик, который я подписал, — это знакомства с людьми. Мне нравится узнавать больше о человеке. Второй лучик: люблю находить общие интересы, общие темы для разговоров. Мне нравится, когда люди занимаются спортом, как и я. Ещё мои хорошие качества: честный, доброжелательный, справедливый…»,
— начинает старшеклассник.


Его сверстница тоже увлекается спортом, в её активе хореография и художественная школа. Девушка рассказывает, что общительна, оптимистична, ценит в людях честность и справедливость. Любит путешествовать и всегда вместе со всей семьёй участвует в акции «Бессметный полк».
Среди многочисленных достижений другой старшеклассницы — участие в волонтёрских экопроектах. Она и её мама выезжали на побережье Чёрного моря для очистки акватории и пляжей от нефтепродуктов, а ещё помогали писать проекты для одного из экологических центров в Ставрополе. Девушка — именной стипендиат правительства региона.


Единственная пришедшая на занятия пятиклассница тоже справилась с заданием. Она рассказал, что занимается вокалом, играет на пианино, ходит в театральный кружок и увлекается танцами. Выступала в Москве, Санкт-Петербурге и в Сочи. Школьница призналась, что очень радеет за справедливость, и если кто-то на физкультуре нечестно играет, может крикнуть на нарушителя, но педагог-психолог Оксана Птиченко напомнила, что конфликты нужно решать по-другому: мирно.
«А ещё я очень люблю свою семью. У нас самая главная традиция — поездка к прабабушке на день рождения. Она живёт в ЛНР, и каждое 4 июля мы отмечаем там, несмотря на боевые действия поблизости. В этом году ей исполнилось 94 года»,
— делится девочка.


Итог занятия подводит педагог.
«Ребята, как много интересного, важного вы о себе сегодня рассказали! Горжусь вами. Продолжайте в таком же духе, вместе со своей семьёй, цените своих родных и друзей. Это важно во все времена»,
— резюмирует Оксана Птиченко.
Перспективы семьеведения в школах Ставрополья зависят от множества условий, отмечают в минобразования региона.
В первую очередь, нужны педагоги. Их начали готовить в Ставропольском краевом институте развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. В СКФУ создали кафедры воспитания и социализации личности, а также лабораторию по исследованию проблем семьи и детства.
«Кроме того, успех внедрения зависит от формирования конструктивного диалога между всеми участниками образовательного процесса, развития партнёрских связей с социальными институтами, учёта региональной специфики и потребностей общества»,
— прокомментировала «Победе26» первый замминистра образования Ставропольского края Ольга Волобуева.


Но главный опыт построения и сохранения счастливых отношений в браке, как отмечают опытные педагоги, ребёнок может получить в своей семье. А за это отвечают уже не в школе, а дома. Впрочем, может быть, новые знания помогут подросткам наладить и обратный процесс — посвятить в науку о семье своих родных и близких.
Ранее сообщалось, что за год количество многодетных семей на Ставрополье увеличилось почти на 5 тыс., и сейчас их около 50 тыс. По поручению губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова меры поддержки семьям с детьми предоставляет минтруда и соцзащиты населения региона.